Какие функции выполняет архитектура в кино. 8 примеров

Бьярке Ингельс предлагает архитекторам вдохновляться фильмами — например, «Началом» Кристофера Нолана. В картине герои дополняют пространство во снах. Они создают воображаемые миры. Но прежде чем воплощать мечты кино в реальность, стоит разобраться, какую роль играет архитектура на большом экране.

Какие функции выполняет архитектура в кино. 8 примеров

У кино и архитектуры есть несколько общих функций: эстетическая, социальная и обучающая. Все фильмы с ярко выраженными пространствами — будь то фантастические утопии или саги с долгоиграющим сюжетом — можно разделить на несколько «архитектурных» типов со своим функционалом. Изучив его, вы увидите кино с другой стороны.

Итак, что же делает архитектура в кино?


 Обезличивает место действия 


Догвилль

Ларс фон Триер, 2003

«Догвилль» — триллер, который одновременно и реалистично архитектурный, и максимально условный, лишенный ярких пространственных координат. В нем, совсем как в театре, есть только ожидание архитектуры. Сюжет разворачивается в «моногороде», где ориентирами служат нарисованная собака, белые линии и двери без стен. Там пусто, безлико и предельно функционально. На кухне едят, на скамейке сидят, в кабинете работают. Это город-призрак, город, который мог бы нарисовать ребенок. Архитектура абстрактна — она лишь фон, в котором разворачивается социальная драма. И виноваты в ней не роскошные квартиры или заброшенные трущобы — за трагедию ответственны только люди.

 Утверждает роль архитектора 


Начало

Кристофер Нолан, 2010

Сюжет фильма строится на том, что главные герои путешествуют по снам — и им помогает в этом архитектор Ариадна. Она должна постоянно «дорисовывать» пространство силой мысли. Главный герой, успешный шпион Кобб, тоже играет с реальностью, но без Ариадны он бы не справился. Архитектура выполняет и сюжетообразующую функцию, но в первую очередь она показывает, насколько важно место, в котором оказывается человек. Насколько мелочи, к которым мы привыкли — например, коридор, — могут перевернуть судьбу, если окажутся под другим углом. Аналогичный прием, только с большим визуальным размахом, представлен и в «Докторе Стрэндже», и в сериале «Легион».

 Определяет жанр 


Гаттака

Эндрю Никкол, 1997

В «Гаттаке» архитектура определяет жанр фильма — научную фантастику с элементами триллера и драмы. Режиссер использовал декорации зданий 1950-х годов, которые дополнены неоновыми цветовыми фильтрами. Одной из главных локаций стал административный центр округа Марин, который проектировал Фрэнк Ллойд Райт — интерьеры в сферах, максимальные open-space и минимум света создают атмосферу ретрофутуризма. Правительственное здание словно говорит зрителю уже первыми кадрами: этот фильм про очень близкое и страшное будущее.

 Раскрывает характеры 


Доктор Стрэндж

Скотт Дерриксон, 2016

Блокбастер, который номинировали на Оскар за визуальные эффекты, строится на фантазийных архитектурных иллюзиях. Главные герои повелевают пространством: создают зеркальные отражения нью-йоркских и лондонских улиц, ломают перспективы и взмахом руки рисуют параллельную — калейдоскопную — реальность фасадов. Эффектные картинки мало влияют на сюжет, но зато показывают характер героев. Например, одна из первых и самых зрелищных сцен с архитектурным воображариумом знакомит зрителя с персонажем Тильдой Суинтон и ее суперспособностями. Фильм незаслуженно обошли архитектурные издания — все разгадывали реальность «Призрака в доспехах», но проглядели одну из самых эпичных картин года.

 Двигает сюжет 


Отель «Гранд Будапешт»

Уэс Андерсон, 2014

В фильме нет ни современных зданий, ни футуристических проектов. Но обойтись без «Гранд Будапешта» в подборке нельзя: Уэс Андерсон относится к архитектуре в кадре настолько трепетно, что в интервью его спрашивают, где он учился так тонко чувствовать пространство. Мастерство режиссера еще и в том, что архитектура определяет сюжет фильма. Хитросплетения с украденными картинами и любовными историями не случились бы, если бы в отеле была другая планировка. А персонажи не вели бы себя как неисправимые романтики, ироничные скептики или безбашенные инфантилы, если бы существовали в других реалиях — не игрушечных пестрых интерьерах, а серьезных залах какого-нибудь небоскреба. И да, никакого «Гранд Будапешта» на самом деле не существует. Уэс Андерсон выдумал очередную утопичную локацию, вдохновившись торговым центром в Герлицере и отелями в Чехии и Берлине.

 Показывает параллельные миры 


Звездные войны

1977–2017

Культовая фантастическая сага последние сорок лет конструирует новый мир архитектуры — со своими отправными точками, локальными планетами и летающими городами. Архитектура здесь вплетена в сюжет, и ни один поклонник «Звездных войн» не воспринимал бы сагу как полноценную историю без постоянной смены локаций внутри рассказа. Архитектура настолько вариативна и контрастна, насколько только можно показать в кино. Например, в галактике есть многоуровневый храм, обтекаемые здания, хижины на деревьях, храм джедаев, герметичные комнаты, в которых живут инопланетяне... Простого зрителя все это впечатляет. Да и архитекторов, видимо, тоже.

 Дает представление о будущем 


Она

Спайк Джонс, 2013

Фантастическая утопия «Она» рассказывает историю молодого человека, который полюбил систему искусственного интеллекта. Действие разворачивается в будущем, которое выглядит максимально естественно — никакой жизни на планетах и дворцов джедаев. Вместо этого привычные европейцам спиралевидные небоскребы, «умные» интерьеры, гибкие пространства и панорамное остекление. Архитектура в фильме играет роль уместного фона, который дополняет основную сюжетную канву — футуристичную, но легко представляемую.

 Учит эффективно использовать пространство 


Призрак в доспехах

Руперт Сандерс, 2017

«Призрак в доспехах» — целая энциклопедия того, как можно решать проблему с перенаселенностью в мегаполисах в будущем. Режиссер показал квартиры-ячейки, гигантские небоскребы на плотной территории и эффективные кладбища-амфитеатры. Самые запоминающиеся кадры в «Призраке» — массивные башни с голограммами, снизу доверху «одетые» в рекламные ролики. Так в фильме пересматривается система взаимоотношений между жителем, бизнесменами, городом и архитекторами: в будущем реклама перестанет быть чем-то неуместным, она поможет объединить разные слои населения и национальности.

На собирательный образ многомиллионника Руперта Сандерса вдохновил Гонконг. «В какой-то степени мы показали ретрофутуризм, с машинами из 70-х и 80-х, с автоматами из 90-х, — рассказывает арт-директор Ричард Джонсон. — После поездки в Гонконг мы добавили облицованные плиткой стены и строительные леса из бамбука». По его словам, для режиссера тема архитектуры в фильме была одной из центральных. И именно архитектура помогла ему раскрыть еще одну мысль: мегаполис будущего должен ощущаться как город, в котором переплетаются все культуры.

***

Очевидно, что архитектура в кино не только учит проектировать города будущего, помогает ориентироваться в сюжете и показывает персонажей в контексте. Еще она создает мощный визуальный эффект — такой, который потом миллионы мечтают оценить вживую. Для поклонников «Бэтмена» уже есть хорошие новости. В Абу-Даби в 2018 году построят настоящий Готэм-Сити, а в Калифорнии и Флориде проектируют вселенную «Звездных войн».

А если вы не собираетесь в ближайшие пару лет в Абу-Даби, но любите фильмы и архитектуру, оцените, какое кино смотрят эксперты. Сергей Скуратов, Евгений Асс и Михаил Бейлин оказались настоящими киноманами. Плохого они не посоветуют.

РАССЫЛКА arch:speech