Горожане / CITIZENSTUDIO: «Линия жизни Мельникова и графический код его драмы»

Величайшему русскому архитектору на днях исполнилось бы 125 — а полноценного музея Константина Мельникова до сих пор не существует. Скоро, впрочем, есть шанс, все изменится: Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева задумал приспособить под постоянную экспозицию флигель садовника в усадьбе Талызиных на Воздвиженке. И пока ищутся спонсоры на реализацию проекта, Михаил Бейлин и Даниил Никишин рассказали archspeech о своей концепции будущего музея «Линия жизни».

Горожане / CITIZENSTUDIO: «Линия жизни Мельникова и графический код его драмы»

Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

Наше знакомство с Мельниковым началось так просто, как это обычно происходит, когда родители — архитекторы: дома на полке стояла книга Селима Хан-Магомедова. Продолжением был институт: сперва почти что полуавтоматическое знакомство — из тех, что невозможно избежать, — и уже после — попытки вникнуть в творчество и понять.

На первом-втором курсе ты рассматриваешь Мельникова как архитектора эпохи конструктивизма. Что это не так и что Мельников — один из самых самобытных архитекторов, не укладывающийся в стилистические рамки и выбивающийся из своего времени, осознаешь лишь потом.

Третья фаза соприкосновения с Мельниковым наступила тогда, когда мы узнали подробности его жизни. Узнали о печках, которые он складывал, чтобы заработать на эту жизнь. В архитектуре экспозиции нам захотелось передать свои ощущения и эмоции. И мельниковская линия творчества, забвения и возвращения, что очень характерно для истории России того периода, как раз и стала основной для проекта музея.

План экспозиции. Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

План маршрута. Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

Мы поставили перед собой задачу показать творчество Мельникова через призму того времени, в которое он жил. Невозможно рассказывать историю российского конструктивизма, искусства, театра в отрыве от такой важной для нашей страны эпохи и ее двойного перелома — сначала в 1917-м, потом в районе 1933-1935 годов. Того единственного и недолгого периода, когда русская архитектура встала в авангарде мировой: не пыталась копировать, не пыталась угнаться — была локомотивом. Нам хотелось провести творчество Мельникова через эту историческую призму.

Линию жизни и линию творчества мы наложили одну на другую. В контексте музея получилась единая белая лента пространств, сформированных гипсокартонными перегородками и перетекающих из комнаты в комнату. У ленты два измерения: горизонтальная (стена) и вертикальная (подиум). Горизонтальная составляющая непрерывна, символизируя временной континуум (жизнь Мельникова). А вот линия творчества прерывистая и дискретная.

Начинается линия дробно, как любой творческий путь: тогда Мельников еще учился и был, как и все, классицистом. Потом — короткий период расцвета, многие годы забвения и — уже под конец жизни — запоздалое признание. Таким образом, лента графически демонстрирует взлет, падение и творческую реабилитацию великого архитектора. Нам показалось, что можно назвать это своеобразной кардиограммой жизни.

Аксонометрия. Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

В плане белая лента стен принимает формы наиболее характерных для Мельникова графических элементов. Однако нам бы не хотелось, чтобы казалось, будто мы просто «используем формы». Мы апеллируем к архетипам, морфологии мельниковской архитектуры, подчерку мастера.

Наш опыт подсказывал, что экспозиция должна быть единой — это помогает ее цельному восприятию. Поэтому лента закольцована, а материалы экспозиции располагаются непосредственно на гипсокартонных стенах и подиуме, из которых лента и состоит.

Экспонаты — это, в основном, графика из запасников Музея архитектуры. Но, когда мы продумывали концепцию, то предусмотрели наличие и объемных объектов. Уже есть несколько макетов и, например, часть ячеистого перекрытия собственного дома Мельникова, которое при реконструкции в 90-м году было заменено.

Развертка экспозиции: ”Кадиограмма” творчества. Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

Мы выступали за максимальную объективизацию творчества Мельникова в принципе. В планах — сделать куски крестообразной кладки, выставить копии легендарных окон. Музей должен нести просветительскую функцию — обычные люди Константина Мельникова почти не знают. А для полноценного представления графикой не обойдешься.

Обрамлением для экспозиции служит флигель садовника — памятник архитектуры XVIII-XIX веков. Если для проекта обстоятельства сложатся благоприятно, музей займет весь первый этаж площадью 180 м2. Хотя изначально этот флигель — сложное и совсем не музейное пространство. Все помещение порублено на каморки. Обнаженная кирпичная кладка и низкие сводчатые потолки очень чужды архитектуре, которой посвящен музей.

С другой стороны, у нас с домом садовника своя история. Здесь когда-то находился офис «Проект Меганом», и в этом здании мы жили и работали 6 лет. Достаточно долго, чтобы проникнуться уважением к пространству и не обезличивать его оштукатуренными белыми стенами.

Аксонометрия. Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

Системы маленьких комнат мы решили превратить в единый маршрут и, без особых вторжений в конструкции, создать анфиладную галерею комнат. Они располагаются не на одной прямой, но объединяются логичным единым маршрутом: получается «изогнутая» анфиладная система.

В результате лента экспозиции и существующее пространство флигеля вполне отвечают духу творчества Мельникова, составляя характерное для него сочетание белых и кирпичных стен. Потолки — тоже белые, а полы предполагается сделать наливными, нейтрального серого цвета. Подиум устанавливается на тонком каркасе из черного металла — таким образом он буквально парит в темном пространстве залов.

И вот уже освещение выхватывает из полумрака дома белую ленту экспозиции — яркую, причудливо извивающуюся, тянущуюся из зала в зал. Линию, несущую в себе жизнь и творчество великого архитектора Константина Мельникова. Графический код его драмы.Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

Входная группа. Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

Входная группа. Музей Константина и Виктора Мельниковых. Горожане / CITIZENSTUDIO

РАССЫЛКА arch:speech