Праздник жизни: архитектура притцкеровского лауреата Балкришны Доши

Впервые в истории Притцкеровская премия отправилась в Индию. Ее лауреатом в 2018 году стал 90-летний Балкришна Доши — ученик Корбюзье, который умело объединил западную архитектуру с многовековой индийской культурой.

Праздник жизни: архитектура притцкеровского лауреата Балкришны Доши

Решение Притцкеровского комитета было неожиданным, и судя по данным голосований, многие надеялись на победу Стивена Холла, Дэвида Чипперфильда или Дэвида Аджайе. Год назад премию присудили малоизвестному бюро RCR Arquitectes, и в этом году история повторилась: «архитектурный Оскар» достался уроженцу индийского штата Махараштра, чье имя мягко говоря не на слуху.

Жюри отметило, что главное в его зданиях — «равновесие и мир среди всех компонентов, материальных и нематериальных». И действительно, каждое здание Балкришны преисполнено баланса и гармонии. Он называет архитектуру «праздником и источником жизни», а хорошо спроектированное здание считает тем пространством, где мы способны осознавать свои внутренние чувства, ощущать себя счастливыми и созидать.

Но не только духовная составляющая позволила Балкришне стать притцкеровским лауреатом — его смело можно называть человеком, существенно повлиявшем на архитектурный облик всей современной Индии. Мы покажем это на примере его ключевых объектов.

Балкришна Доши
Балкришна Доши в своей мастерской


Пионер доступного жилья

После диплома Архитектурной школы в Мумбаи Доши отправился в Париж, где стал учеником Ле Корбюзье. Это было в начале 50-х — как раз тогда, когда знаменитый модернист работал над обликом нового индийского города Чандигарха. Его проектировали «под ключ», предстояло подумать над всеми видами построек, от автобусных остановок до конгресс-центров. Корбюзье поручил Доши работу над жильем для местных клерков.

Позже он вспоминал, что у них с трудом получалось общаться по-английски, поэтому индиец объяснялся с Корбюзье на языке жестов — но это только играло обоим на руку. Доши убежден: «Там, где ты не можешь найти слов, беседа становится более умозрительной и свободной». Опыт в парижской мастерской стал определяющим в карьере Доши, и он до сих пор восторгается учителем — держит фотографию Корбюзье рядом с изображениями бога Ганеши и богини Дурга у себя в мастерской.

Балкришна Доши
Учитель и ученик: Ле Корбюзье и молодой Балкришна Доши

Но это было только начало — с тех пор Доши разработал несколько больших жилых проектов для других городов Индии, и стал «пионером доступного жилья» в своей стране. Из-под его руки вышли кварталы Atira и LIC в Ахмедабаде, городки ECIL в Хайдарабаде и IFFCO в Гуджарате. Его самый крупный проект — комплекс Aranya в Индауре, — способен вместить до 80 тысяч человек.

На вопрос, что побудило Доши заняться социальными проектами, он отвечает так: «В 50-х я много гулял по ночному Мумбаи и видел улицы, переполненные мигрантами. Они спали на тротуарах. Их образ жизни оставил неизгладимое впечатление, и я подумал: разве это не часть Индии? Разве это не мои люди? Архитекторы должны строить не только для частных клиентов, но и для простого народа. Так что я решил взять это на себя».

Для всех жилых кварталов Балкришны вне зависимости от масштаба характерна одна и та же стратегия. Он брал лучшее от западного модернизма и переодевал его в индийский национальный костюм — функциональность и простота зданий сочетаются здесь с мозаиками, геометрическими орнаментами и другими традиционными видами искусства.


Архитектор для студентов

По мнению Доши, архитекторы редко осознают свою социальную ответственность — они воспринимают дома как транзакцию между ними и клиентами. Вот почему с 60-х годов он начинает уделять много внимания образованию и создает в Ахмадабаде частную архитектурную школу (ныне CEPT University), где «воспитываются хорошие архитекторы». Доши заостряет внимание студентов на экологическом и городском планировании и параллельно занимается архитектурными проектами индийских вузов. Здесь на его взгляды оказывает влияние другой великий архитектор, а по совместительству старший преподаватель его школы, — Луис Кан.

Это находит отражение как в простой массивной геометрии зданий, так и в их философском наполнении. Вслед за Каном индийский архитектор воспринимает учебные кампусы как обособленные экосистемы, где аккумулируется новая информация. Его институты в Бангалоре, Дели, Варанаси и других индийских городах — это «базары для обмена идеями»; их структура кажется хаотичной, но на то и был расчет Доши — чем вариативнее пространство, тем легче студентам придумывать новые проекты. И вновь в этих зданиях соединены местные и западные традиции — своими длинными галереями и площадями они напоминают индийские дворцово-храмовые комплексы.


Балкришна проводит экскурсию по зданию Института менеджмента в Бангалоре


Пещерный человек

Еще один источник вдохновения Доши — культовые сооружения чайтья, принятые в индуистской, буддистской и джайнской традициях. Старейшие из этих храмом-молелен со сводчатыми потолками были вырублены в скальных массивах.

Доши использовал подземный опыт предков, когда проектировал самые известные и любимые постройки — в том числе собственную мастерскую Сангат, которую считает лучшим зданием за всю 70-летнюю карьеру. Как и в чайтья, комплекс формируется за счет удлиненных сводчатых объемов мастерской.

Балкришна Доши

Другое «пещерное» здание Балкришны — художественная галерея Amdavad ni Gufa, где экспонируются работы художника Макбула Фиды Хусейна. Отправной точкой вновь послужила традиционная архитектура — джайнские храмы на горе Гирнар. Подобно этим сооружениям, галерея состоит из круглых куполов, облицованных мозаикой. Вся остальная часть здания спрятана под землю, чтобы защитить картины и посетителей от зноя. В главном зале, как и в настоящей пещере, нет ни одного прямого угла — стены и колонны неправильной формы имитируют природную структуру.

Балкришна Доши

Важное место в этом и других зданиях отводится освещению — через световые люки солнце проникает в галерею косыми лучами, создавая мистическую атмосферу. Доши убежден:

«Мы никогда не замечаем света. Мы лишь воспринимаем его как должное. Но вы удивитесь, насколько сильно наши впечатления от архитектуры зависят от изменений света. Солнце и Луна наполняют ее жизнью».


РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще