Города ХХII века: что думают о будущем в мастерской The Why Factory

Студенты проекта The Why Factory вот уже 10 лет придумывают будущее. Cудя по разработкам, даже такой развитой стране, как Нидерланды, еще очень далеко до совершенства.

Города ХХII века: что думают о будущем в мастерской The Why Factory

Экспериментальный модуль T?F — одно из детищ голландского бюро MVRDV. Он был запущен задолго до того, как бюро набрало обороты. Учебная программа выпускает магистров-архитекторов и работает на базе Делфтского технического университета.

Руководит всем процессом партнер MVRDV Вини Маас, а его подопечные со всего мира в течение года генерируют свои концепции городов будущего, связанных одной темой. Методы объединены под словом design research («дизайн-исследование» — англ.). Это достаточно молодой термин, который имеет множество интерпретаций. Вот как объясняет его Вини Маас: «Это исследования с открытым финалом, и цель их бывает не ясна. Но именно это приводит к захватывающему путешествию с потенциально впечатляющим результатом. Вероятно, это можно рассматривать как истинное сочетание науки и художественной литературы».

В 2017 году проект отметил 10 лет работы выставкой в Мюнхене

На сегодняшний день The Why Factory представила 19 больших исследований, в составе которых есть множество других подпроектов; они посвящены экспериментам с транспортными системами, экологией, градоустройством, материалами и т.д. Например, как будет развиваться город, если убрать из него все правительство? Что случится с жизнью в мегаполисе, когда машинам удастся пройти тест Тьюринга? Как перестроить зону залива в Гонконге?

Вне зависимости от исследования, перед студентами стоит одна и та же задача: как улучшить жизнь в городах будущего? Рассказываем о четырех самых интересных проектах, ставших ответами на этот вопрос.

1. (W)egocity. Исполнять мечты каждого

Концепция, которая решает дилемму между индивидуализированным жильем и плотностью населения. Каждый житель этого абстрактного города получает шанс на квартиру мечты; жить он при этом будет в многоэтажном здании.

Чтобы сделать жилье, которое объединяет в себе интересы каждого, студенты начали со сбора информации в соцсетях. Они выяснили, что люди по всему миру понимают под словосочетанием «дом мечты», и на основании этого составили каталог с фотографиями. По их замыслу, специальная программа Dream Home Maker выводит из этих изображение «среднее арифметическое» — варианты квартир-ячеек, сочетающих в себе все желания будущих жителей. Затем эти ячейки компонуются в отдельное здание. Если между соседями по ячейкам возникает конфликт интересов, другая программа — Conflict Solver — помогает им договориться. Этот этап сделан в формате видеоигры.

Здесь нужно прояснить, почему студенты сразу отказались от идеи индивидуальных загородных домов. Во-первых, частные здания в той или иной степени стандартизированы, а значит, не решают проблему «дома мечты». Во-вторых — и это уже куда более серьезная беда — жизнь за городом наносит больше вреда окружающей среде. Чем больше людей живет за чертой города, тем больше они передвигаются на автомобилях. А это, в свою очередь, увеличивает выбросы углекислого газа в атмосферу. Поэтому, как бы парадоксально это не звучало, именно города позволяют снизить влияние человека на природу.

2. Sensor City. Нашпиговать все датчиками

По сути, Sensor City приравнивает городское пространство к живому существу. Улицы, дома и транспорт пронизаны сенсорными датчиками, за счет которых город «умеет» видеть, слышать и обонять. Как бы он реагировал на людей? Студенты пытались это выяснить, моделируя различные ситуации из городской жизни.

Итогом этих исследований стала интерактивная инсталляция, которую представили на финальном просмотре. Она реагировала на звуки, движения и прикосновения посетителей и передавала полученные данные виртуальной модели сенсорного города.

 

3. Transformer. Сделать дома с мягкими стенами

The Why Factory

На самом деле, привычное нам жилое пространство используется неэффективно. Спальни пустуют большую часть дня. Гостиные не используются ночью. Ванные заняты не больше часа в день. Оптимизировать жилище можно: нужно только найти способ, как сделать в нем гибкие стены, которые адаптируются к вашим потребностям в режиме реального времени.

Нечто похожее уже было представлено полвека назад: в 60-е годы английская архитектурная группа «Аркигрэм» придумала гибкие стены для своих «жилых коконов». При необходимости из них можно было надувать мебель. Но в The Why Factory идея расширена до многоэтажных надувных башен: как и в случае с (W)egocity, индивидуальные дома признаны неэффективными с точки зрения экологии.

The Why Factory
Жилой кокон «Аркигрэм»

 

4. АnarCity. Устроить анархию

«Мы можем покурить травы, умереть от передозировки, сыграть свадьбу с человеком одного пола, но мы не можем изменить материал нашего балкона без предварительного одобрения со стороны города и соседей», — примерно так обозначена проблема, с которой студенты предлагают бороться с помощью анархии.

По мнению авторов проекта, уже сейчас городские сообщества готовы к тому, чтобы договариваться друг с другом без участия властей — не в последнюю очередь этому поспособствовал интернет. В AnarCity смоделирован такой именно такой город и различные проблемы, с которыми он может столкнуться: распределение ресурсов, плотность население, обеспечение энергией и т.д.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще