Проектировочный тест-драйв: зачем делать макеты в масштабе 1:1

До тех пор, пока киберпространство не стало обыденной частью профессиональной реальности, следует задуматься о конструировании макетов в масштабе full-size.

Проектировочный тест-драйв: зачем делать макеты в масштабе 1:1

↑ Вспомним костюмированный бал американского Архитектурного общества изящных искусств 1931 года, прошедший под лозунгом «времени новой архитектуры и экономической безнадеги», и подзарядимся самоиронией. Потому что основные презентационные подходы на этапе проектирования — 2D-чертежи и 3D-моделирование на экране компьютера — уже сейчас тяготеют к категории «профессионального формализма».

Объясняем, зачем использовать макеты и планы в масштабе «один к одному», и что необходимо сделать, чтобы подобный демонстрационный факт оказался полезным для всех участников архитектурного процесса.

Бесценное знание


Мы уже писали о примерах самого бюджетного масштабирования: о чертежах мелом на асфальте как студенческой практике и упрощенном методе ликбеза заказчика, используемом норвежским бюро. Бродят люди по периметру, проторяют собственными ногами маршруты, рассматривают детали и узлы... Познавательно, отчасти увлекательно, вызывает дополнительный полезный прецедент в общении.

VardehaugenАрхитектурное бюро Vardehaugen из Осло чертит планы своих проектов прямо на асфальте в масштабе 1:1.

Но нет объема. Нет привязки к реальной локации. И, в конце концов, неиспользуемые асфальтированные метры на муниципальной земле рядом с офисом — тоже большой вопрос. Но главное, не всякий клиент обладает необходимым пространственным воображением и уж тем более эмоционально привязан к конкретному проекту. А именно эти свойства ума и души почти невозможно передать ни словами, ни изображениями, ни мини-макетами.

Получается, что необходимо создавать ситуации, в которых эти свойства возникнут непроизвольно.

Manipulazione InternazionaleОбъект «Штурм неба» на Фестивале «АрхСтояние» 2012, АБ Manipulazione Internazionale

Не развлечение, а вовлечение


С середины 2000-х благодаря американцам Джозефу Пайму и Джеймсу Гилмеру в обиход прочно вошло понятие «экономики впечатлений». И главное, на что сегодня направлено внимание всех прогрессивных маркетологов и прочих специалистов от «бизнес-планирования», — это потребитель, его эмоции и поведение.

Все более важным становится включение в процесс взаимодействия с клиентом всех органов человеческих чувств. И на первый план выходит понятие не искусственного, а подлинного впечатления.

Manipulazione InternazionaleСооснователь бюро SANAA Рюэ Нисидзава воспроизвел одну из своих знаковых построек в формате full-size для выставки в Лондоне, посвященной японской архитектуре. Выставка открылась недавно и проходит в арт-галерее Barbican до 26 июня 2017 года.

Феномен искусства перформанса (а также близких к нему хэппенинга и энвайронмента) не зря завоевывает широкие горизонты. Проанализировав последствия явлений в различных дисциплинах, специалисты от экономики выделяют 4 типа впечатлений, которые, к тому же, более всего эффективны, когда возникают вместе:

  • — обучающее
  • — развлекательное
  • — ухода от реальности
  • — эстетическое.


И все эти типы впечатлений вполне возможно срежиссировать, взяв за основу объект архитектуры.

МеганомМакет Villa Rose в масштабе 1:1 архитектурного бюро «Меганом». Фото © Юрий Пальмин

Впечатления объединяют


«Проектировочный интертейнмент» также может стать эффективным инструментом объединения большого числа участников рынка. В том числе застройщиков, девелоперов, производителей и поставщиков.

В ситуации, когда спрос остро нуждается в стимуляции, а программы представления проекта ограничены множеством условий, макетирование в формате 1:1 следует рассматривать как способ расширения привычных рамок демонстрации проектных предложений. К искусству стоит приближать не только конечный результат своей деятельности.

Заглавное фото, слева-направо: Стюарт Уокер (небоскреб Фуллера), Леонард Шульце (отель World of Astoria), Эли Жак Кан (небоскреб корпорации Squibb), Уильям ван Ален (Crysler Building), Даниэль Уэйд (башня Metropolitan Life), Ральф Уокер (Wall Street Building) и Джозеф Фридлэндер (Нью-Йоркский городской музей).

РАССЫЛКА arch:speech