Ожившая память: три новых музея Москвы, которые помогут вспомнить все

Пока западные звезды лишь строят планы о музейных проектах в столице, в Москве продолжают открываться новые музеи и реконструироваться старые. И три музея из нашей подборки просто обязан посетить каждый — чтобы отдать дань талантливым людям, принесшим себя в жертву во имя великих целей.

Ожившая память: три новых музея Москвы, которые помогут вспомнить все

Государственный музей истории ГУЛАГа

Государственный музей истории ГУЛАГа
Москва, 1-й Самотечный пер., д.9, стр.1

Буквально на днях, 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, музей истории ГУЛАГа открылся в новом здании после 11 лет обитания на Петровке. В 2012 году музею официально передали заброшенное четырехэтажное общежитие Московского метрополитена. С тех пор его реконструировали, перепланировали. И теперь музей вновь открыл свои двери для публики широкомасштабной выставкой «Национальная память о ГУЛАГе».

Неоспоримое преимущество дома в Самотечном переулке — его площадь 3 367 кв.м, почти в 4 раза превышающая площадь старого здания. Соответственно, значительно расширилась и функциональная программа музея, просчитанная проектным бюро ПСУ-5: помимо постоянной экспозиции здесь теперь располагаются помещения для сменных выставок, кинозал, фондохранилища, библиотека, исследовательский и социально-волонтерский центры. Как рассказал директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов, на новом месте музей сможет решать качественно новые задачи, приближающие институцию к заветной цели — «стать современным культурным и научным центром, посвященным исследованию, обсуждению и публичному представлению эпохи сталинских репрессий». Например, во вновь созданной Студии визуальной антропологии теперь будут проводить видеоинтервью с теми, кто пережил репрессии, и, таким образом, пополнять музейную мультимедийную базу данных.

Государственный музей истории ГУЛАГа

Кроме того, на прилегающей к музею территории ближайшей весной создадут Сад Памяти, который будет наполнен деревьями, кустарниками и камнями, привезенными из мест расположения бывших лагерей: «У нас уже есть первое дерево — это росток от яблони, который привезен из Ессентуков из сада Ефросиньи Антоновны Керсновской», — говорит Романов. По его словам, сад станет общественным городским пространством, доступным даже тогда, когда сам музей закрыт, и наряду с растительностью постепенно заполнится табличками с именами жертв «преступления века».

Впрочем, уже сейчас сюда стоит придти — посмотреть есть на что и без яблонь и списков. Три фасада дома из четырех облицованы листовой медью — для Москвы это материал очень необычный. Столь радикальное решение предложили Дмитрий Барьюдин и Игорь Апарин (арх. бюро Kontora) — до этого они делали для музея несколько выставок и временных павильонов, а на сей раз занимались дизайном нового здания и экспозиции.

Потребность в облицовке возникла из-за строительных норм: «Необходимо было произвести утепление здания, — рассказывает Игорь Апарин. — Мы боролись за то, чтобы главный фасад по Самотечному переулку оставить в прежнем историческом облике — только почистить его и привести в порядок. Утепляли же остальные три стороны здания. Соответственно, нужно было их чем-то облицовывать».

Государственный музей истории ГУЛАГаГосударственный музей истории ГУЛАГа

Так у дома сохранилась одна кирпичная стена. Выбор же именно в пользу меди для остальных фасадов определила натуральность и «живость» материала: «Прелесть в том, что медь имеет свойство со временем оксидироваться, патинироваться под воздействием осадков и так далее. Поэтому фасад будет живой, то есть каждый сезон выглядеть по-другому. В итоге это должна быть практически черная металлическая оболочка».

Собственно, ограждающие стены, одеяние которых с каждым годом будет казаться все более траурным и мрачным (что вполне соответствует тематике музея), — это то единственное, что в доме постройки начала XX века сохранилось в пристойном состоянии. Поэтому все внутренние перегородки и перекрытия пришлось убрать, а на их место «воткнуть» новый «скелет» — металлический, с помощью которого пространство внутри стало двухсветным. «Что касается интерьеров, то там открытая проводка, обнаженная кирпичная кладка, другие натуральные материалы. Мы приложили усилия, чтобы все было очень тонко подобрано, чтобы подчеркнуть достоинство старого здания», — комментирует Апарин.

«Все время работы в музее я искал „правильные“ архитектурно-планировочные решения, — признается Роман Романов. — Были необходимы удобство и функциональность для посетителей и сотрудников — и в новом здании мы решаем эти задачи. К тому же, экспозиционные пространства отчасти отражают философию нашего музея. Подъемы на антресоли и выходы на балконы, с которых открывается вид на экспозицию, подсказывают посетителю, что над некоторыми историческим процессами необходимо „воспарить“, чтобы понять, что это было. Затем мы спускаемся на землю и погружаемся в документы и другие свидетельства того времени».

Государственный музей истории ГУЛАГаГосударственный музей истории ГУЛАГаГосударственный музей истории ГУЛАГа

Кирпич, фанера, торчащие из стен стальные швеллеры от старых перекрытий — в этом пространстве, которое вынуждено становиться то тюремной камерой, то карцером, то кабинетом для допросов, нет места излишествам и ярким краскам. Внушающий надежду намек на «луч света в темном царстве» можно встретить только в административной части здания: наливной пол здесь выполнен в относительно жизнерадостном желтом цвете. Но сюда попадаешь далеко не сразу.

Сначала посетителям предстоит «испытание неволей» — последовательное прохождение через аутентичные двери, которые собирали по зонам всей страны, под саундтрек, записанный в Бутырской тюрьме. «Пространства памяти» сменяются одно за другим: более ста предметов из 25 музеев со всех концов России, объединенных темой ГУЛАГа, — вещи, документы, фотографии, «голоса» очевидцев — позволяют проследить драматическую историю большой страны через призму личных человеческих трагедий. А заодно узнать, к примеру, что площадь камеры в питерских «Крестах» составляла 7,5 кв.м, — с высоты верхнего яруса, глядя на карту СССР с нанесенными на нее обозначениями лагерей, лагерных управлений и количеством заключенных, содержащихся здесь в разные периоды истории, «широту страны своей родной» осознаешь особенно остро — почти физически.

Вызвать эти провокационные ощущения, заставить задуматься, осмыслить и охватить — в этом и есть главная задача выставочного проекта. «Тогда стиралось любое воспоминание о человеке, — объясняет Дмитрий Барьюдин. — Если немцы каталогизировали обстоятельства жизни и смерти жертв, то здесь происходило абсолютное стирание памяти. Материальных подтверждений жизни в ГУЛАГе мало». Тем ценнее те редкие доказательства, что все-таки сохранились. И те воспоминания о прошлом — пусть и не нашем, но которые они вызывают в нас, — тоже.

Государственный музей истории ГУЛАГаГосударственный музей истории ГУЛАГаГосударственный музей истории ГУЛАГа
Фото © Юрий Пальмин, Kontora, AD Magazine

 

Музей Вадима Сидура

Музей Вадима Сидура
Москва, Новогиреевская ул., 37/2

После скандального погрома на выставке в ЦВЗ «Манеж» имя Вадима Сидура (1924-1986) стало известно гораздо большему числу россиян, хотя заграницей скульптор давно знаменит. Гонения, которым он сам и его творчество подвергались в советские времена, продолжились полвека спустя. При жизни Сидура в Европе и США состоялось более 30 его выставок, в то время как в СССР «певец боли», обвиненный в формализме и пацифизме, выставляться не мог. Искалеченный морально и физически (после тяжелого ранения под Кривым Рогом в 1944 году), смирившись с ролью затворника, Сидур целиком и полностью посвятил себя творчеству — в том числе «гроб-арту», в основе которого — представление о том, что человек может так и не родиться, но умрет он непременно. Эта философия вылилась в ряд произведений, сотворенных буквально из мусора и вызывающе символических пластически.

Между тем, уже через год после смерти Сидура, в 1987 году, был основан музей его имени, и на сегодняшний день он по-прежнему является единственным государственным музеем в Москве, целиком посвященным современной скульптуре.

Впрочем, наследие художника включает в себя не только огромное количество скульптур и графики. Это и поэзия, и проза, и кинематографические работы — всего в фондах музея хранится около 900 единиц (в том числе работ художников А.С. Слепышева, Ю.Н. Ларина и Л.Л. Берлина), из них 537 — предметы основного фонда.

Музей Вадима Сидура

В 2011-м музей вошел в состав музейно-выставочного объединения «Манеж». И почти сразу был закрыт на двухлетнюю реконструкцию:в здании провели косметические ремонтные работы, вновь создали экспозиционное освещение, оборудовали помещения для сотрудников и посетителей музея. В июле 2014 года, аккурат к юбилею скульптора, музей открылся, и в нем появилась полноценная входная группа с комфортным гардеробом, кассами и информационной зоной, а на втором этаже теперь действует трансформируемое пространство, которое может выполнять функцию кинотеатра или лекционного зала. В музее проводятся лекции, показы документального кино, камерные концерты, поэтические вечера и другие мероприятия.

Сегодня на обновленной площадке можно увидеть самое полное «собрание сочинений» Вадима Сидура. Постоянная экспозиция получила название «В поисках человека» — это результат многолетних экзистенциальных изысканий мастера. В свою очередь, сотрудники музея за время реконструкции освежили около 250 скульптур и столько же графических работ художника, решив показать зрителям возможный максимум.

Музей Вадима Сидура Музей Вадима СидураМузей Вадима Сидура

Однако капитальные преобразования музею только еще предстоят. Проект реновации, разработанный отделом развития МВО «Манеж» во главе с архитектором Петром Толпиным, подразумевает привлечение в музей активно участвующих в культурной жизни жителей района и гостей столицы. Для этого, например, создается мультифункциональный сквер, в котором проводятся лекции, ворк-шопы, семинары и вечерние кинопоказы. Здесь же установят постаменты с копиями скульптур Вадима Сидура — это позволит музею выйти за рамки здания и работать с городской средой. Кроме того, в новое ограждение сквера из монолитных элементов можно будет встраивать информационные стенды, а разделение потоков посетителей музея и клиентов цветочного магазина в этом же здании будет происходить за счет организации отдельного входа: основным связующим элементом сквера и внутреннего пространства музея окажется пристройка-оранжерея.

Внимание прохожих должны привлечь, помимо прочего, книжный магазин и кафе — они помогут превратить посетителя вневыставочных сервисов в посетителя музея. Наконец, новый остекленный зал позволит расширить пространство для мероприятий внутри музея. Для его установки реконструируют эксплуатируемую кровлю, и он поделит пространство крыши на несколько многофункциональных зон, благодаря которым здесь можно будет проводить не только лекции и мастер-классы, но и выставки, ярмарки и даже камерные концерты.

Более 80% стеклянных поверхностей фасада и кровли зала наполнят пространство дневным светом и «вынесут» на крышу концепцию оранжереи — там расположится часть зеленых насаждений. А в летнее время конструкция нового зала позволит почти полностью его открыть — и как будто еще раз подчеркнуть, что эра затворничества Сидура завершилась, символично подтвердив его правоту. Стоило скульптору сделать то, ради чего, согласно его мировоззрениям, человек рождается, на смену безвестности и подвалу без окон к нему пришли мировая слава и признание.

Музей Вадима СидураМузей Вадима СидураМузей Вадима СидураМузей Вадима Сидура
Фото © МВО «Манеж»

 

Музей АЗ (Анатолия Зверева)

Музей АЗ (Анатолия Зверева)
Москва, ул. 2-я Тверская-Ямская, 20-22

Другой «музей одного художника» открылся в конце весны, 27 мая 2015 года, в самом центре Москвы. Музей по частной инициативе и частный, что для России беспрецедентный случай. Компактный трехэтажный новодельный особняк площадью 500 кв. м, реконструированный снаружи и изнутри за каких-то два года, вмещает в себя единовременно не больше 70 человек (и поэтому посещение происходит, как в кино, — по сеансам, в 12,14,16 и 18 часов). Тем не менее, уже за первые три месяца работы музей посетило свыше 5000 гостей. Фактически без рекламы — и в «мертвый» летний сезон!

Отчасти такая популярность связана, вероятно, с модой на «шестидесятников», с которыми Анатолий Зверев (1931 — 1986) тесно дружил — и постоянно пользовался их гостеприимством, кочуя из квартиры в квартиру, от одного знакомого к другому, поскольку был «принципиально неофициальным». Он жил запоем, пил запоем — и так же, запоем, рисовал, оставив после себя тысячи работ.

Излюбленным жанром Зверева был портрет. Стремительно и молниеносно он создавал «тысячеликий» портрет эпохи вообще и Москвы в частности: портреты его друзей, семьи, людей, которые поддерживали и помогали ему. И самого себя — сотни автопортретов в самых разных — реальных и вымышленных — временах и обстоятельствах. С этих автопортретов и начинается экспозиция музея: выставка на первом этаже носит название «АЗ — это я как раз!» и посвящена биографии художника.

Здесь же с первых минут вырисовывается общая концепция подачи визуальной информации в музее АЗ, придуманная со-основательницей и арт-куратором Полиной Лобачевской. Дизайн самого музея и оформления выставочных пространств при этом выполнен тезкой Зверева Анатолием Голышевым — автором дизайн-проекта предыдущих выставок художника в Малом Манеже.

Музей АЗ (Анатолия Зверева)

Итак, большую часть стен первого этажа, как и двух последующих, занимает медиа-экран. Сотрудники музея утверждают, что таких экранов нет больше ни в одном русском музее: они примечательны тем, что даже при просмотре с близкого расстояния (а размеры музейных помещений таковы, что другой альтернативы нет) проецируемое изображение оказывается предельно четким и реалистичным. Что архиважно, когда мы говорим о проекции живописи.

На экраны транслируется мини-фильм, посвященный определенной теме в творчестве художника — из трех фильмов на трех этажах получается «изосериал». Фильмы создаются исключительно профессиональными режиссерами — у Лобачевской «вгиковское» прошлое.

Впрочем, прошлое Полины заслуживает отдельного упоминания. Мало того, что со Зверевым она была знакома лично и стала моделью одного из его портретов, так еще и с приобретения именно портрета Лобачевской для Наталии Опалевой когда-то началась коллекция работ, впоследствии переросшая в этот музей. И сегодня Наталья — его полноправный директор и спонсор, а судьбоносная картина стала жемчужиной экспозиции второго этажа музея, где разместились портреты друзей и покровителей Зверева.

Вторая часть «мини-сериала» — путеводитель по их именам. А заодно и по истории тех лет, поскольку среди друзей художника были все видные деятели культуры, искусства и даже представители власти. В частности, рядом с портретом Лобачевской висит портрет Алики Костаки — для музея АЗ она пожертвовала более 700 работ Зверева, бережно собранных ее отцом, известным коллекционером Георгием Костаки.

Наконец, третий этаж — это история любви. К женщине на 40 лет старше Зверева, Оксане Асеевой, вдове поэта Николая Асеева, — и, глядя на ее портреты в исполнении художника и слушая стихи, которые он ей посвящал, в третьей части «изосериала», кажется, что не было на земле чувства сильнее и чище.

Музей АЗ (Анатолия Зверева)

Формально на просмотр фильмов уходит, конечно же, меньше двух часов, которые длится сеанс. Однако зрителю и без того есть, чем себя занять. Невозможно отказать себе в удовольствии медленно и торжественно проехать снизу вверх (или сверху вниз) на лифте с прозрачными дверями — это еще один предложенный авторами музея способ «экспресс-осмотра». Непременно поднимаются посетители и на крышу со стеклянными ограждениями — в следующем году, когда потеплеет, здесь обещают открыть лекторий и кафе.

Пока же чашку кофе (которая входит в стоимость билета на сеанс) можно выпить внизу, возле книжного магазина — и заодно ознакомиться с издательскими проектами музея, уже отмеченными рядом премий и наград.

А напоследок — не забыть выйти в уютный внутренний дворик с одинокой лавочкой, где, согласно легенде, Зверев не раз пивал портвейн с одним из своих верных друзей, жившим по соседству. Быть может, новый музей и есть тот дом, который художник так и не смог обрести при жизни?

P. S. 4 ноября в музее АЗ день открытых дверей — вход бесплатный! А 8 декабря состоится премьера нового выставочного проекта — интерактивной экспозиции «Волшебная клетка, или „А не пойти ли нам в зоопарк?“». Она объединит анималистику Зверева с работами современных художников. Выставка будет адресована прежде всего детям и приурочена к зимним каникулам.

Музей АЗ (Анатолия Зверева)Музей АЗ (Анатолия Зверева)
Фото © «Музей АЗ»

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще