Открытость под прикрытием

Стекло — совершенный инструмент не только для создания общественных зон круглогодичного использования, но и материальное воплощение самой идеи таких пространств: доступных, открытых и прозрачных.

Открытость под прикрытием

Apple

Об этом парадоксе писал еще немецкий философ Мартин Хайдеггер. С одной стороны, чтобы пространство можно было назвать общественным, в нем должно быть достаточно места для того самого общества, которое могло бы его заполнить; то есть архитектору приходится «проектировать воздух», пустоту, вакуум. А с другой стороны, всякое строительство предполагает определенную закрытость, возведение и установку стен и границ. Вот и получается парадоксальная «закрытая открытость», для воплощения которой стекло подходит идеально.

Apple

Как ни один другой материал, оно позволяет органично и без особых усилий «включать» в пространство города закрытые общественные места — магазины, досуговые центры, офисы. Подобно реальному вакууму, стеклянные объемы «втягивают» в себя людские потоки прямо с улиц, становясь точками сильнейшего притяжения.

Характерно, что объемы эти не обязательно должны быть большими. Флагманскому магазину Apple на Пятой Авеню хватило стеклянного куба со стороной 10 м в качестве входа, чтобы стать одним из самых фотографируемых мест в Нью-Йорке.

Apple Store. Нью-Йорк

В 2003 году, за три года до открытия магазина, здесь был лишь пустующий участок площади рядом с гигантским небоскребом. Пытливый ум главы Apple, впрочем, довольно быстро нашел ему применение — именно Стив Джобс вместе с архитектором Болин Цивински Джексоном (Bohlin Cywinski Jackson) придумали концепцию стеклянного павильона, которую в последующие годы команда бюро применила еще не раз, постоянно совершенствуя.

Apple Store. Шанхай

Например, в Шанхае в 2010 году, в преддверии Всемирной выставки, на одной из площадей в деловом районе Пудонг вместо Apple-куба появился Apple-цилиндр, опоясанный искусственным бассейном.

Он выше своего нью-йоркского прообраза на 3 м и для обитателей здешних офисных «каменных джунглей» является излюбленным местом созерцательного отдыха. Хотя изначально стеклянный павильон задумывался прежде всего как навес над ведущей в подземный уровень винтовой лестницей — разумеется, тоже из стекла.

Apple Store

Со стеклом, впрочем, все не так просто. Чтобы в образовавшийся световой колодец поступало как можно больше солнечных лучей, логично использовать стекло с максимальной светопроводимостью. В нью-йоркском проекте выбор пал на Planibel Clear Vision от AGC Glass, которое, будучи прозрачным на 92%, еще и содержит минимальную долю металлов, что уменьшает конструкционные теплопотери и риски разрушения при перепадах температур.

Apple Store. Нью-Йорк

По вечерам футуристичного вида куб эффектно подсвечивается, и даже без бассейна вокруг него постоянно что-то происходит: люди назначают друг другу свидания на близлежащих каменных ступенях, обедают за столиками, которые возникают здесь летом в спонтанном режиме, фотографируются снаружи и внутри павильона. Лаконичная, если не сказать простейшая, архитектура посреди перегруженного визуальной информацией мегаполиса действует на них, как магнит.

Здание Администрации региона Рона-Альпы во Франции. Кристиан де Портзампарк (Christian de Portzamparc)

«Манящую пустоту» в виде геометричного стеклянного объема спроектировал и Кристиан де Портзампарк (Christian de Portzamparc), работая над зданием Администрации региона Рона-Альпы во Франции. Интегрировав его непосредственно в постройку, он добился того, что офисное здание площадью 40000 кв. м превратилось в популярное место встреч всех жителей Лиона.

В разбитые внутри сады можно прийти просто так, однако же если есть вопросы или проблемы — вот она, власть, прозрачная и доступная: пересеки одну из садовых дорожек и окажись перед дверью нужного департамента.

Здание Администрации региона Рона-Альпы во Франции. Кристиан де Портзампарк (Christian de Portzamparc)

Однако подумали не только о людях, но и о растениях. В условиях зимнего сада стекло с повышенной теплоизоляцией iplus E и iplus Sun от AGC Glass, благодаря которому внутри комфортно и зимой, и летом (даже с южной стороны), создает необходимые флоре климатические условия.

Здание Администрации региона Рона-Альпы во Франции. Кристиан де Портзампарк (Christian de Portzamparc)

Использовали для здания региональной администрации и еще один вид архитектурного стекла AGC — Artlite Digital, разработанное для цифровой печати. Но в полной мере его возможности демонстрирует все же другой проект — Glazen Boerderij («стеклянная ферма») в голландском городке Шинделе.

Glass Farm. MVRDV

Во вторую мировую Шиндель неоднократно бомбили. В результате на рыночной площади образовалась «зияющая пустота» между церковью, городской администрацией и главной улицей. Вини Мааса из бюро MVRDV эта пустота впервые обеспокоила аж в 1980 году, и с тех пор он неоднократно подавал на рассмотрение городского совета свои предложения по ее заполнению.

Glass Farm. MVRDV

Реализованный спустя 30 лет и 3 года вариант для Мааса оказался седьмым по счету. И, хотя вариант официально приняли, «стеклянная ферма» как готовая постройка вызывает среди местных немало толков и недоуменных вопросов. Зачем? Почему именно так?

Ответ, между тем, лежит на поверхности. Пустоту лидер MVRDV хотел оформить именно как пустоту — с помощью стеклянного сооружения, наделенного общественными функциями. И если по второму пункту все случилось (здесь действуют кафе, рестораны, детский и спа-центр), то с первым возникли препятствия. Члены городского совета проявили себя чрезвычайно консервативными в своих архитектурных взглядах, и единственным приемлемым для них всех архитипом оказалась традиционная ферма.

Glass Farm. MVRDV

Находчивый Маас придумал, как ловко совместить собственные устремления с требованиями общественности. Он просто... напечатал ферму на стекле — с общей площадью поверхности 1700 кв. м. Свойства Artlite Digital обеспечили достоверную передачу изображения, и тщательно подбираемые годами фотографии старых ферм, собранные в единый образ и перенесенные на стекло, преобразили здание до неузнаваемости.

Glass Farm. MVRDV

Что именно в итоге смущает в облике всего сооружения, понимаешь не сразу. Вини по-своему выразил свое отношение к бюрократии и рефлексии: начиная с высоты 14 м напечатанное на стенах изображение выходит за рамки заданного масштаба, превышая его в 1,6 раз и символизируя рост и развитие — от деревни к городу, от традиционной архитектуры к современной, от закрытых «клубов по интересам» для избранных к общедоступным досуговым центрам.

И это то развитие навстречу прозрачности и открытости, которое не остановить.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще