Море внутри: архитектура, вода и стекло

В мире, живущем по законам архитектуры, стекло — фактически одно из твердых состояний воды, ее материализованная метафора. Это становится особенно очевидным, когда вода и стекло встречаются — и дополняют друг друга настолько гармонично, как могут только две половины одного целого.

Море внутри: архитектура, вода и стекло

Взаимодействие архитектуры и воды — сама по себе тема, достойная отдельного исследования. Элементарнейший резон в буквальном смысле слова лежит на поверхности: проектируя здание на воде, архитектор должен держать в уме его образ с поправкой на отражение.

А уж если к этому диалогу подключается стекло, то игра отражений становится столь изощренной, что способно порождать нечто качественно иное, чем просто дом на берегу реки или моря.

Стадион Nelson Mandela Bay, ЮАР

Так, стадион Nelson Mandela Bay, построенный в ЮАР к чемпионату мира по футболу-2010 архитектором Майнхардом фон Герканом, кажется гигантской кувшинкой на воде. Местные сразу прозвали стадион Protea — это растение семейства артишоковых является символом Южной Африки. Примечательно, что Nelson Mandela Bay — один из редчайших стадионов в мире на берегу озера, поэтому образ водяной лилии очень уместен.

Стадион Nelson Mandela Bay, ЮАР

«Лепестки» из перфорированного металла перемежаются «листьями» из полупрозрачного стекла Sunergy Clear от AGC Glass. Зрители оказываются защищены и от ветра, и от дождей, и от солнца. А ночью, по образному выражению авторов проекта, стадион превращается в «фонарь мятежников». Свет, опять же, отражается в водной глади и — по мнению архитекторов — своим многократным умножением символизирует свободу демократии и, собственно, ее лидера — Нельсона Манделу.

Стадион Nelson Mandela Bay, ЮАР

Здесь вода стала неотъемлемой частью визуального восприятия архитектуры. А вот в следующем примере ситуация иная, и вода — это, скорее, техническая необходимость. Искусственный пруд на территории большого природного парка обеспечивает для офисного здания Vidre Negro в итальянском Пьемонте работу всех служб жизнеобеспечения, в то числе охлаждения и нагрева воздуха.

Офис Vidre Negre в Италии, арх. Damilano Studio Architects

Сама же постройка авторства Damiliano Studio Architects — высказывание настолько сильное и экспрессивное, что ни в каких дополнениях и подчеркиваниях не нуждается. Скульптура, отделанная блестящим черным стеклом Lacobel T Deep Black и, частично, прозрачным Stopray Vision-60T от AGC Glass, — это манифест активного, если не сказать агрессивного, девелопмента, который проповедует компания-собственник.

Офис Vidre Negre в Италии, арх. Damilano Studio Architects

Впрочем, во Дворце водных видов спорта, который достроили в Казани в прошлом году, вода занимает уже не низшую утилитарную, а высшую точку в шкале ценностей.

Дворец водных видов спорта в Казани, арх. SPeeCH

Потому что вокруг нее-то все и заверчено: и крыша-волна — каркас и деревянных клееных конструкций, и «содержимое» этой волны — витражи из солнцезащитных видов стекол: Stopsol Supersilver Dark Blue, Stopsol Supersilver Grey и Stopsol Classic Clear.

Дворец водных видов спорта в Казани, арх. SPeeCH

Кроме стекла, архитекторы бюро SPeeCH использовали на фасадах панели из нержавеющей стали, обработанной методом шлифования. Благодаря им на фасаде получился геометрический рисунок из чередующихся матовых и глянцевых полос — своеобразная имитация водной ряби.

Дворец водных видов спорта в Казани, арх. SPeeCH

Однако же настоящее море, как водится, внутри — в многосветном зале сразу с тремя бассейнами, один из которых трансформируется по размерам и глубине, а второй отделяется от остальных стеклянной перегородкой. Где заканчивается вода и начинается стекло? Границы размыты. Одно заключено в другом.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще