Парижский Центр Жоржа Помпиду: 8 ключевых элементов

Центр Помпиду отмечает 40-летие. В 1977 году музей построили по проекту Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно — им самим к началу работы над зданием не было и 40. Архитекторы назвали Центр Помпиду «провокацией невоспитанной молодежи». Спустя десятилетия провокация превратилась в архитектурный символ XX века.

Парижский Центр Жоржа Помпиду: 8 ключевых элементов

Главная особенность восьмиэтажного музея — нарочито вынесенная на фасад инфраструктура. За лестницы, эскалаторы и трубы на виду его окрестили «внутренностью» (bowellism), «пародией на индустриальное зодчество». Жители ненавидели Центр Помпиду за показные коммуникации, а авторы проекта признавались: «Да, мы „сумасшедшие в квадрате“».

Вот как вспоминает первые дни работы музея Ричард Роджерс: «Вскоре после открытия Центра Помпиду я оказался по делам в Париже. В то время пресса буквально проклинала меня, Ренцо Пьяно и наше творение. Так что я старался особенно не афишировать свою причастность к этому проекту». Однажды архитектор все-таки не удержался и рассказал парижанке, что экстравагантное здание — его рук дело. Женщина избила Роджерса зонтиком. Но уже в 1978-м, через год после открытия, музей полюбили — за 12 месяцев его посетили 6 млн человек.

Сегодня страсти не утихли, только в прессе Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс читают уже не проклятия, а дифирамбы. Мы присоединяемся к поздравлениям и рассматриваем восемь деталей проекта.


Внешний эскалатор

Центр Помпиду

Длина эскалатора внутри стеклянной прозрачной трубы — 150 м. Изначально конструкция планировалась другой формы, с разветвленной сетью из центра музея. В итоге остался лишь один подъемник, который пересекает по диагонали весь западный фасад.

 

Лифт

Парижский центр Помпиду

Лифт тоже пришлось передвинуть. Сначала архитекторы ставили его в самый центр композиции, между эскалаторами, но в итоге убрали вглубь конструкции. Чтобы выделить лифт на фасаде, машинное отделение сделали красным — по словам Ренцо Пьяно, это цвет движения, метафора крови, которая течет в жилах и циркулирует в культуре, даря ей энергию.

 

Открытая кровля

Парижский Центр Жоржа Помпиду

Лифт едет вплоть до 6 этажа на эксплуатируемую кровлю, где работает ресторан «Жорж». Это место играет роль и смотровой площадки, с которой видна иллюминация Эйфелевой башни, и выставки конструкций центра, который заложили архитекторы. Сверху стыки несущих элементов и сеть инженерных систем можно рассмотреть во всех деталях.

 

Герберетты

Центр Помпиду

Специально для музея разработали герберетты — стальные элементы, которые передают нагрузку с ферм на колонны. Эта деталь за счет консольных выносов определила облик здания: вся конструкция фасада вместе с переходами и эскалатором, которые и создают образ музея, опирается на герберетты.

 

Сетка фасада и диагональные связи

Центр Помпиду

Внешние концы герберетт соединяет прямоугольный каркас из тяг и пересекающих их диагональных связей. Сетка создает жесткую конструкцию и объединяет за счет строгой геометрии весь хаос вынесенных элементов в единую композицию .

 

Фермы на боковом фасаде

Центр Помпиду

Сложные конструктивные извороты создали внутри функциональное пространство, которое легко подстраивается под запросы музея. Фермы идут по всей ширине здания и оставляют внутри свободную площадку для любых экспозиций.

 

Инженерные сети

Центр Помпиду

Задний фасад, который выходит на узкую улицу Ренарда, испещрен трубами, которые превращаются в своеобразный арт-объект. Каждый элемент маркируется своим цветом. Трансформаторы, электрические кабели и сети — желтые, системы кондиционирования — синие, водопровод — зеленый.

 

Общественная площадь перед входом

Центр Помпиду

Комплекс делится на три зоны — подземная часть здания, сам музей и площадь, которая превратилась в выставочный центр под открытым небом. Первоначальная идея, по признанию архитекторов, полностью воплотилась в жизнь. Единственное, от чего авторы отказались — от стеклянных стен-экранов. Предполагалось, что на фасаде как раз для посетителей площади будут транслироваться рекламные ролики и политические лозунги.

В 2018-2020 годах Центр Помпиду реконструируют: на это Париж выделил 100 млн евро. Пятую часть суммы потратят на ремонт эскалатора-гусеницы. Музей во время реконструкции продолжит работать, это тоже обойдется недешево. По словам директора Центра Сержа Лавиня, оригинальная конструкция сохранится: даже если во время ремонта станет понятно, что отдельные элементы — например, дымоходы — уже не функционируют, а играют только декоративную роль. Последний раз музей реконструировали в 1998-2000 годах.

Официально 40 лет Центру Помпиду исполнилось 31 января, но отмечать начали уже после Нового года. В празднествах ко дню рождения музея принимают участие 40 французских городов: они организовали с полсотни выставок, кинопоказов и спектаклей, которые посвящены культурному центру.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще