Подземные короли XXI века: новая материальность московского метро

Сегодняшний столичный метрополитен разительно отличается от того, что было полвека назад. Все чаще строятся более эргономичные односводчатые станции, а гранит и мрамор в отделке дополняют терракота, стекло и металл. Будучи детищами современных технологий, последние составляют достойную и практичную конкуренцию традиционным материалам.

Подземные короли XXI века: новая материальность московского метро

Экскурс в историю

Про невероятные темпы строительства метрополитена в Москве сегодня много пишут и говорят. Тот, кто сам нередко спускается под землю, наверняка хоть раз сталкивался с закрытием некоторых участков линий — и не для ремонта, а для запуска новых маршрутов. Тот же, кто в силу обстоятельств или просто любопытства побывал на вновь открывшихся станциях, не мог не заметить разницы по сравнению с тем метро, которое строилось в советские времена. Особенно — до знаменитого указа «об излишествах» в 50-е и после «оттепели» в 70-е, когда к стандартизированному индустриальному хрущевскому подходу добавилось стремление снова разнообразить художественное оформление.

Станция метро «Новокосино». Метрогипротранс, 2012Станция метро «Новокосино». Метрогипротранс, 2012

Когда Союз развалился, для метро начался период безвременья: полезные квадратные метры множились на улицах города, но под землей почти ничего не происходило, в основном доводились до ума замороженные стройки былых лет. Но за последнее десятилетие московский метрополитен вновь ожил и продолжил разрастаться, дотянувшись, наконец, до Новой Москвы и нацелившись «закрутиться» в еще один кольцевой контур.

В заданных темпах строительства особенно широкое распространение получили так называемые односводчатые станции. Их научились строить по типовому проекту — быстро и экономично. Вместе с тем вопрос разнообразия архитектурных решений, которыми всегда славился московский метрополитен, не только не потерял актуальность, но даже стал острее.

Поэтому в целом ряде проектов, построенных уже в XXI веке («Новокосино», «Жулебино», «Алма-Атинская», «Пятницкое шоссе»), для отделки платформ и вестибюлей используется, с одной стороны, традиционный, а с другой — прогрессивный и перспективный материал: фасадная терракота.

Станция метро «Жулебино». Метрогипротранс, 2013Станция метро «Жулебино». Метрогипротранс, 2013

Старая добрая глина

Обожженная глина специального состава творит настоящие чудеса. При том, что это натуральный материал — без каких-либо вредных примесей и химического запаха, — терракота очень износоустойчива, не впитывает грязь и краску. То есть любые несанкционированные «художества», включая граффити, легко отмываются с ее поверхности.

Кроме того, терракотовые панели довольно сложно поцарапать и еще сложнее разбить. Но если это все же произойдет, то поврежденный элемент можно заменить отдельно, не разбирая остальную часть фасада, — благодаря тому, что панели крепятся на специальную подконструкцию. Все это вместе обеспечивает отделке из терракоты неизменный облик на долгие годы. И никаких утомительных «реставраций», которые сейчас проводят на станциях метро ранних очередей, когда оказывается проще закрасить грязь (и испортить первоначальный замысел), нежели ее очистить.

Наземный павильон станции «Алма-Атинская». Метрогипротранс, 2012Наземный павильон станции «Алма-Атинская». Метрогипротранс, 2012

Нельзя не отметить и тот факт, что терракотовые панели могут быть довольно большого размера — и при этом героически противостоять морозам и перепадам температур. На станциях «Алма-Атинская» (арх. «Метрогипротранс») и «Пятницкое шоссе» (арх. «Мосинжпроект»), открывшихся в конце 2012 года, панели Terrart Large и Terrart Solid Precast от NBK Ceramic использовали как раз для отделки наземных павильонов. Причем в обоих случаях форма у павильонов округлая, ротондообразная — таким образом, крупноформатные панели из терракоты не просто быстро монтируются, но легко это делают даже на криволинейных поверхностях. А краску терракота хотя и не впитывает, глиняные панели могут быть какого угодно цвета.

Наземный павильон станции «Пятницкое шоссе». Метрогипротранс, 2012Наземный павильон станции «Пятницкое шоссе». Метрогипротранс, 2012

Наземный павильон станции «Пятницкое шоссе». Метрогипротранс, 2012Наземный павильон станции «Пятницкое шоссе». Метрогипротранс, 2012

Именно это свойство оказалось бесценным при оформлении таких станций, как «Новокосино» (2012) и «Жулебино» (2013). По мнению архитектора Леонида Борзенкова («Метрогипротранс»), жителям окраинных спальных районов просто необходимо видеть по утрам яркие позитивные цвета, и лучше те, которые у нас прежде всего ассоциируются с природой: красный, оранжевый, желтый, зеленый. «Пробным шаром» в этом направлении стала «Новокосино»: на контрасте с бесцветной окружающей средой, уличные вентиляционные сооружения встречают яркими цветами. «Праздник» продолжается и в самих вестибюлях: западный — зелено-салатовый, а в восточном стены охристо-оранжевые. Блестящая глазурь, которой окрашены панели из терракоты разных размеров (Terrart Large, Terrart Mid и Terrart Solid от NBK Ceramic), эффектно отражает свет.

Впрочем, в «Новокосино» жизнерадостные цвета сопровождают пассажира только вдоль переходов — ярко освещенный перронный зал выполнен в спокойной монохромной гамме. Однако в «Жулебино» архитекторы «Метрогипротранс» пошли дальше, отделав разноцветной терракотой того же производителя колонны в самом центре пространства станции. Красные, оранжевые, желтые, зеленые — они как всполохи в кажущемся сумрачном на их фоне зале. Ассоциацию еще больше усиливает световой акцент — молния, пронзающая поверхность потолка. Интересно, что терракотой колонны оформлены только с торцов, обращенных к выходам: со стороны обеих платформ они покрыты зеркальным металлом.

Станция метро «Славянский бульвар». Метрогипротранс, 2008Станция метро «Славянский бульвар». Метрогипротранс, 2008

Металлические нотки

Собственно, металл — еще один сегодняшний «подземный король», хотя зачастую он используется и не совсем в чистом виде. Так, огромной популярностью пользуются конструкции из алюминия, сочетающие в себе его легкий вес с усиленной прочностью сотовой структуры.

Характерный пример можно обнаружить на станции метро «Славянский бульвар» — согласно некоторым западным рейтингам, одной из красивейших в мире. В перронном зале архитекторы «Метрогипротранс» воссоздали образ того самого бульвара — со скамьями и коваными решетками в стиле модерн. На полу — черный гранит, на путевых стенах — зеленый мрамор. А вот эффектный кессонированный свод, в ячейках которого тоже размещены «ар-нувошные» кованые элементы, — ни что иное, как металлические фасадные панели с сотовой структурой Quadroclad by Hunter Douglas.

Станция метро «Славянский бульвар». Метрогипротранс, 2008Станция метро «Славянский бульвар». Метрогипротранс, 2008

Преимущество этих панелей не только в относительно малом весе. Они могут быть как радиусные, так и совершенно ровные — ровные даже в самом большом из своих возможных размеров. Еще одна хитрость производителя — придание панелям небольшой выпуклости: с тем расчетом, чтобы облицованная ими поверхность казалась гладкой, а не волнистой, как это бывает, когда отделываешь стену стальными листами.

Что же касается декоративных свойств, то панели могут быть и блестящими до зеркальности, и анодированными, и матовыми — и окрашенными в любой оттенок из широкой палитры цветов. В данном случае панели белые, и благодаря этому многоуровневый потолок, венчающий мраморно-гранитную отделку, кажется почти лепным.

При том, что, конечно, никакой гипс или полиуретан не сравнятся с Quadrоclad в износостойкости. Неудивительно, что современные проектировщики выбирают металлические панели — они прекрасно «работают», как мы видим, буквально в любой стилистике.

Станция метро «Новокосино». Метрогипротранс, 2012Станция метро «Новокосино». Метрогипротранс, 2012

Стеклянный взгляд

Еще одним фаворитом сегодняшней подземной архитектуры, судя по целому ряду недавно открытых станций московского метро, становится стекло. Вспомним станцию «Битцевский парк» («Метрогипротранс», 2014): ее стены украсили художественные панно из стеклянных панелей, и тогда все снова заговорили о возвращении искусства под своды московского метрополитена. Открытую чуть позже станцию «Спартак» («Мосинжпроект», 2014) тоже украсили ударопрочные стеклянные панно — только уже не на парковую, а на футбольную тематику. Наконец, премьеру последних нескольких дней — станцию «Румянцево» («Инжпроект», 2016) — отличают стены со стеклянными витражами в духе творчества Пита Мондриана.

А все потому, что стекло, как и глина с металлом, изменилось: стало по-настоящему прочным, не утрачивает яркость цвета, подвергается окрашиванию и цифровой печати. Именно стеклянные панели (наряду с металлическими листами) планируется использовать в отделке станций «Солнцево» и «Новопеределкино», на проект которых в прошлом году с большим шумом прошел международный архитектурный конкурс.

Так что будущее уже наступило — спуститесь с небес под землю!

Станция метро «Жулебино». Метрогипротранс, 2013Станция метро «Жулебино». Метрогипротранс, 2013

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще