Как построить культовое здание в 25 лет: история Моше Сафди и Хабитат-67

В 1967 году на Всемирной выставке в Монреале общество искало новые идеи, как решить жилищный вопрос. Канадцы рискнули и доверили строить свой павильон молодому архитектору Моше Сафди. В результате появился жилой дом, ставший одним из самых узнаваемых зданий XX века.

Как построить культовое здание в 25 лет: история Моше Сафди и Хабитат-67

Чтобы в 25 лет получить проект такого масштаба, кроме огромного таланта должна вмешаться и судьба. Если бы не три обстоятельства, на месте Хабитат-67 могли построить другое здание.

Во-первых, как раз в начале 60-х в Канаде начали организовывать учебные поездки для талантливых студентов архитектурных вузов. Сафди попал в самую первую группу и всё лето перед защитой диплома путешествовал по Канаде и США, изучая жилищное строительство в пригородах. Эта тема настолько заинтересовала архитектора, что послужила основой для его дипломной работы «A Case for City Living» («Вариант для жизни в городе»).

Во-вторых, дипломным руководителем Сафди стал Сэнди ван Гинкель, к тому моменту уже очень уважаемый мастер канадской архитектуры. Сафди сам выбил место в его бюро, где и работал, и развивал проект, посвященный пригородному строительству. Это был очень важный опыт, ведь в то время, как весь мир бесконечно повторял стеклянные кубы Мис ван дэр Роэ, ван Гинкель проповедовал совершенно новое представление об урбанизме. «Он был прекрасным преподавателем, повлиявшим на целое поколение», — скажет Сафди позднее в одном из интервью.

После окончания вуза Сафди попал в бюро Луиса Кана и уже собирался уезжать в Индию на реализацию одного из проектов, но тут в его судьбе случился третий, решающий поворот. Ван Гинкель предложил встретиться и сказал: «Я хочу, чтобы ты составил генеральный план Всемирный выставки и возглавил команду по ее строительству». Это было за 5 лет до Экспо в Монреале. Моше Сафди к тому моменту едва исполнилось 25.

Он не только откликнулся на предложение, но и поставил условие: ему позволят воплотить проект, разработанный для его дипломной работы. У ван Гинкеля не нашлось возражений, и на монреальском полуострове Сите-дю-Авр начали строить здание, больше похожее на гору пикселей или детских кубиков. Так появился Хабитат-67.


Habitat-67


Хабитат-67 состоит из трех корпусов с тремя лифтовыми шахтами. Этажи соединены не только по вертикали, но и по горизонтали за счет развитой системы наружных переходов. Это важная особенность жилой застройки 60-х: общественное пространство внутри дома выступает как продолжение улицы, где происходит более тесное общение с соседями.

Согласно первоначальному плану, здание состояло из 1000 квартир-модулей. Однако из-за ограниченного бюджета их число пришлось сократить до 354. Все модули были заранее изготовлены на фабрике, в процессе строительства оставалось только соединить их между собой. Сафди разработал 15 видов модулей и на этапе планировки много экспериментировал с их последовательностью.

«В тот момент мы скупили все конструкторы Lego в Монреале, чтобы спроектировать много-много конфигураций».


Сафди считал, что в жизнь многоквартирных домах станет гораздо комфортнее, если привнести в нее элементы загородной архитектуры. Отсюда — смещенное расположение ячеек. Это позволяет превратить крышу соседей снизу в террасу, где можно разбить сад и обустроить пространство для отдыха.

Дальнейшая судьба


Предполагалось, что фабричное изготовление модулей позволит сократить расходы, но этого не произошло из-за малых объемов производства. В итоге от массового строительства подобных домов отказались именно из-за дороговизны.

Тем не менее у Сафди нашлось много подражателей, а Хабитат-67 считается одной из важнейших построек брутализма — несмотря на то, что архитектор с этим в корне не согласен.

«Это здание — реакция на брутализм. Но я считаю его антибруталистской постройкой».

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще