Именно такой должна быть выставка архитектора: 270 макетов и чертежей за 50 лет работы Тадао Андо

Японец не просто показал огромный архив работ, но и в натуральную величину решил проблему, которую пытался исправить почти три десятилетия.

Именно такой должна быть выставка архитектора: 270 макетов и чертежей за 50 лет работы Тадао Андо

В 1969 году 28-летний боксер и архитектор-самоучка Тадао Андо провозгласил себя «городским партизаном», открыл бюро в Осаке и начал старательный путь в профессии. Именно так — Endeavour (усилие, старание) — назвали выставку, которая своим масштабом показывает, сколько труда надо вложить, чтобы добиться успеха в архитектуре.

Для шести разделов экспозиции заново выстроили знаменитую Церковь света, показали в масштабе 1:1 кабинет мастера, выставили огромные деревянные макеты проектов в Венеции и Париже (который сам Андо называет вершиной своей работы) и порядка сотни частных домов.

Модель кабинета

Тадао Андо

Выставка работала с сентября по декабрь в Национальном центре искусств в Токио и начиналась с копии кабинета Тадао Андо. Здесь представили и библиотеку архитектора, и рабочий стол (на котором, несмотря на размер, почти не было свободного места) и пространство бюро, которое врезано уровнями внутри жилого дома.

100 проектов домов

Для Тадао Андо именно в типологии частного дома лежат истоки архитектуры и фундаментальные идеи ощущения пространства. Поэтому первый раздел о работах японца представлен сотней домов, с которых и начались его эксперименты с открытым бетоном, простыми формами и связью их с природой.

Церковь Света

Специально к выставке во дворе центра построили модель Церкви света в натуральную величину. По словам Андо, архитектуру всегда нужно чувствовать на себе лично: «Фотографии могут показать, как выглядит здание, но никогда не передадут восприятия человеком материала, масштаба и света».

Реплика получилась даже ближе к первоначальной идее, чем оригинал. Тадао Андо проектировал церковь без остекления, чтобы ветер проникал внутрь и добавлял новый уровень ощущений. Но заказчик несмотря на все уговоры так и не согласился: пришлось ждать почти 30 лет, чтобы воссоздать задуманную атмосферу.

Масштабные макеты из дерева

Главный зал выставки заняли общественные проекты: многометровые ручные чертежи, большие макеты из дерева проектов в Венеции и Париже, фильмы, фото, эскизы. Все их объединили абстрактные разделы: «пустые пространства», «чтение места», «создание несуществующего». В центре зала создали свой остров — внутри цилиндра собрали проекты для арт-острова Наошима, который архитектор развивал последние 30 лет.

Хотя сам Тадао Андо согласился на выставку не ради воспоминаний об успехах: «Излишнее внимание к прошлому не дает возможности продолжать искать новое». Выставка показывает не лучшее, а богатый опыт, который получил архитектор, чтобы положить его в основу будущих проектов. «Поэтому лучший проект всегда тот, над которым работаю сейчас».

Тадао Андо

И масштаб макетов на выставке ясно показывает,что сейчас этот лучший проект — реставрация парижской биржи XIX века под музей современного искусства. Его обещают открыть в начале 2019 года.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще