Новый поворот: здания, которые меняют этот мир

Здания и сооружения-трансформеры человечество возводит на протяжении многих лет — достаточно вспомнить разводные мосты. Однако сегодня динамическая архитектура вышла на новый виток, в считанные мгновенья изменяя не только свою функцию или наше окружение, но и качество жизни.

Новый поворот: здания, которые меняют этот мир

Любое преобразование большого объекта — будь то уже упоминавшийся развод мостов, или открывание потайных дверей на циферблате башенных часов, или превращение стены в экран для видео-мэппинга, — это всегда зрелище, всегда аттракцион. Неслучайно больше всего подобные приемы востребованы в зданиях, которые сами так или иначе связаны со зрелищами: театры, музеи, выставочные галереи, спортивные арены.

Стадион «Фишт» в Сочи. PopulousСтадион «Фишт» в Сочи. Populous

Например, раздвижные кровли у стадионов стали уже практически общим местом, начиная с нашего сочинского стадиона «Фишт» с довольно простым механизмом трансформации и заканчивая олимпийским теннисным центром в Мадриде Доминика Перро (Dominique Perrault), в котором крыша, состоящая из трех подвижных «крышек», может принимать до 27 различных конфигураций. Все зависит от того, что нужно в данный момент — впустить больше солнца и воздуха или, наоборот, защитить корты от ветра и дождя. Бетонные плиты облицованы алюминиевыми панелями, приводятся в движение гидравлическими механизмами, и самая большая «крышка» весит 1200 тонн!

Олимпийский теннисный центр в Мадриде. Доминик ПерроОлимпийский теннисный центр в Мадриде. Доминик Перро

Олимпийский теннисный центр в Мадриде. Доминик ПерроОлимпийский теннисный центр в Мадриде. Доминик Перро

Настоящее чудо продемонстрировал и проект Захи Хадид (Zaha Hadid) центра водных видов спорта в Лондоне. Из арены на 17500 мест с тремя бассейнами, каковой он был во время Олимпиады, центр превратился, как по волшебству, в компактное строение, где теперь проходят легкоатлетические соревнования. И несмотря на то, что подобные технологии неизбежно ведут к существенному удорожанию проекта, вложения зачастую разумны, потому что срок жизни столь масштабных сооружений значительно превышает те пару месяцев, что длятся чемпионаты. Этим «монстрам» от архитектуры необходимо достойное и финансово состоятельное применение в «мирной жизни», поэтому арены-трансформеры стали логичным шагом развития архитектуры стадионов (больше статей на спортивную тему читайте в номере журнала speech15: спорт или его электронной версии).

Центр водных видов спорта в Лондоне. Заха ХадидЦентр водных видов спорта в Лондоне. Заха Хадид

Центр водных видов спорта в Лондоне. Заха Хадид
Центр водных видов спорта в Лондоне во время Олимпиады 2012 года. Заха Хадид

Центр водных видов спорта в Лондоне. Заха ХадидЦентр водных видов спорта в Лондоне. Заха Хадид

Функционально оправданы пространственные трюки и в выставочных центрах и галереях. Хотя бы потому, что организация любой экспозиции сопряжена с необходимостью создавать новые декорации — так же, как в театре. Например, в нью-йоркской Sperone Westwater Gallery сэр Норман Фостер (Norman Foster), решая задачу увеличить выставочные площади вдвое в рамках ограниченного пятна застройки, придумал сделать галерею-лифт. Параллелепипед размером 3,6×6 метров движется внутри «шахты» — вытянутого застекленного вертикального объема — и прекрасно просматривается с улицы благодаря яркому красному цвету. Этот лифт можно использовать как отдельный небольшой зал, через который посетители будут «телепортироваться» на другие уровни здания, либо «припарковать» на одном из этажей и задействовать его площади как продолжение другой экспозиции.

Sperone Westwater Gallery в Нью-Йорке. Норман ФостерSperone Westwater Gallery в Нью-Йорке. Норман Фостер

Sperone Westwater Gallery в Нью-Йорке. Норман ФостерSperone Westwater Gallery в Нью-Йорке. Норман Фостер

Еще более смелый подход к трансформации музейного пространства показал Рем Колхас (Rem Koolhaas, OMA) в своем проекте для Prada в Сеуле. Павильон так и назвали — Prada-трансформер. Он представляет собой сложную пространственную фигуру — стальной каркас, обтянутый тканью, такой же, какую используют для чехлов самолетов, яхт и прочих крупных объектов. Положил фигуру на один бок — и в основании оказался крест, а остальные стены приобрели одну конфигурацию. Положил на другой — и вот уже пол стал круглым, и пространство кардинально изменилось. При этом форма продумана так, чтобы при каждом повороте вход в павильон (на обычной «липучке», которую используют в спортивных куртках или палатках) оставался в зоне досягаемости.

Prada-трансформер в Сеуле. OMAPrada-трансформер в Сеуле. OMA

Prada-трансформер в Сеуле. OMAPrada-трансформер в Сеуле. OMA

Впрочем, тягу к зрелищам нередко испытывают и проектировщики — на пару с заказчиками — жилых домов. Не так давно archspeech беседовал с Дэвидом Фишером (David Fisher, Dynamic Architecture) — автором первого в мире вращающегося небоскреба. Его идея в том, чтобы разместить на каждом этаже ветровые турбины, которые будут не только вращать модули этажей, открывая жителям квартир новые виды, но и вырабатывать энергию, достаточную для самообеспечения здания. Пока реализация проекта под вопросом, но в разговоре Фишер намекнул, что первый такой небоскреб может появиться в Майями, и движением расположенного на самом верху пентхауса его владелец сможет управлять голосом.

Проект вращающегося небоскреба. Дэвид ФишерПроект вращающегося небоскреба. Дэвид Фишер

Пока же идеи динамической архитектуры в жилом строительстве воплощаются в жизнь в малом масштабе. Летний дом Caja Obscura молодого кинорежиссера в Парагвае, недалеко от Асунсьона, в закрытом виде больше напоминает гараж: цоколь из песчаника увенчан бетонной плитой, на которой покоится «коробка» из листов гальванизированной стали. На деле же «коробка» оказывается крышкой, которая, поднимаясь с одного конца, открывает второй этаж с террасой, гостиной и кухней в глубине. Согласно проекту архитектора Ксавье Колана (Xavier Colan), механизм приводится в действие обычной лебедкой. Кому-то этот процесс может напомнить поднятие флага, но для владельца дома это, скорее, как вращать ручку старого киноаппарата. Тем более, что лебедка расположена на втором этаже, на переднем краю перекрывающей плиты, и по мере поднятия крыши пейзаж разворачивается прямо перед глазами, словно на гигантском экране.

Дома Caja Obscura в Парагвае. Ксавье КоланДома Caja Obscura в Парагвае. Ксавье Колан

Дома Caja Obscura в Парагвае. Ксавье КоланДома Caja Obscura в Парагвае. Ксавье Колан

А вот хозяевам дома в графстве Саффолк, Восточная Англия, приходится пользоваться электроприводом — ведь им приходится передвигать по специально спроектированным рельсам модуль с крышей, стенами и окнами длиной 28 метров и весом 50 тонн. Лондонские архитекторы dRMM пошли на смелый эксперимент под кодовым названием Sliding House (скользящий дом). Ловко и почти бесшумно перемещаясь между главным домом, гостевым домом и гаражом, модуль то защищает от непогоды открытый бассейн, то затемняет панорамные окна стеклянной гостиной (и тогда в ней становится возможным смотреть кино даже днем), то прячет от любопытных глаз террасу на крыше с установленной на ней ванной. А может и превратиться в дополнительный навес для автомобилей (хотя хозяин предпочитает мотоциклы) или козырек над входом в дом. Перемещение на самом длинном участке занимает всего 6 минут!

Дом с электроприводом в Восточной Англии. dRMMДом с электроприводом в Восточной Англии. dRMM

Дом с электроприводом в Восточной Англии. dRMMДом с электроприводом в Восточной Англии. dRMM

Дом с электроприводом в Восточной Англии. dRMMДом с электроприводом в Восточной Англии. dRMM

Иначе устроен частный дом в Иране, спроектированный бюро Next Office. В высоту он три этажа, и каждый блок внутри бетонного каркаса поворачивается на 90 градусов: летом этажи как бы выдвигаются вперед, и торцевые стеклянные фасады оказываются открыты солнцу. Зимой же, когда поднимаются холодные ветра и температура воздуха сильно колеблется, каждая «избушка» поворачивается к внешнему миру боком — глухой обшитой деревом стеной.

Частный дом в Иране. Next OfficeЧастный дом в Иране. Next Office

Такая адаптируемость к внешним условиям — на самом деле, ключевая причина сегодняшнего бурного развития кинетической архитектуры. Потому что ее методы помогают делать здания энергоэффективными, устойчивыми и климатически комфортными. О том, какой вклад вносят механизмы и динамические фасады в неустанную борьбу за автономное жизнеобеспечение и нулевой углеродный след, мы расскажем в продолжении этой статьи.

РАССЫЛКА arch:speech