Рай на земле: строительные технологии на службе мечте

Сколько человечество себя помнит, столько оно предпринимало попытки создать вокруг себя идеальную среду, обеспечивающую комфортное существование в любом месте 360 дней в году. И вот, в конце XX века был изобретен материал, который, кажется, приспособлен как раз для этого.

Рай на земле: строительные технологии на службе мечте

Проект теплицы про проекту арх. E.W. Godwin и Maurice B. Adams

В поисках потерянного рая

Райский сад из Ветхого завета — одно из первых описаний представлений человека об «идеальном мире». Эдем, названием которого происходит от иудейского слова «удовольствие», — это воплощение райской жизни во многих древних культурах: цветущие заросли, плодоносящие деревья, водные источники, теплый климат, гармоничное сосуществование природы и человека. При этом у рая всегда есть четкие границы, за пределами которых условия уже не столь благоприятные (и куда в любой момент можно «изгнать») — так же как у острова Утопия, описанного Томасом Бруком в 1516 году. Хотя философ эпохи Возрождения сосредоточился не на природном, а социальном климате, и на острове люди жили в гармонии с социальной и политической системой — в то время как в остальном мире царил полный хаос.

Примерно в это же время предпринимаются первые попытки устройства ботанических садов, в которых бы были собраны растения со всего мира — первый такой сад появляется в 1543 году в Падуе. К XVII веку получают распространение оранжереи и теплицы, технологии их строительства постепенно совершенствуются, и в течение XVIII и XIX веков в разных частях Европы возводится несколько «райских садов», населенных уже не только растениями, но и животными.

Хрустальный дворец. Интерьер. Джозеф Пэкстон. 1851

Изначально основным материалом для строительства «домов для зелени» было стекло. Особенно много их возводилось в Британии — стране заядлых садоводов, и стало строиться еще больше после 1840 года, когда в стране отменили налог на стекло. Кроме того, к этому моменту значительно усовершенствовались технологии массового производства стекла, и уже в 1851 году Джозеф Пэкстон построил в Лондоне свой знаменитый Хрустальный дворец, в котором способность человека повелевать природой стала демонстрацией экономической силы и власти государства. Под стеклянными сводами гигантской «оранжереи для людей» вместо даров природы были собраны лучшие плоды человеческого труда со всех концов света, и это тоже был своего рода «райский сад» — только в мире коммерции. С архитектурной же точки зрения это был настоящий прорыв, показавший, что с помощью каркасной технологии можно строить из стекла большие сооружения, которые, за счет прозрачности материала, сливаются с окружающей средой и кажутся ее отгороженной и привилегированной частью.

С материалом, о котором мы хотим вам рассказать, произошла схожая история, начавшаяся со строительства теплиц и достигшая кульминации в проекте строительства садов Эдема (по иронии судьбы, снова в Британии). Речь идет о фторполимерной пленке (ETFE).

Проек Эдем. Николас Гримшоу

Рай уже существует

Редко когда в строительстве появляется новый материал, который оказывает такое сильное влияние на принципы проектирования и облик зданий, как ETFE. Большая часть разработок последнего столетия были популярны лишь в течение краткого периода времени, а затем их использование постепенно сводилось на нет. Бетонные блоки были придуманы в 1950-е, их расцвет пришелся на 1960-е, но изменения в экономике и моде почти вывели их из обихода. Индустриальное домостроение активно развивалось в 1980-1990-е, но с тех пор (по крайней мере, на Западе) уверенно идет на спад. Значительные перемены коснулись лишь уже упоминавшегося стекла: в 1955 году изобрели флоат-стекло, из которого за счет закаливания и ламинирования можно было получать панели большого размера. Однако довольно большой вес и проблемы хрупкости и стыков по-прежнему означали, что многослойная стеклянная конструкция на крыше — рискованное и дорогостоящее предприятие.

Фрай Отто. Проект города в Антарктике. 58 Degrees To North («58 градусов к северу»)

Пленка ETFE — совсем другое дело. Лет 40 назад, изобретенная для нужд аэроскосмической промышленности, свою «земную» карьеру она, как и стекло, начала с теплиц и оранжерей. Однако значительно большие по сравнению со стеклом легкость, прочность и прозрачность довольно быстро обеспечили сополимеру этилена и тетрафторэтилена дорогу в «большую архитектуру». Например, немец Фрай Отто, который в этом году получил Притцкеровскую премию, собирался использовать ETFE еще в 1980-е —для строительства купола над первым в истории городом в Арктике. Однако проект под названием 58 Degrees To North («58 градусов к северу») так никогда и не был реализован. И громкая премьера фотополимерной пленки состоялась лишь в 2000-е, с открытием «Проекта Эдем» в Северном Корнуолле — ботанического сада площадью 22 тыс. кв.м, разместившегося в оранжереях под геодезическими ETFE-куполами.

Проект Николаса Гримшоу раскрыл потенциал нового строительного материала во всем великолепии. Под пленкой ETFE удается воспроизводить и поддерживать климат влажного экваториального леса (большая оранжерея) и Средиземноморья (малая оранжерея). Причем большая оранжерея, включающая несколько куполов общей площадью 1,559 га, считается самой большой в мире: ее длина 240, ширина 100, а высота — 55 метров.

Проек Эдем. Николас Гримшоу

Купола представляют собой конструкцию из легкого стального трубчатого каркаса и прозрачных полимерный панелей. Вес этих панелей на основе ETFE — всего 1% от веса таких же стеклянных, стоимость в два раз ниже, а термоизоляция выше. Плюс фторполимерная пленка пропускает больше света и ультрафиолета, а для растений и процесса фотосинтеза это крайне важно.

Наконец, с пленки ETFE легко смываются загрязнения естественным путем — дождем, потому как пыль и грязь в принципе плохо пристает к поверхности пленки.

После Eden Project, название которого на русский переводят иногда как «Райский сад», уже в первой декаде нового столетия на основе ETFE было построено еще несколько знаковых построек. Самые известные из них — спортивные сооружения: футбольный стадион Allianz Arena в Мюнхене (2006), олимпийский объекты «Птичье гнездо» и «Водный куб» в Пекине (2008) — о них мы рассказывали отдельно. И вот уже про ETFE знают все, и с каждым годом материал все набирает популярность.

Продолжение статьи здесь

Проек Эдем. Николас Гримшоу

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще