Не проходите мимо: 16 удачных примеров броского фасада

Рассказываем, почему фасады современных зданий привлекают так много внимания — не в пример своим предшественникам, построенным в прошлом веке.

Не проходите мимо: 16 удачных примеров броского фасада

ХХI век подарил архитекторам много свободы. Способствовали тому и размах современных технологий, и отсутствие мейнстримного направления, и то, что архитекторов куда меньше связывают по рукам. Ушли в прошлое «борьба с излишествами» и заповедь Адольфа Лооса о вреде орнаментов: «Не строй живописно».

Это не значит, что «спокойные» и минималистичные фасады исчезли в XXI веке. Иногда сам контекст располагает к сдержанности: к примеру, когда архитекторы из бюро Tomas Ghisellini Architetti проектировали школу для итальянской коммуны Ченато-Сотто, они сделали здание подчеркнуто спокойным, так как рядом находилось кладбище.

Tomas Ghisellini Architetti
Школа у кладбища. Арх. Tomas Ghisellini Architetti

Но разнообразных и ярких зданий точно стало больше — мы покажем это на 16 примерах. Для удобства они разделены на 7 подгрупп, в зависимости от материалов и технологий, которые использовали архитекторы при их облицовке.

1. Кинетика


Здания с такими фасадами в буквальном смысле оживают: кинетическая оболочка делает их подвижными. Фасады могут выполнять декоративную функцию, как в случае с шанхайским театром Fosun Foundation Нормана Фостера, или реагируют на внешние раздражители. В последнем случае они более утилитарны, так как позволяют контролировать микроклимат, а значит, снизить расход энергии.

Самый масштабный пример использования — адаптивный фасад офисных башен Al Bahr в Арабских Эмиратах. AHR architects спроектировали его из 2089 кинетических элементов в форме машрабии, традиционного исламского орнамента. Элементы складываются и раскрываются по принципу оригами и защищают окна, когда на них попадает прямой солнечный свет. Таким образом, утром фасад закрыт с восточной стороны, вечером — с западной.

Кинетическая мембрана Flare состоит из «чешуек» из нержавеющей стали, которые приводятся в движение с помощью пневматических поршней. Они подключены к сенсорной системе внутри и снаружи здания и помогают создавать оптимальный микроклимат, реагируя на прямой солнечный свет.

 

2. Параметрика


Очевидно, что предыдущий пункт тесно связан с параметрическими технологиями, которые используют и для статичных структур.

В Лос-Анджелесе параметрику использовали для одного из фасадов Emerson College: основное здание спрятано под «тумбой», внутреннюю поверхность которой архитекторы не хотели оставлять пустой — опасались, что большая, ничем не занятая площадь будет слишком сильно «давить» на посетителей. Чтобы оживить ее, в бюро Morphosis Architects сконструировали сложную волнистую чешую, которая охватывает всю внутреннюю облицовку. Разнонаправленность металлических элементов придает фасаду дополнительную динамику.


3. Бетон


«Грубость» и неподатливость бетона иллюзорна: с помощью одной из его разновидностей, фибробетона, можно строить причудливые хрупкие ажурные решетки. Эти орнаменты подходят и для облицовки.

Именно так поступили с оформлением здания банка в городе Туркуэн на севере Франции. В бюро D’Houndt + Bajart вдохновлялись гильошем — классическим архитектурным орнаментом в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Чтобы получить этот узор, достаточно было залить бетон в пресс-форму и подождать, пока он высохнет.

Креативный подход к бетону также использовали Wiesflecker Architecture в проекте гимназии в австрийском городе Куфштайн. Боковой фасад состоит из трехметровой конструкции со складками и защипами. Так относительно простое здание получило визитную карточку в виде мятого листа бумаги.


4. Медиафасады


Медиафасад — это еще один способ придать зданию подвижность. В Сингапуре в 2011 году появился торгово-развлекательный центр Iluma, спроектированный сингапурским бюро WOHA. Его фронтальная целиком покрыта экранами в форме кристаллов. Они образуют «холст», на котором рисуют медиахудожники, студенты творческих вузов и обычные горожане. Благодаря интерактивности, торговому центру быстро удалось завоевать расположение публики.

Единственная опасность, которую таит в себе медиафасад — это его потенциальная недолговечность. Может оказаться, что уже через несколько лет такой прием морально устареет.


Торговый центр в Копенгагене. Бюро Kollision


5. Голография


Как можно выделить здание, если оно стоит на фоне здания Фрэнка Гери? Когда художник Хиро Ямага продумывал временную постройку рядом с музеем Гуггенхайма в Бильбао, он применил голографические панели и заставил свой павильон Quantum Field X3 переливаться всеми цветами радуги.


6. «Зеленые» стены


Растения становятся не только украшением здания, но и заменяют собой фасад. Они хорошо подходят для стран с мягким климатом, где зелень не требует дополнительного ухода. К таким постройкам относится, например, социальное жилье в испанском городе Салоу, выполненное бюро Toni Gironés Saderra. Фасадная система состоит из тонких прутьев, по которым пущен дикий виноград.

Но дальше всех в этом смысле зашел вьетнамский архитектор Во Тронг Нгиа. Глядя на его работы не сразу понимаешь, кто здесь главный: природа или бетон. Растения служат украшением, защитой от солнца и естественным барьером для пыли и грязи с улицы. Подробнее о его методах мы писали в материале «Философия Во Тронг Нгиа. Какая архитектура получается у бюро, где все медитируют».


7. Возвращение к истокам


«Традиционный» не значит «скучный». Даже строительные материалы, которые используются на протяжении тысячелетий, способны выделить фасад на фоне окружающих зданий. Это может быть как натуральный кирпич, дерево или терракота, так и копия из более современных материалов, таких как фибростеклобетон.

Кирпич


В силу небольшого размера, кирпич априори детализирует фасад, делает его мелкомасштабным и рельефным. Еще большую выразительность придает «скульптурная» кирпичная кладка — такая, как в здании Bremer Landesbank в Бремене.

Перед архитекторами из Caruso St John стояла задача сделать здание банка «честным», и голый кирпич подошел как нельзя лучше. К тому же материал помог зданию встроиться в контекст среды: оно находится в старой части города и хорошо соотносится со всей исторической застройкой. Отделка из темного кирпича, многоступенчатые арки и высокие узкие окна, напротив, отсылают к традиционной североевропейской архитектуре.

И фасад, и несущая стена: студия керамики во Вьетнаме. Арх. Tropical Space

Павильон 4 в Шанхае. Арх. HMA Architects & Designers

 

Дерево


Простое по своей сути, но кропотливое в реализации решение от Quadrangle Architects: «парадный» фасад и вход в магазин мебели обнесены 35 788 деревянными элементами, каждый из которых — часть долгой истории магазина и района Торонто, где он расположен. Мозаика изготовлена из древесины, использованной при изготовлении мебели, дверей, строительных балок и т.д.

 

Терракота


Если раньше терракоту использовали в основном при покрытии кровли, то в современной архитектуре она заняла прочное место среди облицовочных материалов. Керамический фасад удачно использован у архитектора Во Тронг Нгиа в отделке шоу-рума Panasonic в Ханое: днем ажурные узорчатые стены создают световую мозаику внутри здания, а вечером превращают его в гигантский фонарь.

Шоу-рум Panasonic в Ханое. Арх. Во Тронг Нгиа


Подвесной терракотовый фасад. Арх. Pich Aguilera

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще