После только искусство. Как немецкий дизайн приблизился к границе с артом

Как одним словом выразить многое? Функциональность, техническое совершенство, качество ручной работы, визионерство и вневременной дизайн немцы объясняют емким словом Performancе.

После только искусство. Как немецкий дизайн приблизился к границе с артом

Именно так звучит пятый принцип немецкого дизайна, наряду с Пропорциональностью, Точностью, Прогрессивностью и Индувидуальностью, формирующий ДНК признанного во всем мире бренда «Сделано в Германии».

Занимательная лингвистика

Актеры «Триадического балета» в костюмах Оскара ШлеммераАктеры «Триадического балета» в костюмах Оскара Шлеммера. 1922 год

У английкого слова performance несколько значений, одно из которых — высокие потребительские качества в полной мере подходит для характеристики немецкого дизайна. Хотя и другое значение, более распространенное, означающее форму современного искусства, исторически с ним связано: перфоманс родился в том числе из авангардного театра Оскара Шлеммера в Баухаусе. Руководитель знаменитой школы промышленного искусства Мис ван дер Роэ сформулировал принцип универсальности и функциональности (и это тоже укладывается в рамки многозначного слова performance), своего рода КПД современной архитектуры — «меньше значит больше».

первая серийная модель LeicaВ 1925 году вышла первая серийная модель Leica, рассчитанная на 35-миллиметровую пленку. А три года спустя ее купил Александо Родченко и сделал с ее помощью многие из своих знаменитых ракурсных фотографий.

Это правило взяли на вооружение не только архитекторы. Его переиначил немецкий изобретатель Оскар Барнак, сконструировавший первый компактный фотоаппарат с функцией перемотки — Leicа и выпустивший его под лозунгом «маленькие негативы — большие фотографии». Он во многом определил все дальнейшее развитие фотографии. «Кухонное дерево» Штефана Веверки сконструировано на основании принципа «мини-макси» (минимум площади — максимум бытовых приборов). В 1986 году авторитетный американский журнал Industrial Design включил эту концептуальную кухонную систему в число лучших дизайнерских проектов 32-го ежегодного обзора и присудил ей премию.

Рудольф СтингелВ рамках Dornbracht Installation Projects для Новой национальной галереи художник Рудольф Стингел создал ироничную инсталляцию, которая трансформирует пуристский характер этого сооружения Миса ван дер Роэ. 2010, Берлин

 

Функциональная эстетика


В XXI веке дизайнеры по-своему раскладывают все по полочкам. В компании Dornbracht постулируют performance в корпоративном «дизайн-кодексе», поддерживают современное искусство в проекте Dornbracht Installation Projects и создают уникальные программы, например, Water Zones для кухни. Ее суть в пространственном разделение различных связанных с водой рабочих процессов на зоны подготовки продуктов Preparing, их приготовления Cooking, чистки Cleaning и, наконец, на зону для питья воды Drinking. Таким образом важнейший дизайнерский постулат времен модернизма «форма следует за функцией» получает новый импульс.

Концепт-кар Mercedes-Benz Concept IAAКонцепт-кар Mercedes-Benz Concept IAA

Автомобильный дизайн не исключение. Долой хромированные оклады, напускную агрессивность и фальшивые воздухозаборники! Зрителю предлагают оценить, насколько эффектен и функционален кузов, просто проработанный в аэродинамической трубе. На скорости 80 км/ч Mercedes-Benz Concept IAA (Intelligent Aerodynamic Automobile), чей лаконичный облик отсылает к традициям школы Баухаус, сам переходит в «аэродинамический режим».

Даже самые новаторские проекты немецких дизайнеров предельно функциональны, будь то переносные раковины из тончайшей эмалированной стали Alape Soucoupe, меняющие представление о домашнем SPA (проект дизайнера Анне Гайер ждет своей реализации), или уже ставшие для всех привычными мобильные шинные системы освещения, изобретенные в 1990-е годы Инго Маурером. Эффективны и футуристические, оптекаемые корпусы камер Canon, разработаные с учетом антропометрических характеристик руки пионером биодизайна Луиджи Колани.

Настолько же удобны и эргономичны для руки дверные ручки FSB. Правда, для того, чтобы о такой их особенности узнал мир потребовалось устроить «перформанс» — собрать в одном месте и в одно время сразу несколько дизайнеров с мировым именем, таких как Джаспер Моррисон, Ричард Роджерс и Филипп Старк для того, чтобы они представили свое видение этого считавшегося заурядным предмета интерьера.

Классические кресла Barselona в интерьере восстановленного павильона Германии Классические кресла Barcelona в интерьере восстановленного павильона Германии

 

Рурский бассейн — колыбель индустриального дизайна


Знаковый для FSB воркшоп 1986 года, на котором собрались именитые дизайнеры, состоялся в Бракеле, где находятся производственные мощности компании. Это один из многих городов в составе Рейнско-Рурского региона, признанный ЮНЕСКО важнейшим культурным регионом Земли, на территории которого расположены многочисленные памятниками идустриальной архитектуры. Это место рождения и фирменного знака Made in Germany (именно здесь находятся заводы промышленных гигантов «Тиссен» и «Крупп»), и старейшей престижной дизайнерской премии Red Dot Design Award.

Здесь же находится знаковый для мира архитектуры и дизайна мегаполис — Кельн. Выставляющиеся на проходящей в Кельне выставке Orgatec немецкие компании, среди которых König+Neurath, Vitra, Sedus, Bene, Interstuhl благодаря функциональному, техническому и художественному совершенству своих систем для офиса неизменно входят в мировой топ-лист мировых производителей. И даже теснящие их американцы во много обязаны немецкому дизайну.

Так, визитной карточкой знаменитой марки Knoll до сих пор является мебельная коллекция Barcelona, созданная для павильона Германии ко Всемирной выставке в 1929 году Мисом ван дер Роэ. Как и многое из того, что относится к немецкому дизайну, сегодня она воспиринимается не только в контексте модернизма, но и абсолютно вне времени. А разве не это признак настоящего искусства?

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще