Когда яркая архитектура только мешает: комплекс Stormen за полярным кругом

История из Норвегии, где задумали культурный центр для всего региона, но намеренно сделали его максимально неприметным.

Когда яркая архитектура только мешает: комплекс Stormen за полярным кругом

В заполярном городке Будё с населением 50 тыс. жителей еще в конце 2000-х решили строить один из лучших концертных залов Европы. По качеству звука и техническому наполнению новый комплекс действительно поспорит даже с многострадальной Эльбской Филармонией. Но на этом сходства в подходах заканчиваются.

Свой концертный зал норвежцы захотели видеть совсем другим. Гамбург возводил новый символ города — «Эльбскую корону», которая притягивает на себя все внимание. Жители Буде наоборот выбрали в конкурсе проект, который всем своим видом старается затеряться в городском окружении.

Найти БодеФото/игра «Найди Stormen»

Комплекс-невидимку строили по проекту бюро DRDH. Британцы предложили схему из двух зданий — концертного зала и библиотеки. Не близнецы, но двойняшки, оба корпуса реагируют на особенности своего контекста и растворяются в существующей ткани города. Причем на всех уровнях: от генплана до деталей.


Растворить в масштабе города


Кроме того, что здания отвечают на масштаб и характер соседних улиц, они еще и посредники между портовой окраиной и центром, что сказалось на распределении типологии и высотности относительно гавани.

Из двух корпусов библиотека ближе к кромке моря. Она представляет собой «внутренний пейзаж», open space, который перекликается с пейзажем реальным сквозь остекленный фасад. Концертный зал наоборот замкнут, помещения в нем расположены по анфиладному принципу. Он выше библиотеки ровно настолько, чтобы она стала горизонтом и открыла панорамный вид на горно-морской пейзаж.

Комплекс Stormen за Полярным кругом

Комплекс Stormen за Полярным кругом

Комплекс Stormen за Полярным кругом

Комплекс Stormen за Полярным кругом

 

Растворить в масштабе человека


Комплекс выдержан в лучших традициях скандинавского модернизма: экстерьер носит монолитный характер, стройные колоннады из бетона выделяют вход, а вертикальные ребра выполняют функцию солнцезащиты в остекленных фасадах. Небольшие башни как элементы окружения основной массы здания — трюк, навеянный средневековым Лондоном. Со стороны главного входа объем дробится сверху вниз элементами разного масштаба, самые маленькие из которых — соразмерные человеку лоджии, через которые можно попасть внутрь.

Комплекс Stormen за Полярным кругом

Комплекс Stormen за Полярным кругом

Комплекс Stormen за Полярным кругом

 

Растворить в масштабе деталей


Для внешней и внутренней отделки обоих корпусов использовали местные материалы. Белый бетон на поверхности фасадов варьируется от полированного до матового. В постоянно меняющемся свете арктического неба стены зданий меняют свой тон и отражения подобно хамелеону. Основные материалы в интерьере — слоеный дуб, тераццо, сульфат кальция, войлок — изготовлены по технологии прессования и максимально нейтральны.

Комплекс Stormen за Полярным кругом

Комплекс Stormen за Полярным кругом

Комплекс Stormen за Полярным кругом

Комплекс Stormen за Полярным кругом

Комплекс Stormen за Полярным кругом

 

Но НЕ растворить в сердцах жителей


По словам архитекторов, несмотря на большую поддержку, проект был сначала встречен скептически. Но к открытию комплекса общественное настроение заметно изменилось. В первый уик-энд 10 тысяч человек посетили библиотеку, а это же около 20% населения города.

Угодив жителям, DRDH отметились и в премии RIBA International, где выбирали лучшие проекты мира последних трех лет. Победить не удалось, но вышли в финал, куда попали шесть лучших проектов. Об остальных финалистах мы уже рассказывали в серии материалов:

 Победитель  Сколько смыслов архитектор закладывает в проект? Считаем на примере кампуса UTEC

Архитектура движения Захи Хадид: как гулять по Центру Гейдара Алиева

Монумент «Кольцо памяти»: когда из одного слова нужно создать целый объект

Как реконструировать с уважением: культурный центр на Азорских островах

Дэвид Чипперфильд дебютировал в Латинской Америке с музеем Jumex

РАССЫЛКА arch:speech
 

Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/www/reggi2548722/data/mod-tmp) in Unknown on line 0