Искусство привлечения: создавая интерактивные пространства

Конкурс на концепцию организации Аркады бизнес-центра «Белые Сады», организованный в октябре агентством коммуникации ProjectNext, кроме того, что собрал более 400 заявок и стал одним из самых крупных конкурсов за последнее время, поднял еще и важную тему: создания истории места и взаимодействия пространства с человеком.

Искусство привлечения: создавая интерактивные пространства

Во время установочного семинара к конкурсу приглашенные эксперты, рассуждая о том, как превратить Аркаду в новое место притяжения в городе, предлагали разные версии переформатирования. Но все сходились в одном: выиграет конкурс тот проект, что предложит наиболее интересный сценарий и атмосферу, способную привлечь в Аркаду бизнес-центра обычных прохожих.

Конечно же, не раз во время семинара всплывал пример Триумфальной площади, которая даже в зимние дни заполнена желающими покачаться на тех самых качелях. Возможность почувствовать себя ребенком позволила площади стать одним из главных открытий года, создав доныне неизвестный москвичам аттракцион.

Триумфальная площадь

Каким путем пойдут участники конкурса и на каких эмоциях они построят свои концепции? Ответ мы узнаем уже в следующем месяце: 7 февраля заканчивается прием работ, а победителей объявят спустя неделю, 15 февраля. Пока же предлагаем посмотреть, как архитекторы и художники разных стран привлекают жителей интерактивными проектами.

Звуки музыки

Проект The Fun Theory создавался прежде всего как генератор проектов, которые используют элементы игры ради изменения поведения людей к лучшему. При этом реализованные проекты не только справлялись с поставленной задачей, но и каждый раз превращались в центр событии для всей округи.

Самой популярной оказалась переделка лестницы в обычном пешеходном переходе. Авторы попытались мотивировать людей, поднимающихся на выход, отказаться от эскалатора в пользу лестницы. Для этого ее превратили в большое пианино, на котором можно было играть прямо ногами. Реакцию пешеходов комментировать нет смысла — все прекрасно видно на видеоролике!

В Монреале сразу несколько проектов используют идею создания музыки собственными движениями — в том числе с привлечением пресловутых качелей. Студия Daily tous les jours выстроила в цепочку 21 устройство, сделав каждое отдельной нотой. Тем самым инсталляция побуждала приходить сразу группами, чтобы, объединившись, играть на качелях настоящие мелодии.

Еще масштабнее получился проект у создателей инсталляции Impulse на Фестивальной Площади в Монреале. В декабре 2015 года здесь установили сразу 30 двухместных качелей, которые при использовании не только излучают свет, но и воспроизводят согласующиеся между собой музыкальные фразы.

Отражения собственного «я»

Мы живем в эпоху, когда еще недавно словом года признавали «селфи». Поэтому любые конструкции, дающие повод для фотографий, будут обречены на успех. Так получилось с павильоном по проекту Нормана Фостера в Старом порту Марселя. По замыслу заказчиков, постройка предназначалась для проведения культурных мероприятий и ярмарок. Но навес-«зеркало» превратил павильон в самодостаточный аттракцион для всех прохожих. Они с удовольствием рассматривают в отражениях здания, рефлексы воды и идущих мимо людей.

Павильон по проекту Нормана Фостера в Старом порту МарселяПавильон по проекту Нормана Фостера в Старом порту МарселяПавильон по проекту Нормана Фостера в Старом порту Марселя

В этой связи нельзя не упомянуть и павильон России на Всемирной выставке в Милане. 30-метровая консоль, облицованная полированной нержавеющей сталью, стала главным магнитом ЭКСПО-2015 для любителей «селфи». Кстати, павильоны Всемирных выставок как нельзя лучше подходят для вдохновения при проектировании временных пространств — это настоящая сокровищница лучших идей со всего света.

Павильон России на ЭКСПО-2015. SPEECHПавильон России на ЭКСПО-2015. SPEECH

Использование эффекта отражений принесло славу и аргентинскому художнику Леандро Эрлиху. Его арт-проект «Зеркальный дом» уже не первый год путешествует по разным городам, каждый раз вызывая большой ажиотаж. Глядя на фотографии, кажется, что люди бесстрашно карабкаются по фасаду многоэтажного дома, выпрыгивают с балконов и свешиваются с карнизов. Хотя на самом деле поставленное под углом гигантское зеркало отражает модель дома, размеченную прямо на поверхности земли. О других любопытных примерах «зеркальной архитектуры» мы писали здесь.

«Зеркальный дом» — Dalston House. Leandro ErlichИнсталляция «Зеркальный дом» — Dalston House. Leandro Erlich

Ежегодные традиции

После того, как Таймс-сквер в Нью-Йорке сделали пешеходной, там постоянно проходят различные акции и мероприятия. Одной из самых любимых традиций стала ежегодная установка инсталляции ко Дню святого Валентина. Например, студия Бьярке Ингельса в 2012 году ставила сердце из акриловых стержней, которое начинало биться после прикосновений прохожих. В прошлом году по проекту студии Stereotank на площади устанавливали барабаны в виде сердца, которые давали любому возможность отбить свой ритм любви.

А в 2016-м на площади Father Duffy Square появится композиция сразу из 9 криволинейных сердец, выполненных из зеркального золотистого пластика. Каждое из них — потенциальное место для поцелуев, в складках которого можно уединиться. Однако на самом деле все происходящее будет прекрасно видно прохожим!

Удачный опыт пропаганды городских арт-объектов Институт Ван Алена решил применить и на площади перед знаменитым небоскребом Флэтайрон-билдинг. В прошлом году конкурс на инсталляцию в этом месте выиграло бюро SOFTlab, предложив установить гигантский калейдоскоп, а в 2014-м площадь украшала опять-таки зеркальная инсталляция, позволяющая из одной точки за счет отражений увидеть сразу всю округу.

Инсталляция у Флэтайрон-билдинг. SOFTlabИнсталляция у Флэтайрон-билдинг. SOFTlabИнсталляция у Флэтайрон-билдинг. SOFTlab

Назад в детство

Почувствовать себя ребенком можно не только на качелях, но и на горках. Тем более, если они представляют собой массивные закрученные в спираль металлические трубы. По словам автора инсталляции — художника Карстена Хёллера, — площадка создана «для тела и мозга», вызывая «специфическое настроение, связанное с неограниченной свободой». Впервые проект был реализован еще в 1998 году в Берлине, а этим летом повторно установлен в Лондоне.

Гигантские горки Карстена ХёллераГигантские горки Карстена ХёллераГигантские горки Карстена Хёллера

Успешность подхода доказывают и многочисленные интерпретации идей Хёллера в других проектах. Например, подобная инсталляция была установлена в Музее современного искусства в Загребе — и сразу стала одной из главных его достопримечательностей.

Гигантские горки Карстена Хёллера

Гигантомания

Передвижная инсталляция RedBall project в виде гигантского красного шара весом 113 кг с 2001 года путешествует по миру, объехав уже более 20 городов. Художник Курт Першке (Kurt Perschke) каждый раз эффектно вписывает свой объект в урбанистический ландшафт, превращая тем самым место установки в новый городской аттракцион.

Red Ball ProjectRed Ball Project

При этом прохожие не просто обходят стороной странный объект, но и увлеченно взаимодействуют с шаром. Мало кто, проходя мимо, упускает шанс запрыгнуть на мяч или хотя бы попытаться его сдвинуть, чтобы покатить в другое место, забыв про собственные дела и заботы.

Red Ball Project

Изображения © baltimoresun.com, softlabnyc.com, theguardian.com, archinect.net, redballproject.com, getblankspace.com

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще