Рабочие моменты: 10 модных трендов по итогам Best Office Awards 2016

26 мая в Москве прошла очередная церемония вручения премии Best Office Awards за лучшие архитектурные и интерьерные решения корпоративных и общественных интерьеров. В этом году в конкурсе приняли участие 84 проекта, реализованных на территории России и Европы. Среди них международное жюри выбирало победителей в 10 номинациях, таким образом, обозначив 10 актуальных тенденций в проектировании офисных пространств.

Рабочие моменты: 10 модных трендов по итогам Best Office Awards 2016

«Организация пространства»: разделяем публичное и внутрикорпоративное

Жилые интерьеры последнее время стремятся так или иначе зонировать на «общественную» и «приватную» части. Причем каждая из них достаточно автономна и наполнена всеми необходимыми «удобствами». Но если первая открыта для всех гостей извне, то вторая — только для внутрисемейного пользования.

Судя по выбору жюри, аналогичный принцип признан эффективным и для офисных интерьеров: штаб-квартира уральского девелопера «Альфа-строй» (проект бюро VOX Architects) устроен именно таким образом. На первом этаже — клиентская зона с прозрачными во всех смыслах пространствами для работы и переговорными, на втором — кабинеты руководства и рекреационные зоны для сотрудников.

Офисы

Офисы

Штаб-квартира «Альфа-строй»

Такой подход позволяет разделить клиентские и внутрикорпоративные потоки, а значит, сделать «приватные» пространства в большей степени ориентированными на работников офиса, «без оглядки» на сторонних посетителей. Кстати, об офисе «Альфа-строй» мы уже писали в преддверии вручения премии в подборке проектов для архитекторов, девелоперов и строителей.

«Бренд и имидж/Ценности компании»: офис как шоурум услуг

Интерьер офиса строительной компании RD Construction, разработанного архитектурным бюро IND Architects (героями нашей постоянной рубрики «Перспективный план»), мы уже тоже рассматривали во всех подробностях. И всецело разделяем мнение жюри, что корпоративные ценности здесь вписаны особенно наглядно и удачно.

Офися

Офисы

Офис RD Construction

Например, бренд-бук — логотип в виде конструктора и фирменные цвета — стали основой для планировочного и колористического решения офиса. А поскольку компания RD Construction по праву гордится качеством выполняемых ею отделочных работ, в проекте предусмотрели максимум возможностей это качество продемонстрировать. По сути, большая часть конструктивных элементов интерьера —это «витрины» различных опций. Какими могут быть потолки, чем можно отделать стены — прогулка по просторному офису представляет собой последовательность разнообразных «материальных» впечатлений.

«Комфортная среда»: каждому сотруднику — простор для деятельности

На 5 этажах «золотой» башни БЦ «Меркурий Сити», выкупленных российским представительством JTI (Japan Tobacco International), на каждого из 500 сотрудников приходится в среднем 18 кв. м. Чтобы оценить, насколько это роскошно, достаточно узнать, что в новом офисе, спроектированном компанией Skidmore, Owings and Merrill совместно с Aukett Swanke, можно при необходимости организовать еще 620 (!) поп-ап рабочих мест, то есть усадить вдвое больше человек.

Офисы

Офисы

Офис JTI

При этом идея обеспечением «простором для деятельности» реализована довольно многопланово. Рабочие места сконцентрированы вдоль панорамных окон. Роскошные виды открываются и из стеклянных переговорных, и из лаунж-зон, куда можно переместиться в любой момент в течение дня. Кофе-пойнты, бары — работать можно отовсюду. А если необходимо тотально сменить обстановку, к услугам сотрудников зал для занятий йогой, игровая с бильярдом и аэрохоккеем и даже «спа-зона» с массажными креслами и душевыми комнатами.

«Светодизайн»: свет как неотъемлемая часть дизайн-концепции

Довольно часто в офисных пространствах источники искусственного света выбираются и размещаются исключительно из функциональных соображений. Оно и понятно, ведь правильное освещение рабочего места и комфортная световая среда играют ключевую роль в поддержании сбалансированного физического и эмоционального состояния сотрудников, а значит, и их производительности. И дизайн тут отходит на второй план.

Офисы

Офисы

Офис редакции Gazeta.ru

Однако Nefa Architects, разрабатывая еще один проект для своего давнего клиента «Рамблер и Ко», рассудила иначе. Интерьеры редакции издания Gazeta.ru, занимающей два этажа в здании XIX века «Даниловской мануфактуры», они превратили в «газетный лист», сделав почти все поверхности белыми. И именно свет, наряду с мебелью и обрамлениями проемов, стал одним из основных инструментов для «печати» графичных акцентов. В белой столовой с белого потолка свисают лампы с черными шнурами и абажурами, а в остальных пространствах из разнонаправленных светящихся тонких трубок созданы изящные композиции.

«Дизайн-идея»: главное — создание яркого, запоминающегося и «говорящего» образа

Это единственная номинация, где победили сразу два проекта: еще один интерьер Nefa Architects на территории «Даниловской мануфактуры» (для спортивного портала Чемпионат.com) и офис строительного холдинга «МРТС» авторства бюро «Арх Груп». Объединило их, пожалуй, точно найденные в обоих случаях выразительные средства, способные показать направление деятельности и компании, причем как в смысле специализации, так и в смысле стратегических принципов работы, способствующих корпоративному росту.

Офисы

Офисы

Офис Чемпионат.com

Например, элементы гимнастического зала в основном пространстве редакции Чемпионат.com — разметка на полу, сетка в качестве перегородок — намекает не только на спортивную тематику портала, но и на быструю реакцию, свойственную его сотрудникам, — на любой «бросок» из внешнего мира. Не обошлось, конечно же, и без экранов с прямыми спортивными трансляциями: мониторинговый зал со множеством плазменных панелей — главное смысловое и физическое «ядро» офиса. А один экран интегрировали непосредственно в стойку ресепшн — пусть и гости редакции будут в курсе последних спортивных событий.

Нетривиальную задачу решали архитекторы «Арх Груп»: отразить в интерьере такую специализацию, как строительство подводно-технических объектов магистральных трубопроводов нефтедобывающего комплекса. Однако это им удалось — акцентная стена у входной зоны в офис, отделанная листами перфорированного металла, напоминает морскую гладь с пузырьками воздуха, которые поднимаются на поверхность в тот момент, когда сложное оборудование погружается под воду.

Офисы

Офис

Офис строительного холдинга «МРТС»

Впрочем, дизайн-идея, подкупившая жюри, была существенно глубже — сделать видимыми и осязаемыми корпоративные принципы работы. В нем современный технологичный подход сочетается с бережным отношением к природе. В интерьере это взаимопроникновение натурального с рукотворным символизирует контрастная черно-желтая цветовая гамма и сочетание природных и натуральных фактур.

«Качество строительства»: бог — все-таки в деталях

Учебный центр SAP, спроектированный бюро Officeproject, всем своим видом говорит, что даже тогда, когда архитектура помещения далека от идеала (в данном случае были низкие потолки и засилье несносимых вентиляционных шахт), интерьер можно превратить в «конфетку», сфокусировав внимание зрителя на деталях — со вкусом подобранных и искусно исполненных.

Наиболее эффектной в новом центре стала общественная зона с ресепшн, откуда участники образовательных программ расходятся по учебным классам. Стены здесь обшиты шпонированными панелями с самыми разными рисунками, и прямо в них интегрированы элементы навигации. Благодаря этому один из директоров компании SAP Елена Щелчкова сравнила входы в аудитории со «входами в киноконцертный зал класса люкс».

Офисы

Офисы

Учебный центр SAP

Другая часть стен отделана еще более капризным в работе материалом — листами зеркала. А белые МДФ-панели, установленные вдоль двух проходов, с поразительным мастерством «прорезаны» желобами для источников света, которые так же естественно переходят на потолок. И тут, пожалуй, следует отметить заслуги генерального подрядчика проекта — компанию «Москва Красные Холмы»: награда в новой номинации, учрежденной в этом году по инициативе RD Construction, адресована в первую очередь ей.

«Лучший атриум бизнес-центра»: офисное общественное пространство как «театр ежедневных действий»

Думаем, другого победителя в этой номинации в этом году и быть не могло: речь идет о пока что единственном московском проекте Захи Хадид — бизнес-центре Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице. В скором времени — правда, уже в подмосковном иннограде Сколково — возможно, будет построено еще одно здание, IT-технопарка «Сбербанка» — и в таком случае оно станет последней постройкой Zaha Hadid Architects, к которому приложила руку сама Заха, скоропостижно ушедшая от нас в последний день марта 2016 года, еще до объявления результатов международного конкурса.

Приехать в Москву, чтобы получить приз премии Best Office Awards 2016, она уже тоже не смогла. Вместо нее заветную статуэтку принял Кристос Пассас — архитектор, с которым archspeech подробно беседовал на прошлой церемонии. Именно тогда он рассказал, что в концепции атриума Dominion Tower, реализацию которого с российской стороны поддерживало бюро Николая Лютомского АБ «Эллис», заложена новая парадигма построения офисных пространств, в которых непременно есть место для общения и выстраивания новых социальных взаимоотношений между сотрудниками.

Офисы

Офисы

Бизнес-центр Dominion Tower

Поднимаясь по центральной винтообразной лестнице, ты волей-неволей видишь, что происходит за прозрачными стенами офисов каждого пройденного этажа. Наблюдаешь рабочий процесс «живьем», а не просто хмуро киваешь кому-то в лифте. Людям нужен повод завязать разговор — а что может быть лучше, чем высказывание своего суждения о том, что другого больше всего интересует — о его работе?

А о стилистике эффектного черно-белого атриума нам рассказывал партнер Захи Хадид — архитектор Патрик Шумахер. В интервью archspeech он говорил об идее пересекающихся мостов, русском авангарде и суперматическом пространстве, которое порождает чувство полета. Как и все прочие проекты великой женщины-архитектора.

«Лучший зарубежный проект»: вдохновение следует искать в исходных данных

Еще один офис девелоперской компании в списке победителей — теперь на территории Индии. Авторами проекта Reflected Topography для крупного игрока на рынке недвижимости Bearys Group стало индийское бюро Collaborative Architecture. В нем, как и следует из названия (в переводе с английского — «отраженный рельеф»), форму определила форма — наличие у 9-метровой высоты потолка большой кессонной плиты 32×32 м, причем прямо в центре основного пространства, которое должно было стать многофункциональной общественной зоной.

Опираясь на несущую кессонную плиту колонну, как на «ствол», архитекторы придумали вырастить на нем «листву» из светодиодных прямоугольных рамок со скругленными углами. И в итоге светящаяся «крона» не только нивелировала недостаток помещения, но и стала его главной дизайнерской «изюминкой».

«Приз зрительских симпатий»: искусству есть место в офисе компании любой направленности

Как-то мы уже писали про необычные офисы финансовых фирм, в которых ключевую роль играют арт-объекты. Еще больше заточены на искусство креативные индустрии. Однако идея «приобщения сотрудников к прекрасному» стала проникать и в умы руководства, в том числе, фармацевтических компаний. Примером служит победитель Best Office Awards 2016 в еще одной номинации, определенный путем пользовательского голосования на сайте премии. Это офис компании «ГЕРОФАРМ» от архитектурное бюро Design Solutions.

Офисы

Офисы

Офис «ГЕРОФАРМ»

Рабочие и так называемые сервисные потоки (поход на кухню, в санузлы и прочие подсобные помещения), согласно техзаданию, нужно было разделить. Так в планировке появились два длинных коридора, в которых теперь проводят фотовыставки. А в перерывах между экспозициями коридоры и так хороши: многочисленные двери вдоль них архитекторы превратили в ярко-зеленые фонари.

«Гран-при»: консервация наследия — не только для музеев

Ну, а главный приз премии получил проект A.T. Kearney архитектурного бюро OFFCON. Расположенный в здании бывшей кондитерской фабрики «Большевик» — кирпичной постройки XIX века, — офис международной консалтинговой компании воплотил в себе три корпоративных ценности: аутентичность, сотрудничество и прогрессивность.

За аутентичность отвечает подход, примененный к старинной кирпичной кладке и схожий с тем, как сегодня принято обращаться с руинами и развалинами: вместо того, чтобы реставрировать стены, пытаться шпаклевать стены или менять кирпичи на новые, историческую оболочку «законсервировали», закрыв стеклом, как в музее.

Офисы

Офисы

Офис A.T. Kearney

Тем не менее, пространство выглядит очень современным и, как и требовалось, прогрессивным: этому способствует его планировочная открытость, выраженная технологичность при работе с традиционными материалами и мебель современного дизайна. Как говорит управляющий партнер A.T. Kearney в России Пер Хог, теперь этот офис они демонстрируют всем остальным отделениям компании за рубежом — как образцово-показательный «золотой стандарт» для всех последующих корпоративных интерьеров.

О том, какие уроки офисного дизайна можно было извлечь из проектов — победителей премии 2015 года, мы писали здесь.

Юлия Шишалова

Все фото предоставлены организаторами премии BestOfficeAwards компанией OfficeNext

РАССЫЛКА arch:speech