Правила хорошего бетона, часть 2: архитектурный декор без границ

В прошлом материале о бетоне мы рассказывали про его новые технические свойства и эксплуатационные характеристики. На сей раз сосредоточимся на декоративных возможностях бетона — и на том, какие удивительно разные поверхности и пространственные композиции можно с его помощью создавать.

Правила хорошего бетона, часть 2: архитектурный декор без границ

Один из древнейших строительных материалов достигает все новые высоты. Взять хотя бы историю последних 100-150 лет: сначала бетон — это всего лишь фундамент, затем — несущий каркас, в послевоенные годы в модернистских коробках бетон используется по максимуму для всего (для быстроты и дешевизны), а потом оказывается в опале вместе с модернизмом и под натиском защитников окружающей среды.

Возрождению интереса к бетону способствуют и разнообразные эксперименты производителей. Они научились делать его цветным и белоснежным, гладким и фактурным, с глубоким рельефом и напечатанным рисунком, более прочным на изгиб при меньшей толщине. На фасадах некоторых зданий из бетонных панелей или блоков «самый примитивный стройматериал» неузнаваем. Рассмотрим поподробнее, как это получается.

Фактура «RAW»: используем натуральный вид


Начнем с того, что фактура бетона сама по себе, до каких бы то ни было обработок, очень декоративна. Тут и следы съемной опалубки добавляют шарма, и та приятная потертость, которая возникает на бетонной поверхности с течением времени — под влиянием атмосферных воздействий.

Средняя школа ES/EB3 Braamcamp FreireСредняя школа ES/EB3 Braamcamp Freire, Лиссабон, Португалия. Арх. CVDB, 2012

Безошибочным признаком всеобщего признания бетона как декоративного материала служит тот факт, что его используют для отделки интерьеров школ и детских садов. Скажем, средняя школа ES/EB3 Braamcamp Freire в Лиссабоне — бетонная и снаружи, и внутри, и вкупе с остроумной геометрией пространств это очень даже впечатляет. Правда, пока что такие примеры встречаются преимущественно в Европе, но и им лозунг «Все лучшее — детям» далеко не чужд.

Средняя школа ES/EB3 Braamcamp Freire

Средняя школа ES/EB3 Braamcamp FreireСредняя школа ES/EB3 Braamcamp Freire, Лиссабон, Португалия. Арх. CVDB, 2012

В пользу того же факта свидетельствуют участившиеся случаи, когда люди, что называется, в трезвом уме и твердой памяти, заказывают себе частные дома из бетона — нет, не безликие серые коробки, а авторские постройки с отличной теплоизоляцией (таковы уж свойства бетона!) и необычным исполнением.

Не требуется даже сложной пластики в объемно-пространственном решении: сплошная прямоугольная стена, отлитая из бетона, уже может смотреться как арт-панно. Достаточно вспомнить жилые дома греческого бюро tense, о которых мы писали, — на острове Эвбея и в солнечной Аттике.

Жилой дом в СикаминоЖилой дом в Сикамино, Греция. Арх. tense architecture network

Редкий и трудоемкий прием применил чилийский архитектор Матиас Зегерс (Matias Zegers). Для строительства стен цвета выжженных чилийских песков бетон отливался вручную не просто на месте, но и маленькими порциями в течение многих дней, слой за слоем, подобно тому, как выкладываются стены из кирпича. И каждый слой, высыхая, впитывал в себя все особенности того дня, когда он был залит, будь то жгучий зной, пыльная буря или проливной дождь. Оттого фактура бетонной стены получилась уже сразу с налетом «благородной древности».

Частный дом Casa Mirador, Чили

Частный дом Casa Mirador, ЧилиЧастный дом Casa Mirador, Чили. Арх. Матиас Зегерс

Цветной расклад: добавляем в состав пигменты


Самый простой способ сделать бетон еще более акцентным — добавить ему цвета. Вместо покраски по фасаду в состав материала добавляют пигменты. Они противостоят износу и ультрафиолету во много раз дольше. Самый распространенный пигмент для окрашивания бетона имеет железо-окисную природу, однако есть и другие техники «расцвечивания». Используют цветные цементы или травление кислотой, которая снимает верхний слой и обнажает природные, уже не «серые» заполнители.

Хотя цветовую палитру бетона разнообразной не назовешь. практически вся она показана на фасаде офисного центра Yard House в Лондоне. Стены здания набирали из бетонных плиток, отлитых прямо на стройплощадке.

Офисный центр Yard House, ЛондонОфисный центр Yard House, Лондон, Великобритания. Арх. Assemble, 2012

И однако же даже один оттенок — при условии, что доля присутствия бетона в общей массе сооружения достаточно велика, — кардинальным образом меняет его облик. Представьте, скажем, что уличная мебель для сада Зигмундсхоф в Берлине была бы просто «серобетонной»: здесь поверхность сидений меняет цвет даже в зависимости от освещения и угла зрения.

Взаимодействие со светом: отражаем и подсвечиваем


Помимо яркого окраса применяют и световые технологии. Уличная мебель для сада Зигмундсхоф в Берлине сделали из бетона, который отражает свет. Причем как естественный, так и искусственный, и такой бетон можно использовать, например, для выделения и «подсвечивания» опасных мест на лестницах, автомобильных дорогах и т. п.

Уличная мебель из отражающего свет бетона в Зигмундсхофе

Уличная мебель из отражающего свет бетона в ЗигмундсхофеУличная мебель из отражающего свет бетона в Зигмундсхофе, Берлин, Германия. Арх. Сюзанна Хоффман

Но даже без определенной практической пользы бетон со светоотражающими частичками, которые обычно распределяют по поверхности в хаотичном порядке, притягивает глаз. Кстати, недавно мексиканские ученые придумали флуоресцирующий цемент: пока он светится только 12 часов, но со временем покрытия из бетона со светящимся цементом, возможно, будут заменять техническое освещение зданий и дорог в темное время суток.

Светоотражающий бетон, Hering International

Светоотражающий бетон, Hering International

Светоотражающий бетон, Hering InternationalСветоотражающий бетон, Hering International

«Фотобетон»: наносим изображения на стену


На бетоне можно печатать различные изображения, хотя и не цветные в полном смысле слова. Точнее, не печатать, а гравировать, причем двумя различными способами.

Первый называется фотолитография: изображение переводят в черно-белый растр и печатают как трафарет на специальной пленке. После этого на пленку наносится состав, замедляющий схватывание бетона, и чем темнее участок, тем больше требуется состава. Таким образом обработанный «трафарет» помещают в опалубку и заливают бетоном, и примерно через 24 часа, сняв опалубку и промыв поверхность водой, можно увидеть проявившееся изображение.

Студенческое общежитие Edison Residence, Монреаль, КанадаСтуденческое общежитие Edison Residence, Монреаль, Канада. Арх. KANVA, 2014

Именно таким способом фасады студенческого общежития в Монреале украсили кадрами из старого черно-белого фильма, который рассказывает о пожаре, случившемся в этих местах столетие назад.

Студенческое общежитие Edison Residence, Монреаль, КанадаСтуденческое общежитие Edison Residence, Монреаль, Канада. Арх. KANVA, 2014

Второй метод гравировки на бетоне — фотогравюра. Изображение опять же делают черно-белым и с помощью компьютера раскладывают на 256 оттенков серого. Результат переносят уже не на пленку, а на гибкую матрицу, которая «впечатывается» в поверхность бетона сколько угодно раз. То есть если нужно размножить одно и то же изображение, то лучше применять именно этот способ, который, к тому же, экономичнее и дает отличное качество.

Один из известных примеров фотогравюры — Музей архитектурного рисунка фонда Сергея Чобана в Берлине. Мотив, которым покрыли бетонные плиты фасадов, позаимствован у Пьетро Гонзаго. Именно с рисунка итальянца когда-то началась представленная теперь в музее коллекция.

Музей архитектурного рисунка, Берлин, Германия

Музей архитектурного рисунка, Берлин, ГерманияМузей архитектурного рисунка, Берлин, Германия. Арх. SPEECH, 2013

Рельеф и ажур: переходим в объем


Орнаменты на бетоне легко могут получить третье измерение. Прорези могут быть и сквозными, превращая плиту в узорное кружево, а могут снимать слои разной толщины, образуя надписи или просто обогащая естественную фактуру бетона. Оба подхода показала Мануэль Готран в расширение музея искусств в Лилле.

Расширение музея LaM, Лилль, ФранцияРасширение музея LaM, Лилль, Франция. Арх. Manuelle Gautrand, 2010

Особенно ярко стены музея контрастируют ночью, когда казавшийся непроницаемым монолит местами начинает светиться. Кстати, часть фасадов Музея архитектурного рисунка тоже сделаны рельефными именно по этой технологии.

Потому что самая «сильная» современная архитектура из бетона наряду с его «поверхностными» проявлениями декоративности не может не задействовать «классический» инструментарий — игры со светом, пространством, компоновкой объемов, расширяя его возможности до той самой бесконечности.

Расширение музея LaM, Лилль, ФранцияРасширение музея LaM, Лилль, Франция. Арх. Manuelle Gautrand, 2010

РАССЫЛКА arch:speech
 

Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/www/reggi2548722/data/mod-tmp) in Unknown on line 0