Кристиан де Портзампарк: он считал архитектуру холодной и безучастной, но не бросил ее и получил Притцкера

Кристиан де Портзампарк получил «архитектурного Оскара» не благодаря, а вопреки всему: он был слишком молод, слишком консервативен и успел реализовать совсем мало объектов.

Кристиан де Портзампарк: он считал архитектуру холодной и безучастной, но не бросил ее и получил Притцкера

Казалось, Притцкеровскую премию 1994 года могли дать кому угодно, но не Подзампарку. За несколько лет до того лауреатом стал Роберт Вентури, известный своими резкими убеждениями; постмодернизм, чье наступление он провозгласил в «Уроках Лас-Вегаса», все еще имел большое влияние на архитектуру; появились первые работы деконструктивистов — Заха Хадид отстроила «Витру», а Гери задумал «Танцующий дом».

Словом, настроения вокруг царили самые радикальные, и Портзампарк в них явно не вписывался. Он любил цитаты из древней архитектуры, для зданий выбирал сдержанные, даже консервативные решения. Если его и можно было назвать экспериментатором и постмодернистом, то с большой натяжкой — скорее уж «возродителем ар-деко», как сделали это в New York Times.

Вот почему за награждением де Портзампарка последовало роптание в архитектурном сообществе: многие восприняли это как пощечину поколению бунта, «детям 1968 года». Обманчивая простота и миролюбивость его зданий сбивала с толку.

Кристиан де Портзампарк
Кристиан де Портзампарк стал самым молодым лауреатом премии. Через неделю после награждения архитектор отпраздновал 50-летний юбилей.


Портзампарк-художник


Портзампарка действительно сложно назвать радикалистом от архитектуры. В Париже, где архитектор провел большую часть личной и профессиональной жизни, он «латал дыры» — приводил в порядок районы, пострадавшие от хаотичной застройки.

Он не всегда был таким прагматиком. Когда Портзампарку было 23 года, он чуть не ушел из профессии, потому как счел архитектуру слишком холодной и безучастной к человеку. В тот период его обуревали романтические настроения: он много занимался живописью и черпал вдохновение из фильмов Годара и Антониони, где были идиллически представлены Париж, Милан и Рим. Отличия между идеалом и реальностью его расстраивали.

Став старше, он все же сумел вернуться к архитектуре, когда увлекся политикой и социологией. Так же, как Рем Колхас, он обнаружил в себе приверженность к «сценарному» восприятию города — месту как площадке для множества жизненных ситуаций.

Кристиан де ПортзампаркТалант живописца Портзампарк применил в эскизах и планировках зданий — каждый узел «Города музыки» в Париже долго не отпускает от чертежей.


Портзампарк-градостроитель


Именно тогда он понял, что архитектура может избавить современного человека от некоторых проблем. Неслучайно одним из первых его проектов стало социальное жилье в XIII округе Парижа: Портзампарк сделал жилой комплекс вдоль улицы Rue des Hautes-Formes. Стремясь позаботиться о комфорте каждого жильца, он предусмотрел разнообразные планировки квартир, чтобы любой мог выбрать наиболее подходящий вариант.

Кристиан де Портзампарк

Кристиан де Портзампарк

Выиграть большой конкурс ему позволил подход урбаниста — он всегда видит перед собой сначала среду, а потом уже отдельное здание. В данном случае Портзампарк предложил не один большой дом, а семь разных построек, которые образуют двор и мини-улицу. Несмотря на то, что проект находится на узком участке, в нем не возникает чувства клаустрофобии — помогают перепады высот в ансамбле, разнообразные окна и ритмически высаженные деревья.

В 80-е Портзампарк развил этот замысел до концепции «открытого квартала», согласно которой здания выстроены параллельно улицам, но не слиты в единый объем. Они отличаются по высоте, цвету и функциям, что помогает избежать монотонного, тесного пейзажа.


Портзампарк-урбанист


Портзампарка вообще часто тянет назвать урбанистом, нежели архитектором. Ключевое в его архитектуре — не самовыражение, а уместность здания в среде. Трудно в это поверить, когда смотришь на магазин Dior в Сеуле авторства Портзампарка, но даже в этом здании он не изменил своему принципу: текучая форма, напоминающая бутон или вырез платья, на деле продиктована тем, что здание находится на углу улицы. Не было бы этого угла — и архитектура имела бы совсем иной облик.

Кристиан де Портзампарк

Кристиан де Портзампарк

Кристиан де Портзампарк

Здание Dior заказала у Портзампарка компания-гигант LVMH, которая специализируется на продуктах роскоши. Она же заказала здание, в котором француз смог в полной мере показать свой талант средового архитектора — здание LVMH Tower на 57-ой авеню в Нью-Йорке.

В отличие от дома Dior, здание не пытается мимикрировать — оно наоборот вступает в контраст со своими суровым соседом. Волнистая асимметричная форма продиктована зданием, которое находится через дорогу — угловатым и тяжеловесным небоскребом IBM. Стоя друг напротив друга, они усиливают впечатление и дополняют друг друга.

Кристиан де Портзампарк


Портзампарк — притцкеровский лауреат


Портзампарк стал первым французом, которого удостоили Притцкеровской премии, и самым молодым в ряду лауреатов — «всего» 50 лет. Жюри отметило в его архитектуре «лирическое использование цвета и света».

Кристиан де Портзампарк

Кристиан де Портзампарк

Как раз в момент получения премии в Париже по проекту Портзампарка достраивали «Город музыки» — и он служит лучшим подтверждением тому, что судьи не ошиблись в своей формулировке. В комплекс зданий входит амфитеатр, музей музыки, концертный зал и другие помещения. Приходя сюда, человек оказывается в мини-городе, где каждое пространство предназначено для служения искусству. Кому как не романтику создавать подобные проекты?

 

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще