Московская палитра: Желтый

Какого цвета в Москве больше? На этот вопрос не может быть однозначного ответа — Москве исторически присуща полихромия и сложный живописный план. Накопление цветового потенциала города происходило постепенно. В этой статье мы расскажем про желтый цвет из «Московской цветовой палитры», который прочно ассоциируется с классицизмом, сыгравшим важную роль в создании колористической целостности столицы, а также про возможности его документального воспроизведения и сохранения на исторических фасадах с помощью современных материалов.

Московская палитра: Желтый

Но сначала — о самой палитре. В 2009 году Комитетом по архитектуре и градостроительству Москвы была рекомендована к использованию в массовом строительстве и индивидуальном проектировании, реконструкции и реставрации зданий исторической застройки «Московская цветовая палитра». Коллекция из пяти цветовых областей (красной, желтой, синей, зеленой и ахроматической) была обновлена год назад компанией Caparol совместно с «Центром Цвета города Москвы» и сегодня ее цветовые эталоны отображают наиболее характерные цвета столичных фасадов, относящихся к различным стилистическим направлениям.

Малый театр
Малый театр
Малый театр — важнейший элемент архитектурного ансамбля Театральной площади. Строительство особняка началось в 1821 году по проекту О. Бове, первая масштабная реставрация стартовала в 2014 году. Для защиты главного фасада применялась линейка продуктов Sylitol от Caparol — специальные атмосферостойкие краски, основанные на минеральном связующем — жидком стекле, подходящие для восстановления старых осыпавшихся оснований, выравнивающие структуру и перекрывающие трещины на поверхности, подготавливающие фасад к нанесению финишных покрытий. На фасаде также использовались системы для реставрации Histolith Caparol для восстановления элементов декора из белого камня, цоколя здания и архитектурных деталей на основе гипса.

Зоны цвета


И хотя исследователи называют цветовую палитру Москвы «неуправляемой», логически выстроить ее помогает радиально-кольцевая структура города. Она способствовала формированию трех крупных исторических планировочных зон: центральной зоны, срединной зоны и зоны массовой застройки (периферии города). Каждая из этих зон имеет особый цветовой контекст, обусловленный архитектурной стилистикой зданий.

Caparol

Центральная зона города представляет собой исторически сложившуюся территорию в границах Садового кольца. Группа светлых (пастельных) тонов, наиболее значимая для колористики этой зоны, оказалась столь же важна и для колористики города в целом — речь идет об оттенках, характерных для классицизма и перешедших затем в архитектуру сталинской эпохи.

Арсенал Московского Кремля
(восстановлен в 1815–1828 гг.)
Арсенал Московского Кремля
При реставрации фасада Арсенала среди прочих была использована краска на основе силиконовой смолы AmphiSilan-plus. Специальная комбинация силиконовых смол позволяет сделать фасадные покрытия водоотталкивающими и открытыми для диффузии водного пара. Краска применяется на охраняемых исторических объектах и на штукатурке с большим содержанием извести.

Желто-белое двуцветие


Классицистическая цельность Москвы начала XIX в. возникла благодаря мягкому бело-охристому двуцветию. К слову, коричневый цвет деревянных строений, золото куполов церквей и вся широкая гамма желтых тонов во все эпохи присутствовали в цветовой гамме Москвы, но только указом 1817 года последняя была регламентирована в составе сдержанной пастельной цветовой гаммы, в которую следовало выкрашивать улицы и площади. Кроме бледно-желтого, палевого, и серовато-охристого в эту гамму попали белый, светло-серый, светло-розовый, «сибирка» (зеленый) с большой примесью белого — в совокупности эти цвета позволили добиться стилистического единства застройки.

Желто-белое двуцветие стало неотъемлемой чертой не только столицы, но и других русских городов средней полосы, потому что удачно восполняло недостающие в северной природе теплые оттенки. Более того, оно играло и еще одну важную роль — помогало подчеркнуть ордерную систему зданий, отношения между несущими и несомыми элементами, что в итоге оказало влияние на восприятие формы объектов.

Большой театр
Большой театр
Описание масштабной реконcтрукции фасада Большого театра (2005-2011 гг.) с разнообразными элементами архитектурного декора, спроектированными Альбертом Кавосом, восстановившим здание после пожара в 1856 г., заслуживает отдельной статьи. Но мы упомянем, что для сохранения фрагментов исторической штукатурки и реставрации существующих известково-цементно-песчаных рустов использовали систему для ремонтов фасадов Caparol, состоящую из минеральной порошкообразной шпаклевки с синтетическими смолами Capalith-Fassadenspachtel P. Помимо нее для реставрации использовали еще 14 различных продуктов компании.

Цветовая преемственность


Полихромия, успешно применяемая во время классицизма, в середине и конце XIX в. утрачивает свое значение. Серо-охристые оттенки в городе вновь станут востребованы в период освоения классического наследия в середине 1930-х гг., и позже — в послевоенное время, несколько осветлив скупую палитру города.

На сегодняшний день хранилищем исторической архитектурной полихромии города с канонизированным в начале XIX века желто-белым двуцветием остается историческое ядро Москвы в пределах Садового кольца. И когда речь идет о реконструкции исторического здания, то предлагается использовать «документальную» полихромию именно этой зоны, тем самым способствуя цветовой преемственности эпох.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще