Лучшие российские постройки 2015

Как и обещали, сразу после подведения мировых итогов — подводим итоги российские. Не без удовольствия отмечая, что по сравнению с прошлым годом этот был гораздо более щедрым на разного рода архитектурные зрелища, рекорды и аттракционы. Охватить все возможные типологии мы даже и не пытались. Но постарались не забыть все то, о чем, как нам кажется, все будут помнить еще долго.

Общественное пространство года. Триумфальная площадь / buromoscow
Общественное пространство года. Триумфальная площадь / buromoscow
Мы уверены, что вы совсем не удивлены. Проект благоустройства культовой площади, представленный горожанам ко дню Москвы, с самого открытия широко обсуждается. Споры вызывает буквально все: и пресловутые качели, которые некоторые требуют убрать (а другие, тем временем, стоят в очереди, чтобы на них покататься), и закрытые павильоны — их, как ошибочно думали многие, с первыми холодами никуда не убрали — даже качели оставили на зиму.

Подробнее о проекте
1 из 41
Общественное пространство года. Триумфальная площадь / buromoscow
Общественное пространство года. Триумфальная площадь / buromoscow
Более того, в конце октября на площади появились новые «жильцы»: 18 яблонь, 16 лип и 7 кленов. Эти породы выбирали сами москвичи — с помощью интерактивного приложения «Активный гражданин». Если уж на то пошло, концепция площади — тоже их выбор: с самого начала проект был предметом открытой дискуссии с общественностью. Сперва круглый стол, где каждый мог высказывать свои мысли. Потом архитектурный конкурс, открытый абсолютно всем желающим. И даже когда победитель — buromoscow — был определен, проект все еще продолжал корректироваться в соответствии с «пожеланиями москвичей». Подробнее о проекте
2 из 41
Общественное пространство года. Триумфальная площадь / buromoscow
Общественное пространство года. Триумфальная площадь / buromoscow
Так что в некотором смысле Триумфальная площадь — результат довольно смелого демократического эксперимента. Успех которого уже в том, что он реализовался. И многим нравится, и многие приходят на качели снова и снова. «Певец свободы» Маяковский — только его, слава богу, еще никто не просил отсюда убрать, — по идее, должен быть доволен.

Подробнее о проекте
3 из 41
Офис года. Dominion Tower на Шарикоподшипниковской / Zaha Hadid Architects
Офис года. Dominion Tower на Шарикоподшипниковской / Zaha Hadid Architects
Если судить по статистике нашего сайта, Заха «сделала» Рема со значительным отрывом: достроенный этим летом бизнес-центр в Дубровке получил больше ваших просмотров на archspeech, чем новое здание «Гаража». И всем, кто говорит, что первая постройка Хадид в Москве совсем не похожа на ее концептуальную архитектуру, советуем сайтом не ограничиваться, а поехать на место лично. И подольше походить вокруг — а главное, заглянуть внутрь.

Подробнее о проекте
4 из 41
Офис года. Dominion Tower на Шарикоподшипниковской / Zaha Hadid Architects
Офис года. Dominion Tower на Шарикоподшипниковской / Zaha Hadid Architects
И тогда станет понятно, что «белые и скучные» «тектонические плиты» этажей меняют цвет от серебристого до золотистого — в зависимости от угла зрения. Что сдвиг между «плитами» достигает 8 метров без каких-либо видимых дополнительных опор — и это своего рода технологическое достижение. Выбранную для здания форму в интервью archspeech детально объяснил Кристос Пассас.

Подробнее о проекте
5 из 41
Офис года. Dominion Tower на Шарикоподшипниковской / Zaha Hadid Architects
Офис года. Dominion Tower на Шарикоподшипниковской / Zaha Hadid Architects
А если вам повезет оказаться внутри, вы поймете, о чем говорил, описывая интерьер комплекса, Патрик Шумахер — правая рука Захи Хадид и соавтор проекта. В интервью на открытии Dominion Tower он назвал это «супрематическим пространством — пространством полета, в котором не работают законы гравитации». И действительно: от одних только фотографий атриума захватывает дух.

Подробнее о проекте
6 из 41
Офис года. Dominion Tower на Шарикоподшипниковской / Zaha Hadid Architects
Офис года. Dominion Tower на Шарикоподшипниковской / Zaha Hadid Architects
Так что при случае воспользуйтесь возможностью подняться на самый его верх — не на лифте, а по лестнице, черно-белой, «текучей» и магически подсвеченной. И тогда, при взгляде вниз с высоты седьмого этажа, вы вкусите главное переживание этого пространства. Впечатляющее настолько, что даже если и не возникнет обещанного «ощущения полета и встречи с космосом», то в том, что это все-таки он — неподражаемый почерк Захи Хадид — сомнений уже не останется.

Подробнее о проекте
7 из 41
Открытие года. Музей «Гараж» в Парке Горького / OMA
Открытие года. Музей «Гараж» в Парке Горького / OMA
Так уж сложилось, что большая часть премьер среди музеев и театров этого года — это в той или иной степени реконструкции и реставрации (включая здание «Геликон-Оперы», открывая которое Сергей Кузнецов и Агния Стерлигова напомнили всем, почему архитекторы — лучшие сценографы). Но новое здание музея «Гараж» побило все рекорды: по шумихе в прессе, размаху вечеринки открытия и, в конце концов, виртуозности мастера, с которой Рем Колхас «законсервировал» бывший ресторан «Времена года» 1968 года постройки.

Подробнее о проекте
8 из 41
Открытие года. Музей «Гараж» в Парке Горького / OMA
Открытие года. Музей «Гараж» в Парке Горького / OMA
Существующую бетонную коробку голландский архитектор «завернул» в два слоя полупрозрачного поликарбоната. На поверку это оказался вполне «музейный» материал: дает рассеянный мягкий свет, не пропускает губительный для многих предметов искусства ультрафиолет, дешев, мало весит, легко монтируется и при необходимости заменяется. Два слоя поликарбоната — еще лучше: еще интереснее рассеивается свет, хорошо сохраняется тепло, а в зазоре между слоями, невидимое для остальных, установлено вентиляционное оборудование.

Подробнее о проекте
9 из 41
Открытие года. Музей «Гараж» в Парке Горького / OMA
Открытие года. Музей «Гараж» в Парке Горького / OMA
Но главные «музейные сокровища» кроются внутри — и это не только экспонаты временных и постоянных выставок. Колхас предложил посмотреть на «советскую руину» как на ценный объект исследования и сохранения. Потолок, фрагменты разных видов кирпичей, вставки зеленого кафеля, которым в 80-е отделали внешние стены, — в результате концепции «консервации» со всего этого, вместе с налетом пыли и грязи, «смылся», как по волшебству, весь негативный подтекст «совка».

Подробнее о проекте
10 из 41
Открытие года. Музей «Гараж» в Парке Горького / OMA
Открытие года. Музей «Гараж» в Парке Горького / OMA
Негласной же эмблемой нового музея стала сохраненное мозаичное панно под названием «Осень». Сюжет невероятно романтичен: девушку в облаке из опавших листьев уносит ветром. И это прекрасная иллюстрация «силы искусства» — того, как кардинально творения художников могли преображать аскетичные модернистские здания, лишенные всех прочих «излишеств» постановлением 1955 года. Коллекция «Гаража» должна справиться с этой задачей еще более убедительно.

Подробнее о проекте
11 из 41
Театр года. Электротеатр «Станиславский» на Тверской / Wowhaus
Театр года. Электротеатр «Станиславский» на Тверской / Wowhaus
Вместе с ребрендингом и сменой руководителя театр на главной улице Москвы пережил масштабную реконструкцию. Все 100 с лишним лет истории здания — от доходного дома до оперно-драматической студии, делящей помещения с ресторанами и магазинами, — архитекторы Олег Шапиро и Дмитрий Ликин так или иначе отразили в преображенном пространстве. «Мы постарались сохранить аутентику и старые детали, расчистили все слои и открыли все, что можно», — комментируют они. В итоге исторические элементы — как дореволюционные, так и советские — соседствуют с современными «интервенциями».

Подробнее о проекте
12 из 41
Театр года. Электротеатр «Станиславский» на Тверской / Wowhaus
Театр года. Электротеатр «Станиславский» на Тверской / Wowhaus
Например, в фойе можно увидеть металлические колонны, отсылающие к эпохе первого русского капитализма. Они были установлены для укрепления межэтажных перекрытий при реконструкции здания под кинотеатр в 1915 году. В советское время колонны «зашили», но сегодня они раскрыты и стали органичной частью интерьера. Кстати, кинотеатры раньше называли электротеатрами — отсюда и идея для нового названия. Кроме того, трансформируемость новых пространств и высококлассное оборудование наполняют слово «электротеатр» дополнительным смыслом. Подробнее о проекте
13 из 41
Театр года. Электротеатр «Станиславский» на Тверской / Wowhaus
Театр года. Электротеатр «Станиславский» на Тверской / Wowhaus
Способность к трансформации стала важным отличием от классических площадок: теперь сценами для спектакля могут быть не только зрительные залы, но и фойе, лестница, любая часть комплекса. Еще одним пространством для перформансов обещают сделать внутренний двор — и прямо из него, благодаря раздвижной стене-занавесу, зрители смогут смотреть спектакли на малой сцене. Тогда, как рассказали нам Олег Шапиро и Дмитрий Ликин, потенциал этого места наконец будет раскрыт.

Подробнее о проекте
14 из 41
Музей года. Музей АЗ на Тверской-Ямской / Анатолий Голышев
Музей года. Музей АЗ на Тверской-Ямской / Анатолий Голышев
Выбрать было непросто — уж очень много музейных институций открылось в 2015 году. Но музей Антолия Зверева, занявший компактный новодельный особняк общей площадью 500 кв. м, примечателен тем, что это частный музей, созданный по частной инициативе, что для России редкость. Основавшие его Наталия Опалева и Полина Лобачевская очень вовремя почувствовали достигшую пика моду на «шестидесятые» и «шестидесятников».

Подробнее о проекте
15 из 41
Музей года. Музей АЗ на Тверской-Ямской / Анатолий Голышев
Музей года. Музей АЗ на Тверской-Ямской / Анатолий Голышев
Большую часть стен всех трех этажей занимают медиа-экраны — таких в российских музеях больше нет. Даже с очень близкого расстояния картинка на экране не «пикселизуется». Поэтому портреты, рисунки, наброски и фотографии, из которых состоят транслируемые видеофильмы, выглядят как живые — очень реалистично. При этом на каждом этаже «кино» свое, в зависимости от темы выставки. А сам музей посещают по «сеансам», поскольку больше 70 человек он не вмещает. Кстати, открывшаяся в декабре экспозиция посвящена тому, как Зверев писал животных, и называется «Волшебная клетка». Заходите! Подробнее о проекте
16 из 41
Реставрация года. ЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде / Евгений Асс
Реставрация года. ЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде / Евгений Асс
Еще одно выставочное пространство открылось в бывшем оружейном складе комплекса зданий Нижегородского Кремля. Это первый в России объект федерального значения, на котором научная реставрация проведена одновременно с приспособлением под современные функции. Проект, разработанный Евгением Ассом, уже высоко оценили — ЦСИ в здании Арсенала получил «Хрустального Дедала» на фестивале «Зодчество-2015».

Подробнее о проекте
17 из 41
Реставрация года. ЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде / Евгений Асс
Реставрация года. ЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде / Евгений Асс
Расчищенную и отреставрированную кладку кремлевской стены с арочной аркадой включили в экспозиционное пространство залов. Восстановлены чугунные плиты на лестничных площадках и лестницы с коваными ограждениями. Воссоздана уникальная деревянная стропильная система: теперь открытая конструкция украшает главный презентационный зал. У здания появились неизбежные новшества и снаружи: аварийные выходы из новых подвальных помещений и центральный вход у правого ризалита. Впрочем, эти элементы фасада выполнены из стекла — и не искажают облик памятника. Подробнее о проекте
18 из 41
Экспозиция года. «Ельцин Центр» в Екатеринбурге / Bernaskoni
Экспозиция года. «Ельцин Центр» в Екатеринбурге / Bernaskoni
На этом музейный хит-парад не заканчивается — что поделать, «музейный бум» в стране в самом разгаре. Хотя открывшийся месяц назад «Ельцин Центр» — не просто музей: в рамках комплекса площадью 88 тыс. кв. м будет действовать также образовательный центр и библиотека. Экпозиция же занимает лишь четверть пространств, но и эти 7 залов вместили более 30 тысяч экпонатов — все, что вы хотели знать о первом президенте Российской Федерации.
19 из 41
Экспозиция года. «Ельцин Центр» в Екатеринбурге / Bernaskoni
Экспозиция года. «Ельцин Центр» в Екатеринбурге / Bernaskoni
Каждый зал связан с тем или иным событием в нашей истории, будь то экономическая реформа, путч или война в Чечне. Наряду с большим количеством личных артефактов — автомобилем, воссозданным кабинетом и даже «ядерным чемоданчиком», — в музее много архивной документации. В частности, в зале под большим стеклянным куполом на гигантском OLED-экране показывают видеохронику. Созданием многогранной экспозиции занималась международная компания Ralph Appelbaum Associates — они же работали с таким технически непростым «материалом», как экпозиция московского «Планетария».
20 из 41
Небоскреб года. Башня «ОКО» в ММДЦ «Москва-Сити» / SOM
Небоскреб года. Башня «ОКО» в ММДЦ «Москва-Сити» / SOM
Многофункциональный комплекс «ОКО» на территории «Москва-Сити» вошел в десятку самых высоких небоскребов мира, строительство которых завершилось в 2015 году. Спроектированный «ветеранами» высотного строительства — американской компанией Skidmore, Owings and Merrill, — он спланирован на редкость грамотно и продуманно. Это касается и внутренней организации пространства, и совсем уж редкого для «Москва-сити» явления — озелененного двора и собственного ландшафтного парка на эксплуатируемых кровлях. Подробнее о проекте
21 из 41
Небоскреб года. Башня «ОКО» в ММДЦ «Москва-Сити» / SOM
Небоскреб года. Башня «ОКО» в ММДЦ «Москва-Сити» / SOM
Комплекс состоит из двух высотных объемов — 85-этажного здания апартаментов и 49-этажного офисного здания, объединенных подземными этажами. Характерные грани башен усиливают эффект свободного устремления вверх, открывая панорамную перспективу на Кремль и Белый дом, набережные Москвы-реки и Воробьевы горы, небоскребы Москва-Сити. Дополнительную элегантность, легкость и изящество силуэта обоим башням обеспечивают рельефные углубления — «соты» по периметру фасадов.

Подробнее о проекте
22 из 41
Небоскреб года. Башня «ОКО» в ММДЦ «Москва-Сити» / SOM
Небоскреб года. Башня «ОКО» в ММДЦ «Москва-Сити» / SOM
Кроме того, скульптурная композиция из двух независимых объемов объединена прозрачным шестиэтажным стилобатом. Фасад этой общественной части здания разбит на треугольные плоскости, образующие «кристалл». В центре скатной кровли предусмотрена обзорная площадка — терраса с ограждением из высокопрочного стекла.

Подробнее о проекте
23 из 41
Жилой квартал года. «Город набережных» / Максим Атаянц
Жилой квартал года. «Город набережных» / Максим Атаянц
«Садовые кварталы» в центре Москвы пока что так и не достроили, но зато 12-метровые каналы в округе Химки уже готовятся стать катками: разместившийся на их берегах жилой квартал из 21 дома и 79 таунхаусов в сентябре этого года был полностью сдан. По определению застройщика Urban Group, «Город набережных» — это сочетание «стоимости эконом-класса, инфраструктуры и комфорта бизнес-класса и архитектуры уровня премиум-сегмента».

Подробнее о проекте
24 из 41
Жилой квартал года. «Город набережных» / Максим Атаянц
Жилой квартал года. «Город набережных» / Максим Атаянц
Что и говорить: архитектура «маленькой Венеции» разительно отличается от жилых кварталов Москвы и Подмосковья, даже и «элитных». Классицисту Максимум Атаянцу в рамках весьма ограниченного бюджета удалось создать разнообразную городскую застройку, при этом в стиле, близком к добротному сталинскому ампиру. Такую, что, прогуливаясь по одной из набережных или вдоль улицы, то, что ты видишь вокруг, хочется изучать и разглядывать.

Подробнее о проекте
25 из 41
Жилой квартал года. «Город набережных» / Максим Атаянц
Жилой квартал года. «Город набережных» / Максим Атаянц
Так что определение «город» вполне оправдано: ведь, кроме красивых набережных, здесь есть кварталы, улицы, площади и бульвары. Свой детский сад, школа, банк, медицинский центр и салон красоты; на первых этажах зданий — торговые галереи; для летнего отдыха — собственный пляж и зона барбекю; на каждый день — детские и спортивные площадки. А недавно на пяти пешеходных переходах появились картины Мондриана, Малевича и Кандинского — и пост в нашем facebook, сообщающий об этом, стал мегапопулярным в считаные часы!

Подробнее о проекте
26 из 41
Жилой дом года.«Актер Гэлакси» в Сочи / SPEECH
Жилой дом года.«Актер Гэлакси» в Сочи / SPEECH
У нашей подборки совсем нет цели показать как можно больше региональных проектов. Да и в Москве, вне всяких сомнений, в этом году тоже строили дома. Почему мы выбрали именно комплекс на Черном море? Возможно, потому, что не так часто сейчас встречаются образцы современной «курортной» архитектуры — в лучших традициях советских построек Крыма и Черноморского побережья Кавказа. А поностальгировать о волнах и солнце так хочется!

Подробнее о проекте
27 из 41
Жилой дом года.«Актер Гэлакси» в Сочи / SPEECH
Жилой дом года.«Актер Гэлакси» в Сочи / SPEECH
К слову, в советское время на этом самом месте был заменитый санаторий «Актер» — отсюда и слегка «театральное» название нового комплекса. Что ж, актеры явно знали толк в панорамах: из окон открывается отличный вид на побережье. Плюс в наши дни к списку «объектов для любования» добавился пляж и благоустроенный парк.

Подробнее о проекте
28 из 41
Жилой дом года.«Актер Гэлакси» в Сочи / SPEECH
Жилой дом года.«Актер Гэлакси» в Сочи / SPEECH
Здание занимает верхнюю террасу участка и словно устремляется с возвышенности к морю — сужается к нему «носом» и понижается с каждым этажом, входя в панораму города эффектной дугой. Как будто белоснежный круизный лайнер вот-вот отправится в открытое плавание. Скульптурность объема подчеркивают пущенные вдоль боковых фасадов волнообразные террасные ограждения. А сложной формы атриум перекрыт не стеклом, а фторполимерной пленкой ETFE — впервые в российском жилищном строительстве.

Подробнее о проекте
29 из 41
Временное сооружение года. Пространство ЭМА на Яузе / Kosmos Architects
Временное сооружение года. Пространство ЭМА на Яузе / Kosmos Architects
О нем грустили больше, чем о разобранном павильоне музея «Гараж» Шигеру Бана: поп-ап-клуб, открывшийся в начале июня в Большом Николоворобинском переулке, просуществовал всего лишь до конца октября. Сейчас территорию бывшего завода электронной медицинской аппаратуры (отсюда и название ЭМА) уже начинают застраивать — но Москва еще помнит космический размах вечеринок, проходивших под 9-метровой «луной»-экраном и светодиодными «звездами».

Подробнее о проекте
30 из 41
Временное сооружение года. Пространство ЭМА на Яузе / Kosmos Architects
Временное сооружение года. Пространство ЭМА на Яузе / Kosmos Architects
576 метров фольги, 2,5 км деревянного бруса, 400 м стального троса и 840 LED-светильников — вот весь тот нехитрый инструментарий, с которым молодые архитекторы из России, Швейцарии и США трансформировали четыре заводских корпуса и два внутренних двора.

Подробнее о проекте
31 из 41
Временное сооружение года. Пространство ЭМА на Яузе / Kosmos Architects
Временное сооружение года. Пространство ЭМА на Яузе / Kosmos Architects
Идея временности «лучшей площадки лета» нашла воплощение и в архитектуре: кирпичные и бетонные конструкции обернули в серебристую оболочку из утеплителя. То есть запечатлели тот самый переходный момент — между индустриальным прошлым, на фоне которого блестящие стены кажутся легкими и светлыми, и будущим, когда утеплитель закроют финишной отделкой, и на этом месте появится новый жилой комплекс. Очереди на прощальную вечеринку тянулись до самой набережной — неизвестно, удивит ли нас кто-либо чем-то подобным следующим летом...

Подробнее о проекте
32 из 41
Образовательное учреждение года. Городская ферма на ВДНХ / Wowhaus
Образовательное учреждение года. Городская ферма на ВДНХ / Wowhaus
Да, не школа, не колледж и даже не детский сад: больше, чем ходить в музеи, москвичи любят только общественные пространства. А ферма, спроектированная бюро Wowhaus, предлагает и вовсе уникальный формат, когда дети и взрослые получают знания об окружающем мире в непосредственном контакте с природой. Формат, распространенный и популярный в Европе, — но абсолютная новость для Москвы.

Подробнее о проекте
33 из 41
Образовательное учреждение года. Городская ферма на ВДНХ / Wowhaus
Образовательное учреждение года. Городская ферма на ВДНХ / Wowhaus
Жителям городов так этого не хватает: зачастую ни дети, ни взрослые не знают, как ухаживать за скотом или выращивать морковь. Теперь все эти навыки можно получить вместе с порцией чистого воздуха и удовольствием от дружеского общения. И, что немаловажно, в районе Москвы, планомерно насыщаемом разнообразными «магнитами», — на территории ВДНХ. Этим летом завершили первую очередь — порядка 20 разных зон и построек. К новому году обещали сдать и несколько строений для использования зимой.

Подробнее о проекте
34 из 41
Образовательное учреждение года. Городская ферма на ВДНХ / Wowhaus
Образовательное учреждение года. Городская ферма на ВДНХ / Wowhaus
Главных функциональных образовательных блока три. Первый посвящен животным — это хлев, птичники и площадки для выпаса (на ферме живут козы, ослы, овцы, коровы, кролики, куры, гуси, утки). Второй — ремесленный: круглогодичные мастерские и площадка «Детская стройка» (это как раз вторая очередь). Наконец, третий блок — оранжерея, фруктовый сад и огород, опекаемые волонтерами, — посвящен ландшафтному дизайну и благоустройству.

Подробнее о проекте
35 из 41
Образовательное учреждение года. Городская ферма на ВДНХ / Wowhaus
Образовательное учреждение года. Городская ферма на ВДНХ / Wowhaus
На основе единого прототипа — обычного сарая со скатной крышей, дополненного стеклянными витражами, — были разработаны десятки различных по своему назначению сооружений. Для каждого нашлось индивидуальное решение: какой-то элемент или прием, характеризующий его функцию или значение в общем ансамбле. Накладные фасады оранжереи напоминают своей структурой кожуру ананаса. А стены кафе-киоска в форме усеченной пирамиды отделаны дранкой из лиственницы.

Подробнее о проекте
36 из 41
Образовательное учреждение года. Городская ферма на ВДНХ / Wowhaus
Образовательное учреждение года. Городская ферма на ВДНХ / Wowhaus
При проектировании для животных приходится учитывать совершенно другие нормы, консультироваться с зоологами и психологами: птичники совершенно не случайно получились в основании круглыми — а крольчатник, к примеру, прямоугольным. Но важно другое. Не выжать максимум квадратных метров и не построить здание, дословно отвечающее заданной функции. А запрограммировать территорию так, чтобы людям захотелось сюда прийти и было комфортно находиться. И этот подход, между прочим, не лишний в любой типологии: что в общественных пространствах, что в больших жилых кварталах. Подробнее о проекте
37 из 41
Образовательное учреждение года. Городская ферма на ВДНХ / Wowhaus
Образовательное учреждение года. Городская ферма на ВДНХ / Wowhaus
Получилось так, что ферма — это и то, и другое: люди проводят здесь время, а животные — живут. И именно архитектурными средствами для тех и для других сформирована разнообразная привлекательная среда. Ради которой не лень пройтись 40 минут от главного входа. О прочих примерах образовательной архитектуры для детей читайте в тематическом номере журнала speech:, вышедшего в этом году.

Подробнее о проекте
38 из 41
Спортивный объект года. «ВТБ Ледовый дворец» на ЗИЛе / SPEECH
Спортивный объект года. «ВТБ Ледовый дворец» на ЗИЛе / SPEECH
Не успели еще утихнуть страсти сочинской олимпиады, как Россия готовится принять у себя два важнейших мировых чемпионата — по хоккею (2016) и по футболу (2018). По всей стране реконструируются и строятся новые стадионы, возводятся большие современные аэропорты. В Москве в прошлом году с помпой прошел первый матч на поле стадиона «Открытие Арена», а весной 2015-го хоккейный кубок принимал новый ледовый дворец в «Парке Легенд».
39 из 41
Спортивный объект года. «ВТБ Ледовый дворец» на ЗИЛе / SPEECH
Спортивный объект года. «ВТБ Ледовый дворец» на ЗИЛе / SPEECH
«ВТБ ледовый дворец» хорош уже тем, что построен на ЗИЛе: за судьбой территории бывшего автозавода следят миллионы глаз. Будущее проекта редевелопмента промзоны рисуется местами слишком уж радужным. Однако первые реализации — такие, как спортивный кластер «Парк легенд», — вселяют надежду, что радуга случается. Помимо уже построенного дворца, в этот кластер войдет комплекс водного спорта и первый в России Музей хоккея.
40 из 41
Спортивный объект года. «ВТБ Ледовый дворец» на ЗИЛе / SPEECH
Спортивный объект года. «ВТБ Ледовый дворец» на ЗИЛе / SPEECH
Если же говорить об архитектуре проекта, то самым выразительным стал главный фасад. Стеклянная поверхность символизирует зеркало катка, и ее прозрачность нарушают лишь тонкие абстрактные штрихи, напечатанные прямо на панелях, — это росчерки, оставленные на льду заточенными коньками стремительных игроков. О других замечательных спортивных сооружениях в России и мире рекомендуем прочитать в последнем номере speech: — журнале, целиком посвященном спорту.
41 из 41
1 / 41

Увеличить
Общественное пространство года. Триумфальная площадь / buromoscow
Мы уверены, что вы совсем не удивлены. Проект благоустройства культовой площади, представленный горожанам ко дню Москвы, с самого открытия широко обсуждается. Споры вызывает буквально все: и пресловутые качели, которые некоторые требуют убрать (а другие, тем временем, стоят в очереди, чтобы на них покататься), и закрытые павильоны — их, как ошибочно думали многие, с первыми холодами никуда не убрали — даже качели оставили на зиму.

Подробнее о проекте
Фото © Митя Чебаненко

Лучшие российские постройки 2015

P.S. Если вы не найдете ни одного нового для себя объекта и поспешно решите, что современная российская архитектура вас ничем уже не удивит, то советуем непременно пройти наш последний тест — как раз на знание отечественного зодчества. В праздники у вас наверняка найдется на это время!

Фотографии © Илья Иванов, Юрий Пальмин, garagemca.org, Музей АЗ, Тринова, Дмитрий Степанов, Дмитрий Степанов, «Ельцин Центр» , Capital Group, Алексей Народицкий, Митя Чебаненко

 

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще