30 октября 2017
Не бойтесь копировать: Вини Маас обвинил архитекторов в излишней любви к оригинальности

В новой книге-манифесте Copy Paste партнер MVRDV призывает коллег остановиться в гонке за собственной уникальностью и больше заимствовать из истории. И кажется, российские архитекторы с ним согласны.

Не бойтесь копировать: Вини Маас обвинил архитекторов в излишней любви к оригинальности

Вини Маас
Вини Маас и коллаж из зданий известных архитекторов

Copy Paste — очередное исследование экспериментальной лаборатории Мааса The Why Factory, где он вместе со студентами создает концепции городов будущего. 350 схем и коллажей книги показывают в деле обширное наследие прошлого, которое архитекторы могут и должны использовать в работе. Иначе, как считает Вини Маас, мы вырастим поколение, оторванное от истории:

«Просто удивительно, как целенаправленно архитекторов учат быть оригинальными. Сложилась такая культура, что заказ можно получить, лишь создавая оригинальные проекты. В итоге мы оказались в ситуации, когда архитекторам стыдно признать, что они использовали идеи других. Это так глупо! Сравните с учеными, которые обязаны опираться на исследования коллег, иначе научный мир просто не примет их новых идей».



Полное содержание книги Copy Paste в одном видео

В серии статей книга предлагает новую версию журнала El Croqius, разбирает копии Китая и через Photoshop, Rhino и Grasshopper показывает, как из чужих работ в несколько шагов можно создать новую концепцию:

«Почему бы подробнее не показывать наши архитектурные поиски? Почему бы не говорить открыто и честно о всех заимствованиях? Почему бы не развивать архитектуру через исследования и находки других поколений? Индустрия требует оригинальных проектов, и они нужны, с этим трудно спорить. Но я думаю, 90% зданий совсем про другое: они должны создаваться на базе уже существующих решений».

Мнения коллег


Материал для книги собирали не один год, приняла участие и Россия. Еще в 2011 году соавторы книги вместе с архитектором Александром Свердловым из бюро SVESMI проводили на «Стрелке» воркшоп «Copy/Paste: Как скопировать проект за три минуты». Студенты еще тогда показали, насколько просто и быстро можно через Photoshop получать новые здания и типологии на основе фотографий из интернета.



Дискуссия архитекторов начинается с 19-й минуты

Приглашенными критиками тогда стали российские архитекторы, которые высказали свою точку зрения на проблему:

Владимир Плоткин: «Моим первым ощущением [пока я смотрел работы] было какое-то дежавю. Но потом я осознал большой стыд и понял, что нахожусь у себя в кабинете за компьютером. И по большому счету из года в год, целыми днями, я занимаюсь именно такими вещами. Я клонирую, размножаю, уродую свои прошлые объекты, кладу фасады на землю и на потолок. Хотя неважно, кому принадлежит первородство. Наверное, кто-то их первым вообразил еще раньше».

Юрий Григорян: «Я всегда был уверен, что все формы существуют на небесах. И архитектор их просто транслирует. И здесь, как в любой продаже и обмене, существует секонд-хэнд. Можно брать оттуда, можно брать отсюда. Если смотреть на геометрию, то это и есть абсолютная природа архитектурного творчества. Ты просто должен применить какую-то форму. Можешь взять ее у конкретного архитектора и это ничем не хуже, чем взять ее оттуда, где она лежала до этого. В любом случае транслируем то или иное решение.

Сергей Скуратов: «Мы имеем дело просто с азбукой. Мы берем язык, он состоит из слов, слова состоят из букв. Тоже самое в формотворчестве. Когда мы препарируем дом, разделяем его на слои, по сути мы дом уничтожаем. Потому что дом это уникальная совокупность этих знаков, букв, элементов. И очень важно, чтобы этот элемент стоял, а не лежал. И как только этот элемент из вертикали превращает в горизонталь, он теряет свое родство, свой первоисточник. Потому что вся природа абсолютно одинакова. То есть она настолько многообразна, что вырвав кусок из природы и положив его или поставив, ты уже создаешь новый объект».

Чем занимается The Why Factory


Экспериментальный проект Вини Мааса в этом году празднует 10 лет работы. За это время команда кураторов и студентов выпустила два десятка книг на разные темы. Но вне зависимости от исследования, перед студентами стоит всегда один и тот же вопрос: как улучшить жизнь в городах будущего? О четырех самых интересных проектах, ставших ответами на этот вопрос, мы писали в материале «Города ХХII века: что думают о будущем в мастерской The Why Factory».

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще