Мачты, кусты, агитустановки и руки Вождя: архитектурная подсветка 100 лет назад

В рубрике «Архив XX века» аrchspeech начинает изучать технологии и идеи прошлого столетия по специализированным журналам и изданиям того времени. На сей раз мы заглянули в «Архитектуру СССР» 1934-го года и на примере проекта освещения Дворца советов выяснили, какие подходы к светодизайну считались на тот момент самыми передовыми.

Мачты, кусты, агитустановки и руки Вождя: архитектурная подсветка 100 лет назад

Востребованная сегодня профессия светодизайнера появилась совсем недавно, в последней четверти XX века. Но это не значит, что раньше подсветки всех построек делалась по одной и той же отработанной схеме. Наоборот, архитекторы и светоинженеры спорили до хрипоты, ломали головы и пытались найти оптимальное решение для каждого конкретного случая. А если проектируемое здание должно было стать символом государства?

Световое оформление. Зарубежный опыт

Например, в пятом номере журнала «Архитектура СССР» за 1934 год появилась статья С. Майзеля «Световое оформление Дворца советов». Проблемы освещения самого масштабного и амбициозного советского проекта, ставшего символом коммунистической утопии, обсуждались с соответствующей случаю серьезностью и затрагивали, фактически, все существующие на тот момент наработки и технологии в сфере светодизайна.

Зарубежный опыт в помощь советским светотехникам

По закону жанра, статья начинается с самокритики: на Западе светотехника развита намного лучше, чем в СССР. Это вполне простительно для молодого государства, но нашим инженерам нужно перенимать опыт коллег.

Световое оформление. Зарубежный опыт

«Светотехника за границей (в Европе и особенно в Америке) развилась гораздо раньше, чем у нас, и достигла высокой степени совершенства. Уже довольно давно искусственное освещение перестало быть узко-утилитарным, все в большей мере осветительные устройства становятся составной частью общей архитектуры внутренних помещений, а наружное освещение зданий работают на придание им особого, ночного вида, своеобразно выделяющего архитектурные формы. Нередко при этом применяется расцветка поверхностей здания от цветных источников, однородная по всей поверхности или меняющаяся по отдельным архитектурно расчлененным участкам. Такая расцветка дает в некоторых случаях исключительный эффект.

Подобный же эффект дает умелое использование светотени, выделение архитектурных деталей при помощи контрастов между освещенными и оставленными в тени их частями. В этом отношении особый интерес представляет освещение колоннад, которое может осуществляться самыми различными способами, иногда придающими ряду колонн чрезвычайно эффектный, телесный вид».

Прожекторы и батареи

Сегодня подсветка зданий создается, по большей части, при помощи светодиодов. Это самая современная технология, развивающаяся семимильными шагами и позволяющая добиваться самых изысканных эффектов. Но 80 лет назад в ход шли огромные прожекторы, которые ставили перед инженерами сложный вопрос: где размещать батареи?

Световое оформление. Зарубежный опыт

«Одно время для освещения зданий было особенно в моде применение так называемых прожекторов заливающего света. Батареи таких прожекторов устанавливаются на соседние здания, на особых столбах или на уступах самого подлежащего освещению здания, и их свет направляется на всю фронтальную поверхность. Если в некоторых случаях такой способ освещения, особенно в умелых руках, дает вполне хороший эффект, то в других он способен привести к весьма нежелательным результатам. Нередко при таком способе освещения получаются резкие неприятные тени, в частности, направленные вверх тени от карнизов и других архитектурных деталей поверхности здания, ничем неоправданная неравномерность освещения плоских участков фасада и искажение характера рельефных украшений стены.

Когда здание уже построено, и притом без специального учета ночного освещения, то прожекторное освещение является во многих случаях едва ли не единственным средством выделить его ночью на темном фоне. Но в строящемся или проектируемом здании архитектор имеет полную возможность, при консультации светотехника, заранее предусмотреть эффект ночного освещения и подготовить места для осветительных установок самого разнообразного вида, не полагаясь на одно только освещение прожекторами».

В праздники и в будни

Дворец Советов должен был стать не только самой грандиозной постройкой города, но и самой идеологически выверенной, видной со всех сторон и днем, и ночью. В дни пролетарских праздников предлагалось освещать здание целиком. А в будни — только верхушку со статуей Ленина.

Дворец Советов. Световое оформление

«Если днем Дворец советов будет возвышаться над всей Москвой, видимый из всех частей города и далеко за пределами его, то и ночью он не должен исчезать в темноте. Он должен и ночью доминировать своей громадной высотой над всем городом. Он должен быть виден не только случайными отдельными точками освещенных окон или каким-нибудь установленным на высоте маяком, но и всей своей грандиозной массой, всей своей основной архитектурой, со всех сторон. Особенно такое полное световое оформление необходимо в торжественные дни, в дни пролетарских праздников. В другие дни, быть может, достаточно будет освещать лишь верхнюю часть сооружения со статуей Ленина. Нижняя часть грандиозного пьедестала будет при этом теряться в темноте, только угадываться».

Дворец Советов. Световое оформление

Луч света в руке Вождя

Венчать огромный дворец должна была статуя Ленина, теряющаяся в облаках. Ее размер и удаленность требовали специальных хитростей. Интересно, что в качестве примера удачного решения подобного рода проблем приводится статуя Свободы в США.

«Освещение статуи Ленина представляет значительные затруднения. Так как площадка, на которой она будет стоять, невелика, а высота статуи чрезвычайно большая, то установка внизу системы прожекторов, бросающих снопы света вверх на статую, не дает удовлетворительных результатов, создавая кверху неправильные тени и неравномерное освещение поверхности. Освещение специальными прожекторами издали также не дает хорошего результата вследствие удаленности соседних зданий и их очень малой, по сравнению с Дворцом советов, высотой.

Дворец Советов. Световое оформление

Несомненно придется прибавить к освещению поставленными у ног статуи прожекторами еще подсветку из частей статуи — например, из поднятой кверху руки. Подобный прием уже использован с успехом при устройстве освещения статуи Свободы на рейде Нью-Йорка.Во всяком случае, при разработке структуры статуи необходимо учесть по возможности потребности осветительных установок. Фактура поверхности статуи и отделка здания будет играть большую роль в затруднении или облегчении задач освещения. Так как освещающие пучки света будут преимущественно направлены снизу вверх, то полированные поверхности крайне нежелательны. Отраженный зеркально от них световой поток будет уходить в небо, а рассеянный поток слишком слаб (особенно при относительно темном материале), чтобы обеспечивать достаточную яркость для находящегося на земле зрителя».

Ртутно-аргоновая лампа «в кустах»

Сегодня светодизайнеры стараются не использовать ртутные лампы, заменяя их все теми же светодиодами. Но в 1930-е годы этот вид светильника только появился и был очень современным.

Дворец Советов. Световое оформление

«Территория, прилегающая к Дворцу советов, должна также получить свое световое оформление. Для освещения зеленых насаждений, весьма вероятно, можно будет использовать новый источник света — ртутно-аргонную лампу, свет которой богат зелеными лучами и которая поэтому придает зелени особо эффектный вид.Впрочем, вообще новые источники света (интенсивные газосветные лампы) смогут, вероятно, найти достаточно широкое применение в ряде осветительных установок Дворца советов как наружных, так и внутренних».

«Светлый путь»

Советские архитекторы правомерно задавались и вопросом уличного освещения вокруг Дворца советов. Оно должно было подчеркивать величие здания и организовывать людские потоки.

Дворец Советов

«Освещение широкого проспекта Ленина, по которому будут двигаться ко дворцу огромные массы людей, выдвигает задачу выработки установки, по возможности не стесняющей движение масс, и вместе с тем обеспечивающей высокую освещенность. Одно из возможных решений приводит к размещению высоких, до 20 м, мачт, на которых целыми группами подвешены особо мощные лампы (приблизительно до 500 ватт каждая) в соответствующих арматурах. Такой способ освещения позволит освободить всю среднюю часть проспекта шириною до 100 м от загромождающих столбов».

Дворец в зеркале реки

Параллельно с проектом Дворца советов шли работы по созданию Генплана Москвы, в который входила реконструкция набережных и появление целого ряда каналов. Все это должно было сильно изменить облик реки, на берегу которой планировалось возвести Дворец.

Дворец Советов

«Значительный интерес представляет задача освещения набережной Москвы-реки. Ярко освещенный дворец будет отражаться в реке, уровень которой поднимется с окончанием канала Волга — Москва. Изгиб реки создает очень благодарную линию, подводящую взгляд к дворцу. Соответственное световое оформление набережной с ее зелеными насаждениями может ночью подчеркнуть эту линию».

Кремль и Советы

Новая постройка должна была стать центром столицы. А ее историческое ядро — Кремль — создать благоприятный фон.

Дворец Советов

«Но непосредственно к набережной прилегают стены Кремля с его башнями, а за ними возвышается территория Кремля с Большим Кремлевским дворцом, колокольней Ивана Великого и другими, сейчас практически никак не освещенными зданиями. По сравнению с ярко освещенным Дворцом советов и линией набережной Кремль будет казаться темным провалом и своей темнотой нарушать световую перспективу на дворец. Поэтому желательно осветить кремлевские стены и башни, а также некоторые здания внутри Кремля, включить последний в общую световую панораму, открывающуюся с Москворецкого моста».

Световые агитустановки

К западному опыту архитекторы обращаются не только в вопросе подсветки гигантской статуи Ленина. Предлагается перенять световые рекламные установки. Но рекламировать, конечно, не «Кока-Колу», а пролетарские идеи.

Дворец Советов

«Кроме этих основных задач наружного освещения Дворца советов возникают еще и побочные. Основною из них является создание разного вида световых агитустановок. Образцами для них могут служить всевозможные виды световой рекламы, пользующиеся таким громадным распространением за границей и разработанные чрезвычайно разнообразно».

Эпилог

Читая эту статью сегодня, невозможно не улыбнуться. Умудренные историческим опытом, мы знаем, что Дворец советов так и не был построен, а весь его идеологический потенциал рассыпался в прах при первом столкновении с экономической и социальной реальностью. Нас одновременно пугает и умиляет гигантомания 30-х годов с ее стремлением доказать всему миру, что больше — значит лучше.

Дворец Советов

Но представим себя на месте архитекторов того времени, решающих действительно сложную задачу, не имеющую прямых аналогов. В таком случае нам придется признать, что приходившим им в голову идеям вполне может позавидовать любой современный автор.

Изображения © cocomera.livejournal.com, art-architecture.ru

РАССЫЛКА arch:speech