«Мы до сих пор не видели такой работы»: что писали о доме Жолтовского на Моховой. Часть II

Продолжаем публикацию материалов о, пожалуй, самой известной «палладианской» постройке советской Москвы — доме архитектора Ивана Жолтовского на Моховой улице. В год окончания строительства — летом 1934 года — в журнале «Архитектура СССР» вышла целая подборка статей о только что появившемся здании.

«Мы до сих пор не видели такой работы»: что писали о доме Жолтовского на Моховой. Часть II

Дом Жолтовского на Моховой. greedyspeedy.livejournal.com

В первой части нашего материала речь шла об архитектуре дома и его стилистических особенностях. Во второй мы переходим к деталям. Эта статья рассказывает о планировке квартир, конструкции дверей и переплетах окон, цвете стен, рисунке паркета и, конечно же, лепнине. Помимо увлекательного экскурса в историю отделочных работ и применяемых в 30-е годы материалов, она дает представление о быте и социальном статусе будущих жильцов дома.

Архитектура СССР, № 6, 1934 г. — С. 25–28.

Отделка и детали

В. Блохин

Одной из характерных особенностей нового жилого дома на Моховой является отсутствие в нем стандартных деталей. Существующие до сего времени стандарты строительных деталей отличаются полным отсутствием учета художественных требований, предъявляемых к зданию, — и это обстоятельство сильно влияло на снижение качества строительных работ. Сплошь и рядом неплохая по идее вещь в стандартном производстве настолько искажалась, что нельзя было без отвращения смотреть на такие изделия.

Арх. И.В. Жолтовский получил полную возможность проектировать свой дом вне стандартов как в отношении планировки квартир, так и в отношении размеров отдельных деталей помещений.

Дом включает самые разнообразные квартиры, начиная с однокомнатной и кончая пятикомнатной, квартир расположенных в одном и в двух этажах. В последнем случае отдельные комнаты соединяются внутренними лестницами.

Дом Жолтовского на Моховой

Каждая квартира имеет хорошо расположенные передние, кухню с помещением для домработницы, уборную, умывальник и ванну с радиатором для просушки полотенец (в некоторых небольших квартирах все санитарные установки, по западному образцу, объединены в ванной комнате).

Дом оборудован постоянной горячей водой от теплоэлектроцентрали, так же как и отоплением и газом для кухонных очагов.

В большинстве квартир все санитарные комнаты изолированы от жилых комнат и передних дополнительными коридорами и шлюзами.

При отделке квартир архитектор исходил из основной предпосылки, что каждую квартиру будет занимать одна семья и что каждая комната будет иметь специальное назначение: спальни, столовой, кабинета и т.п.

В зависимости от назначения комната и получила свое оформление, причем надо отметить, что это оформление — в основе своей очень простое и в то же время дающее покой и уют.

Дом Жолтовского на Моховой. greedyspeedy.livejournal.com

Основные элементы оформления жилых комнат — это карнизы, наличники и двери. Все эти элементы по своим формам и приемам разительно отличаются от образцов, применяемых в обычной практике жилого строительства, и добыты не без боя, так как здесь всякое усовершенствование встречало сопротивление со стороны строительного треста.

В чем же заключается их необычность? В том, что в карнизах в дополнениях к обычным тягам даны лепные порезки, обогащающие комнаты, радующие глаз своими формами, а большинство наличников дверей также оштукатурены и снабжены порезками, как бы дополняющими карнизы и составляющими с ними одно целое.

Все эти детали отличаются большой законченностью и мастерством проектировки. Каждый отдельный профиль строго продуман И.В. Жолтовским и тонко им прорисован в соответствии с размерами и высотой комнаты.

Совершенно особое место в отделке дома занимают по своему рисунку, подбору материала и качеству выполнении окна и двери.

Невольно, смотря на эти изделия на Моховой, думаешь — до чего же непривлекателен принятый у нас стандарт столярных изделий и до чего бездушно подходят к его выполнению наши строители!

Дом Жолтовского на Моховой. greedyspeedy.livejournal.com

На Моховой окна и двери не закрашены масляной краской, а отлакированы. Такая обработка поверхности сохраняет всю четкость и прелесть профилировки филенок обвязок дверей и окон, подчеркивая одновременно прекрасно подобранный материал тонкослойной розовой сосны.

И.В. Жолтовского можно назвать поэтом столярных изделий. Он с особой любовью и безупречным знанием дела подходит не только к разрешению архитектурной формы двери или окна, но и к каждой конструкции столярных изделий.

Им продумана каждая мелочь, каждый притвор, каждое соединение обвязок, каждое укрепление филенки и калевки — все то, что в своем сочетании дает дверь красивую и в то же время рациональную, удобную для пользования.

В отличие от общепринятых способов устройства коробок и притворов в них дверных полотен на этой постройке И.В. Жолтовским применены фигурные прифальцовки дверей в коробку и пригонка наличников в четверть. Этот прием заставляет строителей точно соблюдать все заданные по проекту размеры и тщательно их выполнять, так как малейшее отклонение от чертежа сейчас же вызовет ряд недоразумений при постановке двери а место. Так, например, при неверно выбранном притворе для двери в коробке дверь, имеющая притвор в виде каблука или скоса под определенным углом, в этот притвор не войдет. Таким притвором достигается полная изоляция одной комнаты от другой, если дверь замкнута, так как благодаря изломам профиля притвора исключается продувание и проникание звуков.

Прилаживание наличников в четверть короба требует тщательного их выполнения и гарантирует правильность их установки по отношению к коробке и к штукатурной поверхности стены, так как для примыкания штукатурки также предусмотрена специальная четверть, гарантирующая от безобразной подмазки наличников, от трещин и от возможного усыхания как самого наличника, так и штукатурки.

Дом Жолтовского на Моховой. greedyspeedy.livejournal.com

Для примыкания штукатурных наличников к коробке предусматривается также специальный выступ, который служит направляющей для тяги наличника и заставляет правильно и тщательно выполнять этот наличник.

Оконные переплеты выполнены по тому же принципу, что и двери, причем каждой детали отведено свое место. И здесь мастеру нельзя соврать, не рискую, что одна часть окна не подойдет к другой.

Тот же с изломом притвор гарантирует от задувания, что в обычных стандартных переплетах совершенно не предусмотрено, вследствие чего в них не принято никаких предупредительных мер на случай усыхания створок и получения больших зазоров в притворах.

Очень хорошо продуманы и прорисованы И.В. Жолтовским все места летних переплетов, по которым должна скатываться дождевая вода при косых дождях, чем обеспечена полная гарантия сохранности переплетов от загнивания.

В общее целое с рисунком и конструкцией переплетов и дверей вкомпанованы и приборы, выполненные по образцам, ранее применявшимся И.В. Жолтовским на других постройках.

Правда, на Моховой эти приборы выполнены недостаточно хорошо, но все же надо признать, что они очень рациональны по своему устройству. Так, например, дверной шпингалет закрывает створную дверь любой высоты одним поворотом рычага, который установлен на удобном для пользования расстоянии от пола. Такой рычаг заменяет обычные дверные задвижки, устанавливающиеся вверху или внизу двери, для открывания которых нужно или низко наклониться к полу или что-то подставить под ноги для того чтобы дотянуться до верхней задвижки.

Дом Жолтовского на Моховой. greedyspeedy.livejournal.com

Оконный шпингалет одним поворотом ручки сразу закрывает створку в трех местах — сверху, снизу и сбоку, а благодаря косому прорезу для бокового язычка в планке — плотно прижимается.

Замки с косым засовом закрепляют двери в коробке и исключают возможность случайных открываний двери от сквозняка и т.д. Дверные ручки и ключевины, поставленные не на обвязке, а на филенке, значительно отнесенными от края дверного полотна, делают совершенно невозможным обдирание рук об коробку при закрывании двери, что нередко случается при пользовании стандартными узкими замками, требующими неудобной установки ручки у самого края дверного полотна.

В доме на Моховой уложен так называемый щитовой клееный паркет взамен употреблявшегося в последние годы паркета «специал», настилавшегося на гвоздях, без достаточной просушки клепки и вследствие этого расщеливающегося.

Паркет на Моховой дан в нескольких рисунках различной по размерам клепки для полного использования наличного материала.

Разнообразный и хороший по рисунку паркет украшает комнаты и разительно отличается от того паркета «в елку», который получил в последние годы повсеместное распространение.

Малярные работы очень просты и благодаря своим прекрасно подобранным цветам придают какую-то утреннюю свежесть всему дому.

Все стены всех комнат (за исключением кухонь и санитарных помещений) окрашены светлым, теплым, одинаковым ровным клеевым колером, без каких-либо филенок, вплотную к карнизам и наличникам.

Дом Жолтовского на Моховой. greedyspeedy.livejournal.com

Потолки, наличники и карнизы также окрашены клеевым белым колером, с оттенком цвета стен. Хорошая подготовка стен и выровненная перед покраской поверхность их повышают выразительность столь простой по существу отделки. Будущие жильцы дома благодаря такому принципу окраски не стеснены при расстановке мебели заранее данным цветом отдельных помещений.

В кухнях и санитарных помещениях стены до карнизов, а также двери и окна окрашены белой масляной краской. Потолки и карнизы отбелены мелом на клею.

В кухнях и ванных комнатах по проекту И.В. Жолтовского было предусмотрено оборудование специальной мебелью, шкафами и пр., которое временно в натуре не осуществлено.

Архитектору в процессе осуществления постройки приходилось вести упорную борьбу за качество строительных работ. К завершению строительства он добился больших полномочий, однако в самом начале он не смог «отвоевать» одной конструктивной детали — устройства железобетонных перекрытий в ванных и уборных, что является, кажется, единственным конструктивным недостатком во всем доме.

Это обстоятельство вызвало устройство в указанных помещениях деревянных, типа палубы, полов с последующим покрытием их линолеумом. Безусловно, для цельности отделки дома было бы рациональнее устройство в этих помещениях плиточных полов, что при деревянных перекрытиях явилось невозможным.

Дом Жолтовского на Моховой. greedyspeedy.livejournal.com

Среди отделочных работ по дому, конечно, первое место по качеству выполнения, своим архитектурным формам и мастерству проработки деталей должен занять фасад.

Здесь также применен мало знакомый современному жилстроительству способ облицовки искусственным камнем.

Способ производства самих работ по установке плит очень близок способу облицовки естественным камнем, при ином, однако, примере крепления отдельных плит к стене и прокладки швов.

Этот метод облицовки очень интересен тем, что дает чистоту форм и всех линий деталировки фасада, так как выполнение отдельных плит производится в мастерской в удобной обстановке и при наличии необходимого оборудования.

Обычная штукатурка при сложных тягах с лесов такой чистоты дать не может, особенно при раскреповках тяг от руки.

Надо отметить очень удачно выбранный И.В. Жолтовским тон каменной облицовки, включающий очень простые элементы — известь, цемент, белую мраморную пудру, желтую мелкую мраморную крошку и незначительное количество порошка золотистой охры.

Дом Жолтовского на Моховой. greedyspeedy.livejournal.com

Несмотря на то, что фасад еще окончательно не отделан (нет скульптурного фриза во впадинах 4-го и 5-го этажей, нет каменной арки центрального пролета, нет скульптурных фигур на малом карнизу и первом этажу, не сделаны резные заполнения между переплетами главных окон, которые служили бы, по мысли автора, для объединения отдельных переплетов между колоннами в одно заполнение), он все же отличается своей законченностью, бесспорным мастерством и продуманностью всех деталей.

В заключение хочется указать, что проявленные в этом строительстве архитекором-автором упорство, любовь к дому, внимание к каждой детали, могут служить примером для всех тех архитекторов, которые стремятся покончить с безобразным качеством выполнения строительных работ.

Читать первую часть

 

Изображения © pastvu.com, greedyspeedy.livejournal.com, Журнал «Архитектура СССР», № 6, 1934 г.

РАССЫЛКА arch:speech