Как архитектура нагнетает эмоции: Музей «Куликово поле»

В чистом поле вы упираетесь в силуэты зданий, но их детали не различить. Все, что вы видите, это уходящее солнце и бесконечная дорога, которая ведет вперед, к Куликову полю.

Как архитектура нагнетает эмоции: Музей «Куликово поле»

Музей — кульминационная точка окружающего ландшафта. Тема движения в комплексе раскрыта через контрасты: холм с корпусами противопоставляются рельефу, а в интерьере линии освещения рассеиваются в зеркалах. Идею пути, эмоционального маршрута воина архитекторы ПНКБ «Архитектура и культурная политика» передают и в объеме, и в интерьерах музея. Показываем на примерах.

Атмосфера ландшафта главенствует над архитектурой


Для авторов было важно не отвлекать внимание посетителя от Куликова поля. Поэтому, с одной стороны, они решили «спрятать» здание в холм — чтобы зритель воспринимал его в контексте всей местности. С другой, предложили ему пройти сложный путь «меж двух огней», чтобы через элементы комплекса показать атмосферу места.

Музей «Куликово поле»Музей «Куликово поле» расположен в Тульской области: он находится ровно посередине между двумя другими мемориалами, Красное поле и село Монастырщино. Для того чтобы подчеркнуть значимость места, самого поля, авторы выбрали для комплекса искусственный холм на берегу озера.

Сергей Гнедовский: «Перед нами стояла задача создать метафору грандиозного события, но при этом удержаться от литературности, ненужных и лишних ассоциаций. Мы старались создать объект, которые не нарушил бы великолепное пространство Куликова поля, не помешал пейзажу».

Сам музей представляет собой два зеркальных относительно друг друга комплекса, к которым один путь подхода, узкая дорожка. По ней посетитель попадает в главное здание, она символизирует границу Донского побоища. Дорожка прямая и похожа на луч солнца на закате. Она перпендикулярна линии горизонта и несет вперед посетителя, как стрела, которая летит между зданиями-воинами.

Тема движения раскрывается через ретроспективный контекст: посетитель не сможет оценить архитектуру и экспозицию музея, если не прочувствует значимость самой территории, т.е. пока сам не пройдет путь сражения 1380 года. Важную роль играет эмоциональный посыл: арт-объекты — клинки, светильники на крыше корпуса — похожие на клинья. Они создают атмосферу сложной, долгой дороги, готовят посетителя к выставке.

Как идею пути архитекторы повторяют в интерьере


Историческое значение события показывается через детали интерьера: главную роль играют светильники, которые прямыми линиями тянутся от входа. Как только посетитель открывает дверь корпуса со смотровой площадкой, он их сразу замечает — они ведут к черному зеркалу, которое отражает свет ламп. Оно словно предлагает заглянуть по ту сторону здания, мысленно вернуться на поле.

Музей «Куликово поле»Фойе главного входа с композицией из отражений в зеркале

Таким образом зеркало в музее играет ту же роль, что и весь комплекс внутри поля: оно становится кульминационной точкой. Около зеркала гость спускается по лестнице в экспозиционные залы, к которым эмоционально он уже готов.

Сергей Гнедовский: «Интерьер продолжает тот сценарий, который заложен во всем здании: линейность, путь, бесконечность времени, а также тема метафорического противостояния двух масс. Линии на полу и на потолке — продолжение пути, который заканчивается в черных и красных зеркалах».

Если на главной лестнице это черное зеркало, то в выставочном зале — красное, так продолжается игра контрастов. Зеркало отражает лучи света, они создают визуальный эффект бесконечного пространства.

Музей «Куликово поле»Красное зеркало в противоложность черному в соседнем корпусе и пандус как переход, который связывает две части экспозиции

Сначала посетителя провели по полю между двух нависающих стен, затем маршрут продолжили в отражениях на лестницах. Заканчивается идея пути в главном зале экспозиции. Верхний уровень с предысторией событий и нижний, где рассказывают о самой битве, соединяет ступенчатый пандус. Он нужен, чтобы психологически подготовить посетителя, дать время представить ситуацию и мысленно оказаться на Куликовом поле в момент битвы.

***

На реализацию проекта ушло пять лет, музейный комплекс построили в 2015 году. В 2016 году объект получил главную награду российской архитектуры — «Хрустальный Дедал». Жюри выделили, как архитекторы сохранили окружающий ландшафт, подчеркнули историческое значение места, а музей сделали продолжением уже сложившегося контекста.

Музей «Куликово поле»

Музей «Куликово поле»

Музей «Куликово поле»

Музей «Куликово поле»

Музей «Куликово поле»Слева на плане — пандус между двумя частями главной экспозиции, справа — две входных зоны с отражением света в зеркалах.

Музей «Куликово поле»Главные лестничные марши в разрезе

Авторы: Проектное научно-консультативное бюро «Архитектура и культурная политика», С.В. Гнедовский, А. Любимкин, Е. Любимкина, И. Бушминский, конструктор С.Ю. Гнедовский
Общая площадь музея: 5 000 кв. м
Высотность: 11,5 м

Больше фотографий и чертежей музея — на сайте бюро

РАССЫЛКА arch:speech