Как работать с деревом: 7 идей и технологий от практикума «Древолюция»

Каждый год фестиваль-практикум собирает молодых архитекторов, чтобы привить культуру использования дерева и реализовать сложные технические идеи своими руками.

Как работать с деревом: 7 идей и технологий от практикума «Древолюция»

«Древолюцию» с 2015 года организует команда Николая Белоусова, одного из главных специалистов по современной деревянной архитектуре. Его работы мы показывали в топ-10 российских построек из дерева и в обзоре студии в МАРШе.

Формат практикума повторяет реальный процесс в малом масштабе: молодые архитекторы из городов России собираются на две недели, чтобы в команде спроектировать, защитить и реализовать небольшие объекты, объединенные единой темой. Год назад «Древолюцию» проводили в Суханово, до этого собирались в Санкт-Петербурге.

Конкурс!

Желающих строить из дерева становится так много, что 30 участников на практикум 2018 года в Асташово отберут через конкурс. До 10 мая включительно претендентам необходимо сформулировать и прислать концепцию дома для птиц. Эти проекты не будут реализовать летом, но они помогут отобрать самых заинтересованных.

Все подробности участия на странице «Древолюции».

В 2017 году идея вышла за пределы летнего сбора. По итогам конкурса среди участников фестиваля в Котельниках построили 10-метровую башню, которая стала знаком поворота к выставке домов «Малоэтажная страна».

Вместе с руководителем «Древолюции» Ольгой Старковой показываем, какие технологические приемы используют молодые архитекторы, чтобы реализовать концептуальные идеи из дерева.


«Знак» поворота


Выставка домов «Малоэтажная страна», Москва, 2017Древолюция

Идея: Башню придумали как символ мечты о собственном доме и желания вырваться из многоквартирной коробки, чтобы построить уютный дом в одноэтажной комфортной среде. Приближаясь к знаку, человек постепенно различает контуры . Но модули — лишь каркас без стен, и только в одном «доме» на предпоследнем ярусе горит свет о той самой мечте.

Технология: 9 каркасных модулей размерами по 4,8×2×2 метров построили из строганных импрегнированных сосновых досок. Импрегнацию выбрали из-за климатических условий и агрессивная среда установки — рядом оживленное шоссе. По этой технологии высушенная доска обрабатывается химическим составом с медью под воздействием вакуума и давления в анклаве. Таким образом, защиту от плесени и грибка получает не только поверхность древесины, но и весь объем, что в разы увеличивает срок службы и не требует дополнительной обработки в течение длительного время. После обработки такую доску можно не красить, а если необходим цвет, то рекомендуется масло для дерева.

Древолюция
Авторский коллектив «Знака»: Егор Егорычев, Екатерина Ретинская, Евгения Стаханова



Руины из брусьев


Таврический сад, Санкт-Петербург, 2015Древолюция

Идея: Проект «Руины» — дань уважения истории, намек на воображаемую классическую ротонду, от которой осталось лишь шесть колонн, на каждой из которых ход времени отразился по-разному. Каменные элементы собрали из деревянного бруса, который и спустя три года служит парку.

Технология: идеально подошел композитный материал, ЛВЛ-брус, который изготавливают по технологии склейки нескольких слоёв лущеного шпона хвойных пород (сосна, ель, лиственница) толщиной порядка 3 мм. Волокна древесины смежных слоёв располагаются параллельно, что отличает ЛВЛ от фанеры. Обладает повышенной прочностью и влагостойкостью, к тому же, легко обрабатывается в процессе стройки.

Древолюция
Авторский коллектив «Руины»: Елена Пупышева, Евгения Ларкина, Елена Авершина, Анна Борматова, Айза Курбанова, Александрина Левандовская, Надежда Катаева, Анастасия Охрямкина, Алёна Битколова, Жанна Нугербекова, Светлана Скрипа



Кинетический Слон


Таврический сад, Санкт-Петербург, 2015Древолюция

Идея: «Слон» — это кинетический объект из деревянных брусков и металлических шарниров на основе разработок скульптора Тео Янсена. Чтобы слон пошёл, следовало найти себе друга, встать с двух сторон от слона, и, настроившись на контакт друг с другом и слоном, вращать рычаг — начиналась неспешная прогулка.

Технология: Требовалась точность в порядке сборки узлов, чтобы каждый брусок лежал строго в своей плоскости.

  • Детали крепились шарнирами на болтах. Шарнир придумали такой: стальной прут, на который нанизывалась одна часть «колена», а через фиксированное расстояние вторая.
  • Прут между двумя шарнирами оставался мобильным, так как прятался в алюминиевую трубку. Через три основных точки проходили соединяющие прутья, чтобы ноги были связаны между собой, и движение одной части вызывало бы ответное движение второй.
  • К центральной стяжке крепился рычаг, приводивший скульптуру в движение. Все соединения металлического рычага-рукоятки (металлическая труба и чугунные сантехнические колена и соединители) пришлось закреплять электросваркой. Усвоенный совет на будущее: чугун и железо электросваркой варить нельзя!

Древолюция
Авторский коллектив: Павлова Полина, Савина Татьяна, Павловская Екатерина



АРХлес на месте бункеров


Ботанический сад Лесотехнической Академии, Санкт-Петербург, 2016Древолюция

Идея: В ботаническом саду ЛТУ осталось множество следов военных событий сороковых годов прошлого века. В частности, бункеры. Сейчас они засыпаны землей, но деревья на них не растут из-за мощного слоя бетона и крутых стен. Авторы объекта решили заполнить один из таких пустых холмов лесом архитектурным.

Технология: Сложность решения заключалась в довольно объемных земляных работах, поскольку первый уровень обвязки — «корни» из бруса — должен был жестко связать все колонны ниже отметки земли. Брус обработали составами, защищающими дерево в агрессивной среде и по нормам не превышающими допустимый уровень химии. Из корней, также ниже уровня земельного слоя, были наращены стволы-колонны. Второй и третий уровни обвязки — «ветви». Они связывают стволы АРХЛеса под разными углами на отметках 2,2 и 4,2 метра, образуя тем самым «крону» архитектурного леса. Металлические шурупы выбраны с крупными полукруглыми шляпками и имитируют почки живого дерева.

Древолюция
Авторский коллектив: Замятин Никита, Замятина Яна, Пушкин Илья



Раскол, зависший над водой


Ботанический сад Лесотехнической Академии, Санкт-Петербург, 2016Древолюция

Идея: Существует легенда, что на берегах Длинного пруда в парке Лесотехнической Академии, в революционные годы были расстреляны по разные стороны водоема кадеты академии и дети рабочих. Авторы рефлексировали на тему раскола, казалось бы, нерушимой империи. И показали это через художественную интерпретацию старинного ремесленного приема, когда вымоченными деревянными кольями дробили гранитные плиты.

Технология: Клинья зависли над поверхностью с помощью скрытого под водой каркаса. Все семь клиньев высотой в метр выпалили из фанерных листов по деревянному каркасу на клеевом соединении. Подводная конструкция — деревянная рама шириной 1,58м, длиной 28,5м — в 14 точках нагружена грузом, и это была самая сложная часть. Нужно было учесть длину и гибкость веревочного крепления, равный вес мешков с песком, постоянно меняющийся уровень воды, покрыть раму экологичным составом черного цвета, чтобы не выделялась под водой. А ночные заплывы на резиновой лодке команда точно не забудет.

Древолюция
Авторский коллектив: Черемнова Анна, Дудина Ксения, Кузина Анастасия, Мухин Дмитрий, Сметанин Илья



«Про... Суханово»: крик из детства


Усадьба «Суханово», Московская область, 2017Древолюция

Идея: «Увенчанная традиционным деревенским туалетом, композиция заставляет зрителя задуматься о возвратности своих действий и личном восприятии Суханово. Когда-то усадьба была местом счастливого детства. Сюда приезжали на летний отдых, здесь жили, учились и играли. Но сейчас Суханово брошено как старая игрушка. Игра продолжается на обломках. Разруха заботливо прикрыта, завуалирована и засыпана лепестками праздника».

Технология: Салазки для основания «качелей» собирали на месте. Авторы взяли тонкие доски, по принципу слоеного пирога соединили 7 слоев с помощью столярного клея и тонких шурупов, наметили точки радиуса и закрепили с помощью струбцины изгиб. Двое суток дуги сохли, их положение фиксировалось в импровизированном кондукторе. Для сборки верхней части конструкции, «туалета», нужно было сделать точные расчеты для врезки и врубки деталей под углом, с которыми помогли краснодеревщики из World Skills — итоговый объект на 99% соответствует чертежам.

Древолюция
Авторский коллектив: Выборова Дарья, Левченко Мария, Николаенков Антон, Пуренков Антон



Скелет прошлого (Каркас будущего)


Усадьба «Суханово», Московская область, 2017Древолюция

Идея: Деревянный обелиск установили в единственной точке, откуда виден и портик главного дома усадьбы, и пруд. Раньше их соединяла широкая аллея, которая потерялась в заросшем лесу. Эту связь и восстанавливает объект, который как призрак высится символом былого величия русской усадьбы среди запущенного парка.

Технология: Обелиск в конструктивном плане представляет из себя набор балок, соединенных в единый пучок. Основная сложность была в идеальном конструктивном расчете, чтобы 16 вертикальных балок, закрепленных в пазах-звездах в основании, сошлись в одной точке в верхней части. На этапе конструирования пришлось решать вопрос и с установкой: либо поднимать готовый объем наподобие «египетских» обелисков, либо наращивать девятиметровую высоту, пользуясь лесами. Как раз леса, не убранные к моменту прохода жюри по объектам, и помешали занять команде одно из лидирующих мест. Хотя профессионалы в итоге оценили прозрачность конструкции и её бережное взаимодействие с окружающим ландшафтом.

Древолюция
Авторский коллектив: Полищук Мария, Разумовский Ярослав, Ушаков Алексей, Яковлева Мария, Алексей Колесов



Древолюция 2018


В 2018 году «Древолюция» пройдет в Тереме «Асташово», Костромской области с 22 июля по 5 августа. Прием заявок объявят уже в апреле: все анонсы в соцсетях проекта в Фейсбуке, Вконтакте и Инстаграме.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще