Громкое имя, тихая архитектура: Эдуарду Соуту де Моура и его жилые дома

Лучшим участником Венецианской биеннале признан португальский архитектор Эдуарду Соуту де Моура. В рядах коллег его считают звездой, но сам он старается быть скромным как в жизни, так и в архитектуре.

Громкое имя, тихая архитектура: Эдуарду Соуту де Моура и его жилые дома

На Биеннале де Моура представил ↑ два аэрофотоснимка: здание лошадиной фермы, превращенное в отель. Изображения демонстрируют, каким это место было до и после работы архитектора. Изменения едва различимы — и, по мнению жюри, это «показывает существенную взаимосвязь между архитектурой, временем и местом».

Де Моура всегда интересовала архитектура как пространство для жизни: за 40 лет он проектировал не только отели, но и немало частных домов. И основные концепции, которыми он руководствуется, намного лучше видны на примере этих зданий — пускай не таких известных и масштабных, как рынок и стадион в Браге, музей Паулы Рего или башня Бурго.

Соуту де Моура
Стадион «Брага Мунисипал» → Рынок Caranda → Музей Паулы Рего


Мис ван дер Роэ — вечный кумир


«Он с одинаковой уверенностью использует тысячелетний камень и черпает вдохновение из модернистских черт Миса Ван дер Роэ» — отметило жюри Притцкеровской премии, когда в 2011 году де Моура получил «архитектурного Оскара».

Мис ван дер Роэ действительно был и остается кумиром де Моуры. Самый очевидный пример — это, конечно, небоскреб Бурго, но в подражании великому модернисту де Моура идет дальше. Небольшой дом в Алканене — почти прямая калька на самые известные малоэтажные проекты Миса, среди которых павильон Барселоны и вилла Тугендгат.

Соуту де Моура



Разрушение как инструмент


В 1990 году Моуре поступил заказ на жилой дом на холме в поселке Байан. Клиент пожелал, чтобы отправной точкой для проекта стали руины на участке. Архитектор сохранил их, а бетонную «коробку» нового дома установил прямо среди развалин. Часть из них послужила прихожей, чтобы каждый заходящий в дом помнил об истинной природе этого места.

​Де Моура называет руины «гранью между природой и архитектурой» и использовал их как самостоятельную часть здания в более крупном проекте — монастыре Санта-Марии в Браге.

Соуту де Моура



Мастер невидимой архитектуры


Непреложное правило де Моуры: ландшафт на первом месте, заказчик на втором. Например, в ситуации с домом в Моледо клиент хотел «просто дом с набором комнат», но архитектор так стремился замаскировать здание под рельеф, что оно стало одним из самых сложных за всю его карьеру — на возведение ушло семь лет.

Место для жилья встроено в искусственный ступенчатый холм, строительство которого потребовало больше денег, чем само здание. В доме три спальни, две ванных комнаты, гостиная и столовая. Задняя стенка упирается в скалистый спуск, но тоже остеклена — она выгодно контрастирует с панорамным видом на океан, который открывается из противоположной части дома.

Соуту де Моура



Изобретатель


Самые узнаваемые жилые объекты де Моуры — два дома в Понти-ди-Лима. Один из них опирается на подземную балку и, кажется, вот-вот взлетит: практически две трети здания зависли в воздухе. Здание по соседству тоже нельзя назвать обычным: оно лежит параллельно склону, будто скользит по нему.

Де Моура говорил об этом проекте так: «Два дома похожи, так как оба являются параллелепипедами, но одновременно они противоположны <...> Они демонстрируют разное „качество жизни“. Каждый отвечает требованиям разных образов жизни: один направлен в парк, открыт ландшафту, другой повернут внутрь, в соответствии с желанием клиента сделать пространство дома более интимным».

Соуту де Моура



Мастер медленной архитектуры


У проектов де Моуры есть общая черта, к которой заказчику стоит морально подготовиться: строительство даже маленького здания может затянуться на долгие годы — из-за этого португальца называют «мастером медленной архитектуры».

Здание в Сьерра-де-Аррабиде потребовало от де Моуры восьми лет, бесконечных споров с клиентом и стальной выдержки, чтобы довести работу до конца. Все это — снова ради того, чтобы небольшой дом на три спальни не спорил и не перекрывал окрестных пейзажей, а был его естественным продолжением.

Соуту де Моура



Внутренняя география


Де Моура с большой дотошностью относится к видам из окна. Помещения в доме в Майя четко разделены по сторонам света: спальни на востоке, гостиные на западе, остальные помещения спрятаны в подвал.

Но архитектор на этом не остановился. Он предусмотрел два патио — два микромира с разной географией. В спальнях требуется более спокойная обстановка, поэтому из окон видно скромный сад в восточном стиле. Остальные комнаты смотрят на дубовую рощу и индустриальные окраины города.

Соуту де Моура



Любитель бетона


Как приверженец простой архитектуры, де Моура много работает с бетонными конструкциями. Голый бетон выбран в качестве отделки для двадцати семи бюджетных домов в Сан-Мигеле. Их строгость и одинаковость не должна вводить в заблуждение: каждый из них может быть модифицирован в соответствии с потребностями конкретного жильца.

Соуту де Моура



Поэт и философ


К архитектуре де Моуры иногда применяют эпитет «тихая» — требуется некоторое время, чтобы проникнуться ею.

Дом в Понти-ди-Лима кажется обманчиво простым. Красота здесь в деталях: в скульптурной лестнице без перил, ведущей во внутренний сад; в том, как плавно крыша переходит в холм рядом с домом; в одиноком дереве посреди патио, границей которому служит стена, зависшая на уровне второго этажа.

Соуту де Моура

Детали работают как связь между внутренним и внешним миром, между зданием и природой. Чем дольше всматриваешься в них, тем яснее становится, что имеет в виду де Моура, когда сравнивает собственную архитектуру с поэзией.


 Еще больше частных домов 


Стивен Холл уже давно заслужил Притцкера →
7 домов, которые доказывают это


«Лучший дом XX века» →
Особняк в Париже, который вырастил несколько поколений архитекторов


В поисках идеального дома →
13 экспериментов Pezo von Ellrichshausen с жильем


Что делать, когда нет места →
9 очень маленьких домов в Японии


Сам себе заказчик →
8 домов, которые архитекторы построили для себя


РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще