Личный почерк: почему говоря о персонализации в дизайне мы вспоминаем Германию?

Дизайн немыслим без имен, иначе мы имели бы дело с ширпотребом. Впервые персонализировать объекты, связать их с конкретными людьми также, как мы связываем произведения искусства с художниками, а строения с архитекторами, начали в Германии. На стыке XIX и XX века здесь появилась концепция корпоративной идентичности, а позже, с рождением «браунстиля», созрела легко фиксируемая, по многим признакам узнаваемая стилистика формообразования — благодаря всему этому мы имеем возможность зримо представить характерные черты немецкого дизайна.

Личный почерк: почему говоря о персонализации в дизайне мы вспоминаем Германию?

Макс Билл

Томас МальдонадоРуководители Ульмской школы Макс Билл (сверху) и Томас Мальдонадо (внизу)

Не удивительно, что среди аспектов немецкого дизайна появляется Персонализация. Концепция Баухауза основана на том, что художник получает возможность творить в новом веке машин. Эта же установка используется архитектором Максом Биллом, основателем Высшей школы формообразования в Ульме, для которого характерно видеть в дизайнере художника с его индивидуальным взглядом и творческим подходом.

Влияние Ульмской школы на развитие всего последующего мирового дизайн-образования в известной степени сильнее Баухауза благодаря ее методическим и дидактическим достижениям, педагогической мысли и содержанию обучения. В большой степени в том заслуга приемника Макса Билла на посту руководителя школы — аргентинца Томаса Мальдонадо, рациональности которого мог бы позавидовать любой немец. В его понимании дизайн — это почти научная междисциплинарная деятельность на стыке экономики и маркетинга, а дизайнер не может быть оторван от реальности как художник, он должен разбираться в законах потребления, в экономике и технологиях. Из этих двух противоположных позиций складывается феномен немецкого дизайна, логичного и рационального, характерного, в пику бесформенности и случайности, и при этом тесно связанного с традицией.

Дитер РамсДитер Рамс в окружении предметов, спроектированных им для компании Braun

Под традицией подразумевается ремесленый труд в мастерских, который низложила промышленная революция, отделившая дизайн вещей от их производства. Известный факт, что дед Дитера Рамса был специалистом по полировке пианино, и он научил будущего идеолога «браунстиля» многим ремесленным секретам. «Он не думал о ширпотребе, и мы должны понять, как превратить ширпотреб в качество», — сказал в одном из интервью Дитер Рамс.

FSB

Надпись из каталога FSB гласит, что «дверная ручка — это инструмент для продолжения руки»

Фирменный стиль


Дитер Рамс не был первым, чей личный дизайнерский почерк стал принадлежностью конкретной торговой марки. Разработанная в начале XX века для компании AEG архитектором, одним из мастеров «югендстиля» и основателем Мюнхенского Сецессиона Петером Беренсом программа явилась по сути первой программой «фирменного стиля», получившей впоследствии широкое распространение, которая и сегодня является одним из ведущих инструментов дизайнерской работы.

В этой связи нельзя не вспомнить еще одного последователя концепции корпоративной идентичности, стоявшего у истоков основания Ульмской школы — Отле Айхере. Он создал персональный стиль многих знаменитых брендов, в числе которых ERCO, bulthaup и FSB. Сотрудничество с ним отразилось не только на графическом отображении компаний, но и на становлении их бренда как такового. Любопытно, что Герду Бультхайму, директору bulthaup, пришлось самому научиться готовить и проехать с Айхером пол-Европы, посещая известные кухни, прежде чем тот приступил к разработке фирменной концепции. И если Отль Айхер тесно работал с заказчиками, то ведущий дизайнер фирмы Braun Фриц Айхлер перед запуском своих продуктов составил целую программу, в которой подробно описал обобщенный образ своего потребителя.

DornbrachtDornbracht трансформирует не смесители, а саму культуру водных процедур в доме. От ванны до душа, от душа до чувственного переживания воды как стихии. На первое место выходят индивидуальные ощущения человека.

Что хочет заказчик


Очень тонко чувствует своего заказчика и нынешний трендсеттер немецкого дизайна — компания Dornbraht в лице своего прогрессивно мыслящего руководителя Андреаса Дорнбрахта. «До сих пор в центре внимания архитектуры и продукта находилось техническое обеспечение. Но, помимо этого, важнейшей задачей в будущем мы считаем связь с духовным — с водой», — отмечает он. Продолжив эволюцию по превращению ванной комнаты в жилое пространство, в 2000-х он запустил технологию Ambiance Tuning Technique (ATT), которая стала частью концепции Transforming Water («Преображая воду»).

Впервые разные типы струй стало возможным соединить с предварительно запрограммированными температурными и количественными режимами, чтобы создать индивидуальный сценарий водной процедуры. Опыт, полученный в культурных дискуссиях, решающим образом сформировал философию и другой компании — Alape и был учтен при разработке новой эстетики ванных комнат. В центре внимания оказались запросы и ожидания отдельно взятого человека.

Хармут ЭсслингерХармут Эсслингер, глава легендарной дизайн-студии Frog Design, в 1980-е гг. создал прототипы современных компьютеров и планшетов Apple

Радиоприемник Ганса ГугелотаГанс Гугелот коренным образом изменил привычный облик радиоприемников: ввел простые, прямоугольные формы, использовал новые искусственные материалы, предложил светлые тона вместо темных, одним словом — на смену «мебельному» стилю оформления предложил новый, «технический».

Дизайн с лицом


Национальную модель дизайна в Германии сформировали архитекторы — Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Марсель Брейер, Мис ван дер Роэ, Макс Билл. Ее подхватили и развили выдающиеся дизайнеры, такие как Ганс Гугелот, его последователь Дитер Рамс, который просит называть себя архитектором или проектировщиком, а не дизайнером (!), работавший со стеклянной посудой Вильгельм Вагельфельд или Хармут Эсслингер, чьи концепты опередили время и были взяты на вооружение японской Sony и американской Apple.

Все эти личности создали «вдумчивые» вещи, разработали сдержанный, «хороший», практичный дизайн, который предполагает создание цельного образа самыми простыми и минимальными средствами, и, как бы это не парадоксально звучало, именно у такого, скупого на детали дизайна на поверку оказался неподражаемо яркий характер.

РАССЫЛКА arch:speech