Может ли музей стать экспонатом: проект Аманды Ливит в Лиссабоне

Как часто архитектору приходится работать по недоработанному техническому заданию? Например, спроектировать музей современного искусства и технологий, но что там будет выставляться и как, — никому еще не известно. Главное построить, а там уж разберемся.

Может ли музей стать экспонатом: проект Аманды Ливит в Лиссабоне

5 октября 2016 года в Лиссабоне открыли музей Искусства и Архитектуры, спроектированного британкой Амандой Ливит и ее бюро AL_A. По словам Педро Гадано, директора музея, этот проект стал испытанием для всех: «Нужно было организовать что-то разительно отличающееся от других музеев, место, где художники и архитекторы могли бы выставляться вместе».

Но в первую очередь это испытание для архитекторов — создать современный культурный центр, который стал бы ни много ни мало новым центром городского притяжения в одном из самых известных исторических районов города. Размытые условия будущей эксплуатации здания не помешали команде Аманды Ливит сосредоточиться на самом главном в проекте: пространстве, форме и поверхности.


Пространство


Музей спроектирован таким образом, что посетители могут проходить над ним, под ним, так же как и сквозь него. Здание становится частью окружающего ландшафта. Крыша музея представляет из себя новое общественное пространство, внешний холл, визуально связывающий реку и сердце города. Посетители могут насладится видами городской застройки, а по вечерам площадь превращается в кинотеатр под открытым небом, с Лиссабоном в качестве задника.

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

 

Форма


Форма музея — застывшая волна, — естественное продолжение набережной, она символизирует всплеск культурной активности в этом районе. Природная река Тагус встречается с «рекой» городской жизни.

Центральное выставочное помещение — огромный овальный зал со «стекающими» по стенам пандусами, — в дни открытия был полностью затянут сеткой. Автор экспозиции, французская художница Доминик Гонсалес-Фостер, играет с пространством и формой музея и создает ловушку для посетителей, так что в каком-то смысле на целых 10 минут экспонатами становятся они сами.

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

 

Поверхность


Главное в проекте — водный фасад с нависающей крышей, отражающий солнечный свет от водной поверхности внутрь здания, в одно из четырех выставочных помещений. Фасад облицован по аналогии с традиционной португальской технологией мозаичного мощения calçada и становится естественным продолжением набережной. Трехмерные потрескавшиеся глазурованные черепицы фиксируют любое изменение света, ловят блики от воды, фасад меняется в зависимости от времени дня и года. Внутри музея практически все стены, полы и потолки белые и гладкие, — ничто не должно отвлекать внимания от будущих экспонатов.

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

***

«Музей Искусств, Архитектуры и Технологий (MAAT) будет представлять современную культуру через визуальное искусство, медиа, архитектуру, технологии и науку. MAAT cтанет главным пунктом комплекса EDP Foundation Campus, расположенного на берегу реки Тагус, в районе Белем, в сердце одной из самых исторически значимых набережных Лиссабона», — пресс релиз EDP Foundation по поводу открытия музея снова не дает никаких конкретных объяснений, что же все-таки там будет выставляться. Но одно можно сказать точно, сам музей соединил в себе архитектуру, искусство и технологии и стал главным экспонатом.

Музей Искусства и Архитектуры

Музей Искусства и Архитектуры

РАССЫЛКА arch:speech