Какая крыша должна быть у культурного центра, если он стоит посреди африканской деревни

Проблему нехватки воды не обязательно решать гуманитарной помощью, достаточно позвать архитектора. В благородной миссии приняла участие Тошико Мори. Культурный центр для художников и музыкантов на 700 человек в центре африканской деревни — звучит уже необычно. Но главная ценность заключена в крыше постройки, которая эффективно сберегает дождевую воду.

Какая крыша должна быть у культурного центра, если он стоит посреди африканской деревни

В начале 2010-х Мори — профессор Гарварда — дала студентам задание спроектировать многофункциональное здание в восточном Сенегале. Над проектом архитектор работала вместе с главой фонда Йозефа и Анни Альбрес Николасом Вебером. Им был интересен западноафриканский регион: в результате научное исследование вылилось в полноценный объект.

Фонд сделал Мори заказ — над ним архитектор трудилась вместе с Иорданом МакТавишем, своим бывшим учеником. По сути именно он стал автором проекта, т.к. его идеи оказались основополагающими. МакТавиш предложил использовать каменную кладку и соломенную крышу, которая стала «сердцем» центра.

Перед тем, как приступить к проектированию, Тошико Мори лично несколько раз посетила деревню — чтобы понять особенности территории и пообщаться с местными. В результате именно жители подсказали архитектору, какие лучше использовать материалы: бамбук, солому и кирпич. Тошико Мори привлекла местных строителей к проекту. Например, африканские мастера сделали для будущего культурного центра пол из цветной мозаики. Так автор обеспечила бедное население работой, заручилась его поддержкой и согласовала культурный центр с будущими посетителями.

На Ближнем Востоке и в Африке местные жители строят дома с эффективными кровлями: к ним подсоединяют желоба, а наверху иногда устанавливают контейнеры, в которых скапливается вода. Тошико Мори решила усилить изначальную идею — смысловым и функциональным центром проекта она тоже сделала крышу, но пересмотрела заложенные функции. В этом ей помогла «гибкая» форма конструкции и дополнительные «туннели» для воды.

Кровля «Нити» выполнена из бамбука, одетого в солому — такие крыши встречаются у многих африканских жилищ. Однако местные не проектируют их «текучей» формы, а Тошико Мори придумала форму, которая помогает более эффективно собирать дождевую воду. Капли стекают в специальные «дорожки», которые заканчиваются карманами в земле. Эти карманы играют еще и навигационную роль — они делят пространство на две большие арт-студии, лекториум и спальни. Ориентироваться помогает и цветная напольная мозаика.

В итоге архитектор сэкономила «гибкой» формой и тоннелями крыши 40% воды для 700 жителей. Ее будут использовать в первую очередь хозяйки, которые занимаются сельским хозяйством в самые засушливые месяцы. От жары их спасут и традиционные материалы: легкая солома и бамбук пропускает воздух, а кирпич не аккумулирует тепло.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще