Практика создания бестселлера: творчество на месте будущих строек

Если вы провели это лето в Москве, то уже знаете о популярной в наши дни политике редевелопмента: там, где завтра вырастут офисы, парки и жилые кварталы, сегодня проходят фестивали, перформансы и прочие события поп-ап-формата.

Практика создания бестселлера: творчество на месте будущих строек

Поп-ап-кластер ЭМА. АБ Kosmos

Пространство ЭМА: ничто не вечно под луной

Если уж подводить итоги московского лета 2015 года, то оно, несмотря на прогнозы экономистов, выдалось удивительно богатым на арт-события, начиная с открытия нового здания музея «Гараж» в Парке Горького и заканчивая запуском образовательно-досугового центра «Городская ферма» на ВДНХ. Однако первой в череде громких премьер стала ЭМА — новый проект команды «АртКвартала». Поп-ап-кластер, открывшийся в начале июня в Большом Николоворобинском переулке, просуществует до ноября, когда территорию бывшего завода электронной медицинской аппаратуры (отсюда и название ЭМА) начнут застраивать.

Напомним, «АртКвартал» — это проект превращения 510 га не слишком привлекательной индустриальной территории в центре Москвы в жилой район, насыщенный культурной жизнью. Генеральным проектировщиком выступает бюро Citymakers, и сама идея создания московской версии лондонского Сохо кажется перспективной. «АртКвартал» удачно захватывает такие сформировавшиеся «места силы», как «Винзавод», «Арма», ArtPlay и «Гоголь-центр».

Правда, из-за затяжных переговоров с многочисленными собственниками трансформации происходят не так быстро, как хотелось бы. Но вот уже построен на Серебрянической набережной протагонист скорого «светлого будущего» — жилой комплекс «Арт-хаус» (арх. «Мастерская Сергея Скуратова»). На первом этаже (в «АртКвартале» все они будут активными) открылась галерея Гари Татинцяна (арх. SPeeCH). На четвертом — ресторан Door19: первая и на редкость успешная «проба пера» креативной команды в области поп-ап-форматов. Предполагалось, что ресторан в пустующих пентхаусах просуществует 4 недели, однако в результате перезапускался три раза и стал невероятно популярным.

Поп-ап-кластер ЭМА. АБ Kosmos

В этом году тех, кто уже выучил дорогу к Door 19, ждал приятный сюрприз — новое модное место буквально в соседнем переулке. Архитектурное бюро Kosmos, в соответствии со своим названием, превратила его в нечто улетное и завораживающее — в том числе простотой и эффективностью найденных авторами решений.

Пространство общей площадью 2600 кв. м тщательно очистили от мусора, однако никаких демонтажных работ не проводилось. Да и монтажных, по большому счету, тоже: 576 метров фольги, 2,5 км деревянного бруса, 400 м стального троса и 840 светодиодных светильников — вот весь тот нехитрый инструментарий, с помощью которого молодые архитекторы из России, Швейцарии и США трансформировали четыре заводских корпуса и два внутренних двора.

Идея временности самой площадки нашло воплощение и в архитектуре: кирпичные и бетонные конструкции обернуты в серебристую оболочку из фольгоизола — материала, которым обычно утепляют внешние стены. То есть запечатлен тот самый переходный момент — между индустриальным прошлым, на фоне которого блестящие стены кажутся легкими и светлыми, и будущим, когда утеплитель закроют финишной отделкой, и на этом месте появится новый жилой комплекс. Архитекторы из бюро Diller Scofio + Renfro (по их совместному с Citymakers проекту строят в Москве парк «Зарядье»), посетив ЭМА, назвали этот момент «гипер-настоящим». И ночью, когда зажигается «натяжное небо» — светильники, динамики и отражатели света, развешенные на перекрывающих двор ажурных тросах, — многочисленные огни, отражаясь в фольге, делают это «гипер-настоящее» еще более временным, ускользающим, готовым раствориться в волшебном мерцании. Стоит только погаснуть неоновой надписи «ЭМА» на входе — еще одному напоминанию об «электронном» прошлом.

Пожалуй, самым стационарным объектом в этом «призрачном мире» выглядит лунный диск диаметром 9 метров, установленный «в окружении звезд» посредине двора. Это одновременно и световая инсталляция, и экран для видеопроекций и рекламы. Изначально архитекторы хотели сделать луну «убывающей», отсчитывающей время, оставшееся до закрытия проекта. Но в последний момент решили, что должно быть ровно наоборот: пусть луна — полная и жизнеутверждающая — будет тем, что запомнится надолго. И будет всплывать в памяти даже тогда, когда финальные проекты девелоперов воплотятся в реальность — и станут следующим этапом создания творческого городского района.

Поп-ап-кластер ЭМА. АБ Kosmos

Несколько иная атмосфера царит в баре, расположенном на втором этаже одного из корпусов, — завсегдатаи называют его «магическим». Виной тому загадочное цветное свечение вокруг окон, причем цвет все время меняется — как и формат самого бара. Он превращается то в концертную сцену, то в лаунж, то в танцплощадку.

Здесь сохранили старую кафельную плитку на полу и стенах, облупившуюся краску, полустертые художественные росписи и даже дешевые стеновые панели; поставили винтажную мебель и барную стойку. И оказалось, что этого вполне достаточно, чтобы стать точкой притяжения наравне с гигантской луной — тем более, что через бар лежит путь на крышу, в еще один внутренний дворик, образованный стенами соседних построек. Здесь устроен чилаут и несколько сцен, собранных из деревянных брусьев, — специально для проведения лекций и кинопоказов.

Впрочем, концерты в ЭМА проходят все-таки чаще. «Лучшая летняя площадка столицы» — заявка нешуточная и требует серьезной работы и ресурсов. Поэтому смысловое наполнение поп-ап-арт-кластера «дикими, крутыми и нетипичными для Москвы событиями и явлениями» доверили креативному агентству Stereotactic. И вот уже два с лишним месяца ребятам удается обеспечивать программу, интересную самой разной аудитории: активным жителям города, бизнес-сообществу, представителям творческих профессий, экспертам в области архитектуры, дизайна, музыки и моды. Причем все они без исключения — целевая аудитория и потенциальные резиденты «АртКвартала».

Поп-ап-кластер ЭМА. АБ KosmosБар. Поп-ап-кластер ЭМА. АБ KosmosБар. Поп-ап-кластер ЭМА. АБ KosmosПоп-ап-кластер ЭМА. АБ KosmosПоп-ап-кластер ЭМА. АБ KosmosПоп-ап-кластер ЭМА. АБ Kosmos

Фестиваль Outline: стадия «Эскиз»

Агентство Streotactic ответственно и за другой яркий проект этого лета — фестиваль Outline, прошедший в начале июля. В прошлом году, готовясь к двум дням рейв-марафона совместно с Объединением Arma 17, они создали продуманную инфраструктуру на территории пустыря в Мневниковской пойме. А на этот раз им досталась промзона «Грайвороново», где до переезда находились цеха Карачаровского механического завода. И кстати, совсем не далеко от ЭМА и «АртКвартала».

Фестиваль Outline. Агентство Streotactic

Уже осенью заброшенные 30 с лишним гектар вдоль Рязанского проспекта начнут готовить к реорганизации — строительству жилых и деловых кварталов со школой и детским садом. Так что летом у художников Outline был полный карт-бланш, и практически все пространство промзоны — с целым рядом построек, знаковых для архитектуры послевоенной Москвы, — было превращено в арт-объект.

Началось все опять с «глобальной зачистки». В течение нескольких недель вывозили мусор, отмывали цеха, убирали зеленые территории, собирали фактурный металлолом и прочие артефакты — организаторы подчеркивают свою активную позицию по охране окружающей среды, поэтому для большинства трансформаций и инсталляций использовались материалы, найденные здесь же.

Ведущие электронные музыканты мира и десятки известных диджеев играли на пяти вновь организованных сценах. Две из них устроили в аутентичных промышленных цехах, а еще три — под открытым небом. Одна из самых эффектных — эко-танцпол Woodz: все его элементы — входная арка, террасы, подиумы и чердаки — сделали из хвороста и старых пиломатериалов.

Фестиваль Outline. Агентство Streotactic

Еще одну открытую сцену — Sunstage — построила московская арт-группа Bring Art To Backyard. Вогнутый купол из цветных стекол эффектно смотрелся не только с ночной подсветкой, но и днем. Соседняя сцена Depo из металлоконструкций с наступлением темноты преображалась в другом смысле слова: днем музыканты выступали с одной ее стороны, а ночью — с противоположной.

Главный же танцпол, разделенный на три части, расположился как раз в цеху. Первый зал отдали современному искусству: свисающие с индустриальных конструкций рыболовные сети c пластиковыми бутылками — работа Crocodilopolis берлинской художницы Мари Алис Брандер-Вольфцан. За таким «уловом» ей точно не пришлось далеко ходить! В этом же зале выставлял свою живопись Игорь Скалецкий, а на втором этаже «отрывались» студенты Британской школы дизайна.

Центральный зал, как и многие промышленные сооружения на территории КМЗ во время долгой фестивальной ночи, декорировали исключительно «силой света» — именно так (Sila Sveta) называется креативная группа, отвечавшая за видео-мэппинг и световые инсталляции. Впрочем, ни для кого давно не секрет, что нет более быстрого и эффектного способа трансформировать архитектуру, чем свет.

Фестиваль Outline. Агентство Streotactic

Поспорить с ним может, пожалуй, лишь живопись — и ее на Outline было очень много. Целая группа художников из России, Польши, Германии, Америки щедро расписывали потрескавшийся бетон и кирпич сюжетами на самые разные темы.

Например, черно-белая фреска польского муралиста М-city, украсившая здание на центральной фестивальной площади, — с ярко выраженным антивоенным характером. Прямо напротив — нарочито красочная работа в духе наивной живописи от дуэта аргентинца Сосена Бандидо и японки Мины Хакамады. Отметились здесь и ветераны московского стрит-арта — Zuk Club: авторы портретов Стравинского, Скрябина и Эйзенштейна облагородили железобетонные блоки лицом мадонны с очами, воздетыми к небу.

Осознание того, что все это уже завтра может быть уничтожено, стимулирует художественную мысль необычайно — организаторы Outline остались довольны результатом. Ведь уничтожено — не значит предано забвению: веха в истории Карачаровского завода под названием «4-5 июля 2015 года» запечатлена в тысячах фотографий и видео. И не исключено, что кто-то воспримет эту ночь как своеобразный «набросок» того, что будет здесь спустя несколько лет (outline в переводе с английского — «контур, набросок, эскиз»), ­— и захочет вернуться снова, но на этот раз в качестве жильца или арендатора мастерской.

Фестиваль Outline. Агентство Streotactic Фестиваль Outline. Агентство Streotactic Фестиваль Outline. Агентство Streotactic Фестиваль Outline. Агентство Streotactic Фестиваль Outline. Агентство Streotactic Фестиваль Outline. Агентство Streotactic Фестиваль Outline. Агентство Streotactic

Фестиваль «Форма»: кристаллизация замысла

Еще одно художественно-музыкальное событие, четко ориентированное на джентрификацию промзоны, — это фестиваль «Форма», организованный одноименным агентством и прошедший в середине июля на заводе «Кристалл». После Сада им. Баумана и Artplay — двух последних площадок «Формы», — «Кристалл» — очень закономерный выбор, поскольку площади завода с более чем вековой историей тоже находятся на Яузе, в «сфере влияния» «АртКвартала».

Фестиваль «Форма» на заводе «Кристалл». Агентство «ЦЕНТР»

«Форма» — это уже не первый арт-проект на бывшем ликеро-водочном предприятии. С тех пор, как в мае 2013 года производство на московской площадке было полностью приостановлено, здесь проводились спектакли и выставки, презентации и вечеринки, фестивали Season’s и Stay Hungry. А с 2014 года на основе этих территорий создается новый городской квартал «для проживания, созидания и рекреации» под названием «Город Кристалл» — с ди­зай­нер­скими и ре­мес­лен­ными ма­стер­скими, те­атром, об­ра­зо­ва­тель­ными про­ек­тами и спор­тив­ными зонами.

Так что в художественных кругах о «Кристалле» последнее время говорят даже чаще, чем когда за кухонными разговорами на столах не успевала остыть «Столичная». Провели уже два открытых конкурса: один — на проект интерьеров арт-лофтов и второй — на разработку концепции общественных пространств. Организаторы последнего — агентство «ЦЕНТР» — довольно точно позиционируют все это как «творческий редевелопмент», поскольку смысловым ядром проекта должен стать арт-кластер, функционирующий круглосуточно и ежедневно. И основная задача всех заинтересованных лиц на сегодня — сформировать пул резидентов, который был бы достаточным для реализации этого замысла.

Что касается уникальной индустриальной архитектуры «Кристалла», то, в отличие от «Грайвороново», ее не планируется уничтожать — только адаптировать под новые функции. Согласно проекту-победителю конкурса на общественные пространства (авторы — консорциум Nowadays / Arenas Basabe Palacios arquitectos), ресурсы этого места будут использованы по максимуму, и создан целый каталог объектов благоустройства, для изготовления которых используются местные «богатства». Старые цистерны, элементы деревянных и металлических конструкций — похожая идея уже прекрасно сработала на Outline. А на территории «Кристалла» начала воплощаться как раз на фестивале «Форма».

Проект развития общественных пространств территории завода «Кристалл», – консорциум Nowadays / Arenas Basabe Palacios arquitectos

Потому как почти все художники, принимавшие участие в «Форме», не просто выставляли свои арт-объекты, но так или иначе вдохновлялись индустриальной архитектурой и ландшафтом. Вступали с ними в диалог — или заставляли вступать в него остальных. Тем более, что площадка подготовлена к такого рода мероприятиям, и мусор выносить не пришлось — только пускать его в дело. Александр Лукьянов, к примеру, сделал трэш-скульптуру «Козел отпущения» — как раз из всего того, что попалось ему под руку.

Дима Филиппов и Маша Сыртланова исследовали местность как топографы — зафиксировали контур завода, записали шумы, сопровождавшие их во время прогулки, и создали неоново-звуковую инсталляцию. Она называется Lost, но ее назначение как раз в том, чтобы не потеряться.

В перформансе «Гол» все ровно наоборот: Алексей Трегубов провоцирует разрыв связи человека с окружающей действительностью. Достаточно незначительно изменить вид предмета, чтобы он не смог выполнять свою изначальную функцию — и вот ты уже вынужден придумывать для него новый сценарий использования. Как забить гол в сдвоенные ворота, чтобы его засчитали? Надо ли у кого-то отнимать мяч, если на поле их 14? Слегка скорректировав разметку, художник стимулирует нас выстраивать новые связи с реальностью и формулировать новые правила игры.

Неоново-звуковая инсталляция Lost. Дима Филиппов и Маша Сыртланова. Фестиваль «Форма» на заводе «Кристалл». Агентство «ЦЕНТР»Поэт Павел Арсеньев. Фестиваль «Форма» на заводе «Кристалл». Агентство «ЦЕНТР»

Поэт Павел Арсеньев заполнил выставочное пространство целым рядом дисклеймеров. Одни напечатаны на тканевых баннерах, другие нарисованы мелом на асфальте, третьи выбиты на заградительной ленте — со знаменитой надписью ошибки на Facebook «This object can’t be liked» («Этот объект не может понравиться»). Сначала Павел хотел обернуть такой лентой все заброшенные территории на «Кристалле», но потом больше заинтересовался вопросом не отсутствия объекта, а отсутствия возможности высказывания. Получилось, например, вот такое, на злобу дня: «Этот текст оскорбляет чувства верующих, яко же и сами верующие оскорбляют чувства иных неверующих».

Не обошлось и без стрит-арта. Миша Most оформил одну из трех сцен (всего их было три — электронная, гитарная и акустическая), Мария Сафронова декорировала красный кирпич открыточными граффити, а Устина Ульянова — своими абстрактными полотнами «Живая неживая натура», на которых изображены то ли увеличенные под микроскопом части растений, то ли кровеносные системы диковинных животных.

Безусловным хедлайнером фестиваля, впрочем, стала группа из Краснодара ЗИП. Они приехали в Москву на старом «фольксвагене», делая остановки во всех крупных городах и устраивая в них экспресс-выставки одного дня — с не менее скоропостижным ликбезом по совриску. Рассказывали, объясняли, раздавали юморные брошюры. Просили взамен рисунки с идеями и набросками. Из них на «Форме» и устроили выставку — на деревянной конструкции в виде рупора, прикрепленной тому самому «народному автомобилю».

Автор оформления сцены: Миша Most. Фестиваль «Форма» на заводе «Кристалл». Агентство «ЦЕНТР»Трэш-скульптура «Козел отпущения». Фестиваль «Форма» на заводе «Кристалл». Александр Лукьянов

Однако не все ЗИП привезли с собой — две инсталляции спроектировали уже на месте. Одна возникла спонтанно — из старых деревянных ящиков построили бар с горячительными напитками. Вторую инсталляцию придумали заранее — как вариацию на тему краснодарской скульптуры «Аврора». Это башня из строительных лесов со звездой в руке на верху. Проект называется «Как должна выглядеть городская скульптура» — и внутри действительно проходят тематические мастер-классы.

То есть ЗИП — фактически из ничего — ухитрились создать свой мини-арт-кластер со всеми теми «большими» форматами, на которые нацелен «Кристалл»: галереи с выставками, мастерские с воркшопами, магазины и кафе с едой и напитками. Девелоперы, смотрите в оба — тут вам и ликбез, и мастер-класс!

У «Формы» в этом году вообще была очень подходящая поводу тема — «Практика создания бестселлера». В манифесте фестиваля сказано, что эта практика основывается «на гибридном смешении нескольких сфер искусства», и из них «рождается новая форма».

В данном случае смешались архитектура, музыка и арт — и получилось событие, которое, как и в двух вышеописанных примерах, отвечает глобальной задаче места. Помните, как у Алексея Трегубова? Стоит изменить привычную функцию — и новые правила придумываются сами.

Формируется новый формат. Создается репутация. Программируются ценности. Возникает ядро сообщества. Того самого пресловутого творческого кластера, жилой застройке вокруг которого суждено стать бестселлером.

Фестиваль «Форма» на заводе «Кристалл». Агентство «ЦЕНТР»Фестиваль «Форма» на заводе «Кристалл». Агентство «ЦЕНТР»Фестиваль «Форма» на заводе «Кристалл». Агентство «ЦЕНТР»Фестиваль «Форма» на заводе «Кристалл». Агентство «ЦЕНТР»Завод «Кристалл»Завод «Кристалл»Завод «Кристалл»

Фото © Stereotactic, FORMA, «Кристалл. Точка сборки», Юрий Пальмин, gorod.afisha.ru

РАССЫЛКА arch:speech