Формула «Периметра»: итоги воркшопа в Махачкале

За 10 дней архитектурного воркшопа «Пространство образования будущего», организованного фондом «ПЕРИ» и центром «МАРШ-лаб», Махачкале повезло даже больше, чем Золушке из известной сказки: той досталось всего три орешка, а столице Дагестана — сразу 8 проектов культурного центра «Периметр», каждый из которых обладает потенциалом многое в этом городе изменить. Редактор archspeech Юлия Шишалова подробно рассказывает обо всех восьми концепциях, необычном формате воркшопа-конкурса, кто выиграл и что из этого должно получиться.

Проект-победитель: PIC
Проект-победитель: PIC
Авторы: Анна Петрова (Россия), Патрисия Урлан (Румыния), Джеффри Стивенс (США)
Тьютор: Хироки Мацуро
Общая площадь 1935 кв. м
1 из 42
Проект-победитель: PIC
Проект-победитель: PIC
Основной идей было переосмысление традиций в контексте современной архитектуры. «Мы взяли блок, поделили на четыре части, чтобы сформировать внутренние дворы, затем вырезали маленькие терраски, — рассказала Анна Петрова. — В итоге застройка получилась разновысотной — ближе к жилой она ниже и постепенно растет ближе к парку».
2 из 42
Проект-победитель: PIC
Проект-победитель: PIC
В традиционной террасированной застройке существовала связь в интерьере между домами семей одного поколения. Соотвественно, и в проекте блоки разного назначения, — будучи частями единого комплекса, — связаны пешеходной осью, объединившей их в одно пространство на уровне первого этажа. Кроме того, исследование показало, что во внутренних полузакрытых дворах горожане чувствуют себя гораздо комфортнее, что и натолкнуло на мысль тоже ввести их в проект.
3 из 42
Проект-победитель: PIC
Проект-победитель: PIC
Наконец, еще один отсыл к строительных традициям Дагестана — использование в отделке акушинского песчаника. Однако архитекторы предложили более современный вариант: на фасаде сочетать песчаник в двух разных обработках — скалистой и шлифованной, — а в бетонный пол включить фрагменты камня на стадии заливки.
4 из 42
Проект-победитель: PIC
Проект-победитель: PIC
Всего в новом здании получилось четыре этажа — с верхнего отлично просматриваются парк, центр города и горы. Входной павильон расположен со стороны парка — с кафе, охраной, общественным пространством свободной планировки и конференц-залом. На втором этаже — уже в «другом» павильоне — коворкинг, комнаты для занятий и жилая зона. На третьем этаже — офисы сотрудников фонда «ПЕРИ» с видами на парк. А на четвертом есть что-то вроде столовой с выходом на озелененную террасу на кровле.
5 из 42
Проект: «Интеллектуальное облако»
Проект: «Интеллектуальное облако»
Авторы: Олжас Капабаев (Казахстан), Анна Будникова, Владислав Храмов (Россия), Садиа Моуната (Бангладеш)
Тьютор: Наринэ Тютчева, Петр Попов
Общая площадь 2100 кв. м
6 из 42
Проект: «Интеллектуальное облако»
Проект: «Интеллектуальное облако»
Помимо данных исследования, авторы проекта опирались на идею интеграции природных факторов — гор, моря и неба — с современной архитектурой. Каждый из трех основных блоков ориентирован на свою сторону — в парк, на подъездную улицу и дом Расула Гамзатова с характерной архитектурой.
7 из 42
Проект: «Интеллектуальное облако»
Проект: «Интеллектуальное облако»
Интеллектуальное облако — это интеллектуальный слой коворкингов и офисов, пространственная структура, перекрывающая собой первый этаж с общественными пространствами. «Будущее образования — именно в таком интеллектуальном слое, который важно сохранять, развивать, создавать для него благоприятную атмосферу. Тем самым формировать креативные идеи для творчества», — считают архитекторы. Максимально гибкий и открытый нижний уровень способен трансформироваться в зависимости от потребностей в лекторий или концертный зал. «Облако» еще и функционально: в него встроены все инженерные и осветительные системы.
8 из 42
Проект: «Интеллектуальное облако»
Проект: «Интеллектуальное облако»
Соседний дом Расула Гамзатова построен из местных натуральных материалов, поэтому в проекте использовали не только стекло и медиафасады: цокольный этаж облицован наполовину натуральным местным камнем. Заодно это способствует экономии энергии. А большое количество остекления позволяет центру заявить о себе в вечернее время суток, стать башней-ориентиром для посетителей и смотровой площадкой.
9 из 42
Проект: «Интеллектуальное облако»
Проект: «Интеллектуальное облако»
Соседний дом Расула Гамзатова построен из местных натуральных материалов, поэтому в проекте использовали не только стекло и медиафасады: цокольный этаж облицован наполовину натуральным местным камнем. Заодно это способствует экономии энергии. А большое количество остекления позволяет центру заявить о себе в вечернее время суток, стать башней-ориентиром для посетителей и смотровой площадкой.
10 из 42
Проект: Education Hub
Проект: Education Hub
Авторы: Паркер Амманн (США), Камиль Цумтаев, Люба Крутенко (Россия)
Тьютор: Наринэ Тютчева
Общая площадь 2050 кв. м
11 из 42
Проект: Education Hub
Проект: Education Hub
В основу проекта положена идея взаимодействия и сотрудничества как главного условия качественного обучения. Три одноэтажных блока объединены между собой общим четырехуровневым пространством, в котором размещены основные общественные зоны: входной холл, выставочная территория и конференц-зал. Три блока (детский 350 кв. м, офисный 250 кв. м и жилой 160 кв. м) имеют простую пространственную структуру и предназначены каждый для своей специфической функции. В то время как центральная часть представляет собой сложную композицию из разноуровневых многофункциональных пространств.
12 из 42
Проект: Education Hub
Проект: Education Hub
Так, конференц-зал на 150 человек предназначен не только для проведения лекций или публичных мероприятий — cкорее, это большая гостиная, где все, кто учится и работает в образовательном центре, могут собираться, чтобы провести время вместе. Коворкинг представляет собой куб, который подвешен на двух фермах над конференц-залом и в который можно попасть на лифте или по лестнице с любого этажа главного корпуса или по пандусу-библиотеке из конференц-зала. Таким образом, конференц-зал, библиотека и коворкинг связаны между собой в единое пространство, которое может использоваться как по частям, так и вместе.
13 из 42
Проект: Education Hub
Проект: Education Hub
В здание можно попасть через два основных входа — со стороны улицы и со стороны парка или с подземной парковки. Для отделки использованы два типа материалов: для трех одноэтажных корпусов это дагестанский известняк, а для центрального объема — структурное матовое остекление. «Мы изучили Махачкалу: здесь разные культуры, и конфессии, и менталитет, — говорил на презентации Камиль Цумтаев. — И если создать единое пространство, где будут разные люди, то получится пространство энергии, которая породит идеи».
14 из 42
Проект: «Периполис»
Проект: «Периполис»
Авторы: Ильдар Биганяков (Россия), Хунг Танг Данг (Вьетнам), Камиль Гаджикасумов, Эльмира Магомедова (Россия, Великобритания)
Тьютор: Ярослав Ковальчук
Общая площадь 2320 кв. м
15 из 42
Проект: «Периполис»
Проект: «Периполис»
Авторы этого проекта отталкивались от самой понятной и любимой здешним жителям модели — сельского аула. Стеклянный объем первого этажа — это гора, на которую этот аул опирается, а дискретные верхние уровни — тесно пристроенные друг к другу «домики»-модули. Эти же модули/павильоны как будто выходят за пределы здания — и обретают свое место в парке, образуя площадки для интернет-сообществ, шахматных и книжных клубов и т.д. Таким образом реализуется важный аспект проекта — вовлечение в образовательный процесс.
16 из 42
Проект: «Периполис»
Проект: «Периполис»
Само здание состоит из трех основных пространств. Первый этаж разделен на две зоны: центр дополнительного образования для школьников и общественное пространство с выставочным залом и кафе. И первый, и второй этажи будут использовать сотрудники и резиденты «ПЕРИ-инновации». Наконец, то самое пространство на крыше, напоминающее своей морфологией типичный квартал в городе, создано одновременно для вдохновения и более органичной интеграции в контекст.
17 из 42
Проект: Tink Tank Tower
Проект: Tink Tank Tower
Авторы: Дарья Кириллова, Николай Медведенко (Россия), Биляна Асенова (Болгария), Саса Чиабатти (Италия)
Тьютор: Ярослав Ковальчук
Общая площадь: 2287 кв. м
18 из 42
Проект: Tink Tank Tower
Проект: Tink Tank Tower
Романтическая подоплека проекта: архитектура центра в данном случае напоминает наиболее интересный стиль, присутствующий в городе, — русский конструктивизм. Структура разработана так, чтобы использовать минимум строительных материалов и создавать конструкцию с максимально возможной загрузкой. Но эта структура — еще и символ: символ системы без иерархии, в которой все части равноправны и только вместе достигают стабильности.
19 из 42
Проект: Tink Tank Tower
Проект: Tink Tank Tower
Рациональная составляющая вытекает из специфики контекста и двухсторонней ориентированности участка — у архитекторов появилась мысль создать высокое здание, которое обращено в городской парк и становится наиболее ярким его элементом. На противоположной стороне находится двухэтажное здание, которое сливается с окружающим жилым районом и завершает уличный фронт, следуя исторической городской застройке этой области. Между двумя частями здания создается система дворов, которая создает ощущение присутствия в историческом доме Расула Гамзатова.
20 из 42
Проект: Tink Tank Tower
Проект: Tink Tank Tower
Чтобы задать новый характер не только участку, но и всему парку, расположенному в центре города, перед Тинк Тенк Башней предлагается сформировать новую общественную площадь, продолжающую и соединяющую основные оси. Так, за счет чередования дворов внутри здания и слоев прозрачности, парк проникает в пространство Тинк Тенк Башни и создаст ощущение, что это единое зеленое пространство.
21 из 42
Проект: Tink Tank Tower
Проект: Tink Tank Tower
Детский образовательный центр вынесли в «башенку» пониже, остальные функциональные зоны сосредоточили в более высоком объеме. Между ними — эксплуатируемые зеленые кровли, выход на которые есть отовсюду, даже из той части, куда можно попасть «с улицы», не имея отношения непосредственно к центру.
22 из 42
Проект: Tink Tank Tower
Проект: Tink Tank Tower
Несомненное достоинство именно башни в данном случае — возможность наблюдать с верхнего этажа (из пространства коворкинга) одновременно море и горы: несмотря на их близкое расположение к городу, из редкой точки открываются сразу два вида. Еще один «объект созерцания», для которого Тинк Тенк Башня предлагает смотровую площадку, — дом Расула Гамзатова, культового поэта. Это не только примечательная постройка сама по себе, но и — потенциально — дом-музей и новый общественный центр города.
23 из 42
Проект: Tink Tank Tower
Проект: Tink Tank Tower
Дворы внутри здания обладают более интимной и домашнюю атмосферой и служат местом встречи и общения. Одновременно с этим — через раскрытие стеклянных перегородок — внутри может создаваться полуоткрытое пространство для различных мероприятий. Открытость, гибкость и мультифункциональность, соответствующая различным потребностям посетителей, — ключевые характеристики этого проекта.
24 из 42
Проект: Оранжерея
Проект: Оранжерея
Авторы: Эдуардо Манчини (Италия), Наталья Бавыкина, Анастасия Тер-Саакова, Арсен Ахмедханов (Россия)
Тьютор: Наринэ Тютчева, Петр Попов
Общая площадь: 2741 кв. м
25 из 42
Проект: Оранжерея
Проект: Оранжерея
Это один из самых концептуальных и ярких проектов, реализующий идею оранжереи как высокотехнологичного футляра, внутри которого в бережных и комфортных условиях появляются ростки новой культуры — как растительной так и интеллектуальной. Прозрачный, невесомый, ажурный объем станет фоном для уже сложившейся застройки и одновременно новым архитектурным акцентом.
26 из 42
Проект: Оранжерея
Проект: Оранжерея
Современная трактовка древних дагестанских традиций легла в основу формирования внутреннего пространства. Живописное разнообразие, чередование открытых и закрытых, общественных и более приватных пространств сочетаются с четкой и простой системой открытых лестниц, соединяющих последовательно все этажи. Как и в древности, лестницы становятся дополнительным общественным пространством для неформального общения учеников и учителей.
27 из 42
Проект: Оранжерея
Проект: Оранжерея
Ключевым пространством здания становится трансформируемый конференц-зал, оснащенный системой подъемных плунжеров, формирующих различные сценарии использования пространства. Зал находится на первом этаже, примыкая и к общественной входной зоне и к зоне офиса «ПЕРИ-инновации». На втором уровне находятся детские студии и коворкинг, имеющие дополнительный вход с улицы благодаря устройству пандусов вдоль здания. На третьем этаже находятся резиденции и лаборатории. Наверху, под стеклянной крышей, — библиотека и молельная комната.
28 из 42
Проект: Оранжерея
Проект: Оранжерея
Образ оранжереи для культивации ростков культуры и знаний завершает самая настоящая растительность. Внутри будущего здания круглый год будет поддерживаться комфортный климат благодаря системе «двойной фасад», где между слоями остекления организована высокотехнологичная оранжерея для зелени, выращиваемой по системе гидропоники. Датчики температуры, влажности, освещенности помещения приводят в действие автоматическую систему открывания фасадных фрамуг. Самоочищающиеся стекла внутри и снаружи обеспечивают визуальную связь внутреннего и внешнего пространства. А в ночное время оранжерея подсвечивается, подобно китайскому фонарю.
29 из 42
Проект: Оранжерея
Проект: Оранжерея
Из недостатков проекта, как и в случае с «Интеллектуальным облаком», отмечается формирование сквозных проходов от улицы к парку — это как раз то самое направление, в котором обычно дует ветер, поэтому велик риск возникновения эффекта аэродинамической трубы.
30 из 42
Проект: «Перибокс»
Проект: «Перибокс»
Авторы: Дарья Зайцева, Ксения Зверева, Розита Каширцева, Олег Сазонов (Россия)
Тьютор: Хироки Мацура
31 из 42
Проект: «Перибокс»
Проект: «Перибокс»
Команда, преимущественно состоящая из студентов школы МАРШ, — та самая, которая решила обратиться к метафоре сказки. Сказка нацелена на обучение ребенка правилам и целям жизни, сказка способна объединить разные поколения. В дагестанских сказках распространены различные формы магических воздействий — например, переход из одного мира в другой. А из трудных ситуаций главный герой зачастую выходит при помощи смекалки.
32 из 42
Проект: «Перибокс»
Проект: «Перибокс»
«ПЕРИ-Инновации» у многих ассоциируются с робототехникой, но давайте на секунду представим, что будущее — это что-то очень светлое и волшебное, чего мы не видели. В «Маленьком принце» Сент-Экзюпери ребенку дарят коробочку со словами, что в той коробочке будет именно тот барашек, который ему нужен. Так размышления привели авторов к простой форме прямоугольника — той самой коробочки, которая проста снаружи, но совсем не проста внутри.
33 из 42
Проект: «Перибокс»
Проект: «Перибокс»
«Она плавно соединяет зеленый парк и бетонную улицу, досуг и работу, настоящее и будущее, — говорят авторы. — И не только предлагает многофункциональную образовательную программу, но и места для уединения. Эту коробочку вы сможете разглядеть, только подойдя к ней, но всегда увидите уже издалека — благодаря символическому воздушному шару днем и световому столбу вечером, который символизирует знание и светлое будущее». Лучше всего, на самом деле, рассматривать «коробочку» сверху — тогда видна раздвижная кровля, открывающая общий внутренний двор: одновременно лекторий, городскую гостиную и театр.
34 из 42
Проект: «Перибокс»
Проект: «Перибокс»
Кроме него, в прямоугольном «ларце» есть открытая и административная части. Общий внутренний двор и галерея — пространства образования и объединения. Под многофункциональным залом скрываются технические структуры. Один из залов может трансформироваться за счет опускания витражей.
35 из 42
Проект: «Перибокс»
Проект: «Перибокс»
Гибкие пространства символизируют объединение поколений. Есть и «материальный» объединяющий элемент — сейсмоустойчивая металлическая рама: она соединяет внутренние пространства и становится не только основой, но и образной составляющей проекта. Кроме того, на нее «нанизаны» разного рода «волшебные» устойчивые технологии: защита от солнца, естественная вентиляция, тепловая трубка, сбор и фильтрация дождевой воды.
36 из 42
Проект: «Зеленый портал»
Проект: «Зеленый портал»
Авторы: Дарья Ожиганова (Украина), Дарья Прима (Белоруссия), Марат Невлютов, Руслан Гусейнов (Россия)
Тьютор: Наринэ Тютчева, Петр Попов
Общая площадь: 2650 кв. м
37 из 42
Проект: «Зеленый портал»
Проект: «Зеленый портал»
Главной идеей проекта является создание портала. Это понятие имеет несколько значений: главный вход в пространство, разрыв в пространстве-времени, связь между временами. Так или иначе, портал соединяет разорванные времена и пространства, открывает вход из одного в другое. Портал — связь между парком и городом, публичной и приватной жизнью, старой и новой Махачкалой. Здание нового образовательного центра должно стать соединяющим звеном, шагом в некоторое потенциальное будущее, которое еще не случилось.
38 из 42
Проект: «Зеленый портал»
Проект: «Зеленый портал»
Конфигурация здания представляет собой два разнонаправленных блока, связанных переходом. В первом блоке, который обращен к парку, размещены функции конференц-зала, коворкинга, выставочного зала. Во втором блоке — офисы резидентов, детский образовательный центр и квартиры для гостей. Посетитель из публичного парка попадает сначала в общественное пространство первого блока, далее через выставочный зал проходит во двор, где обнаружит много зелени и вид на дом Расула Гамзатова.
39 из 42
Проект: «Зеленый портал»
Проект: «Зеленый портал»
Двор — особое пространство. Являясь непосредственно продолжением парка, он создает совершенно иное настроение. Из него посетитель может попасть в здание «ПЕРИ-Инновации» и детский образовательный центр. Таким образом, по мере перемещения происходит градация от открытости и публичности к приватности и уединенности.
40 из 42
Проект: «Зеленый портал»
Проект: «Зеленый портал»
Современное образование более не является строгой дисциплинарной практикой, осуществляемой в закрытых пространствах классов и аудиторий. Ему свойственны открытость, свобода, игровой и междисциплинарный подход. Поэтому пространство центра не имеет строгой функциональной дифференциации, оно скорее разделено по типу образовательной активности. А так как современное образование стремится заполнить все сферы нашего существования, то оно оказывается не просто фрагментом нашей жизни, но формой «проживания в мире».
41 из 42
Проект: «Зеленый портал»
Проект: «Зеленый портал»
На третьем этаже организован конференц-зал, подвешенный на раме, хостел и выход на озелененную крышу, на втором этаже — открытый коворкинг, который связан с детским центром, галереей и лабораторией. Первый этаж визуально полностью проницаем — со стороны парка устроено кафе. А с улицы Абубакарова, напротив, сделана небольшая «буферная» интимная зона — создан фасад, за которым прячется зеленая площадка для детей и сотрудников офисов.
42 из 42
1 / 42

Увеличить
Проект-победитель: PIC
Авторы: Анна Петрова (Россия), Патрисия Урлан (Румыния), Джеффри Стивенс (США)
Тьютор: Хироки Мацуро
Общая площадь 1935 кв. м
© МАРШ-лаб

Формула «Периметра»: итоги воркшопа в Махачкале

Инновационному центру — инновационный подход к проектированию

Параллель со сказкой неслучайна — их в Махачкале любят и умеют рассказывать. О важном месте этой традиции в культуре Дагестана свидетельствует хотя бы тот факт, что многие здешние постройки — явные попытки их владельцев построить себе собственные «сказочные» замки и дворцы. Метафора сказки легла в основу и одного из проектов прошедшего архитектурного воркшопа — свою презентацию его авторы завершили фразой «Мы верим, что „Периметр“ станет настоящей сказкой для этого города».

О том, какое магическое действие способен произвести воркшоп сам по себе, мы уже писали в отдельном репортаже. По признанию Полины Филипповой — исполнительного директора фонда «ПЕРИ», — этот эффект стал для нее самой большой неожиданностью во всей затее. Однако нельзя недооценивать значение события и для практики архитектурных конкурсов в целом: до этого момента и в России, и в мире воркшоп и конкурс совмещали редко. Вот так, чтобы за 10 дней в интерактивном режиме, в процессе наделяя участников недостающими знаниями и навыками, подвести их к разработке конкуренто- и жизнеспособных проектов для решения не абстрактной, а совершенно конкретной задачи «с привязкой» к участку. И сразу — защита, представление жюри, неделя на голосование и подведение итогов — и вот уже ведутся разговоры про заключение контракта на авторский надзор. Так что пока молодые архитекторы учились проводить полевые исследования и рисовать функциональные схемы, организаторы воркшопа преследовали собственные амбициозные цели, и их усилия не остались незамеченными.

Махачкала

«Прошедший воркшоп — это очень смелый и интересный подход к разработке проекта, — прокомментировала результаты мероприятия глава норвежского архитектурного бюро 70° N Arkitekturas и член жюри Магдалена Хаггард. — Такая форма проектирования дает возможность обеспечить синергию между заказчиком, организаторами, тьюторами и участниками, позволяет добиться взаимопонимания и значительно расширить возможности».

Состав жюри заслуживает отдельного упоминания: помимо ожидаемых персонажей — таких, как представители организаторов, то есть фонда «ПЕРИ» и московской архитектурной школы МАРШ, — в него вошли деятели образовательной и культурной сферы, главный архитектор Махачкалы Магомедрасул Гитинов, а также члены целого ряда иностранных архитектурных бюро — в частности, Snøhetta и Skene Catling de la Peña (последние — авторы лучшего дома Великобритании 2015 по версии RIBA). «Мы собрали жюри, которое нельзя подкупить», — гордо отмечали организаторы воркшопа. Каждый голосующий составлял личный рейтинг, и хотя доподлинно известно, что мнения о проектах сильно разнились, лидер в общем зачете опредился однозначно.

«Мы точно знали, чего хотим»

Это слова директора фонда «ПЕРИ» — очевидно, единодушие в определении победителя объясняется тем, что выбранный проект наиболее соответствовал ожиданиям и довольно четкому техническому заданию, к которому некоторые участники, кстати сказать, отнеслись достаточно вольно.

Например, в ТЗ значилось, что общая площадь образовательного центра должна быть около 2000 кв.м, причем для практически каждого помещения был указан свой метраж. Однако в концепциях эта цифра сильно варьировалась — где-то получалось чуть-меньше, где-то, наоборот, значительно больше. Хотя в каждом конкретном случае авторы объясняли, почему, по их мнению, полученная площадь оптимальна. Например, в победившем проекте этот параметр равен 1935 кв. м.

Авторы: Анна Петрова (Россия), Патрисия Урлан (Румыния), Джеффри Стивенс (США)

В общих же чертах задание звучало так: создать удобную и функциональную образовательную среду для уже действующего бизнес-инкубатора «ПЕРИ Инновации», школы социального проектирования, лаборатории робототехники и центра поддержки одаренной молодежи. Предполагались пространства для детей и для взрослых, конференц-зал и коворкинг, лаборатории и офисы для сотрудников, а также жилая зона — мини-хостел при бизнес-инкубаторе и квартиры для гостей — приглашенных лекторов.

Кроме того, здание образовательно-культурного центра должно организовывать пространство вокруг себя и создавать зоны для культурных активностей на открытом воздухе. Тем более, что вытянутой формы участок проектирования 25×70 м находится между парком в центре Махачкалы и тихой улицей Абубакарова с малоэтажной жилой застройкой. Улицу и парк предлагалось связать между собой — например, системой внутренних дворов: это характерная особенность культуры Дагастана.

«Традиционные элементы не должны копироваться буквально, но в архитектуре здания желательно учесть богатое культурное наследие региона», — гласило техническое задание. Вместе с тем, организаторы ждали яркой, современной, знаковой и иконической архитектуры, соответствующей статусу инновационного образовательного центра. Как сказал научный руководитель воркшопа Ярослав Ковальчук: «Периметр — это новый центр знаний. Фонд „Пери“ распространяет знания и новые технологии, и это должно найти отражение в архитектуре. То есть архитектура должна впитать в себя изменения в мире и рассказать об этом людям».

«Хаотичный организм, которому не хватает организации»

При взгляде на достаточно неудобных габаритов участок и очень плотную функциональную программу, закладываемую в будущее здание центра «Периметр», казалось, что многие проекты окажутся похожи — особенно, если будут учитывать «местные архитектурные традиции». Но на поверку общего у всех восьми концепций немного. Прежде всего — логичность и взвешенность каждого решения в соответствии с проведенными разносторонними исследованиями.

Исследованиям 30 участников и 4 тьютора воркшопа (Ярослав Ковальчук, Наринэ Тютчева, Петр Попов, Хироки Мацуро) посвятили первые три дня из десяти. Исследований было тоже три: «Люди и сообщества», «Образование» и «Город и архитектура». Глубина этих изысканий, публично обсужденных вместе с экспертами из горожан-махачкалинцев, стала еще одним приятным сюрпризом воркшопа. Например, анализу подвергся не просто местный контекст, но и сама типология образовательного учреждения в процессе ее эволюции. А советы по поводу того, как сделать центр более комфортным для машин и пешеходов, наверняка смогут пригодиться городу в будущем.

Авторы: Анна Петрова (Россия), Патрисия Урлан (Румыния), Джеффри Стивенс (США)

Второй момент — яркая эмоциональная окраска каждого проекта. Каждая команда из 3-4 человек, в пяти из которых были махачкалинские архитекторы, особенно точно чувствующие местную среду (этот ход тоже придумали организаторы воркшопа), нашли свою метафору, свою отправную точку, от которой потом раскручивали свои идеи. Члену жюри Патимат Гамзатовой — по совместительству жительницы соседнего с будущим центром дома, шедевра местной архитектуры в стиле позднего брутализма (автор — архитектор Абдулла Ахмедов), — понравилось сравнение Махачкалы с порталом. Для кого-то город символизирует переходную зону от умиротворения к эмоциям, для кого-то это «хаотичный организм», а для кого-то, как говорилась в начале, — аллегория сказки.

Возвращаясь к победившему проекту — его можно назвать, пожалуй, наиболее простым. И «простой» здесь следует понимать исключительно как достоинство: «Это тонкий, сдержанный и простой дизайн, который в тоже время сильно и мощно отражает новую эпоху, приходящую в Махачкалу, — прокомментировал победу проекта PIC своих подопечных Анны Петровой, Джеффри Стивенса и Патрисии Урлан тьютор и архитектор Хироки Мацуро. — Этот проект — прекрасный пример простого жеста, достигающего максимального эффекта».

Теперь ребятам предстоит внести коррективы, поступившие в процессе голосования и обсуждения с эскпертами, затем фонд «ПЕРИ» планирует подписать с ними соглашение об авторском сопровождении. После этого — не без содействия «МАРШ лаб» — будет найдено опытные бюро, которое, совместно с авторами проекта, подготовит для него рабочую документацию. Строительство хотят начать уже этим летом, а завершить — в конце 2017 года: недаром слоган благотворительного фонда, который финансирует строительство «Периметра», звучит как «ПЕРИ и ДЕЛАЙ».

К благополучно завершившемуся воркшопу эта фраза тоже отлично бы подошла. Как и к каждой придуманной участниками концепции — ведь буквально любая из них достойна реализации, основные идеи — как минимум. Остается только слегка расширить лозунг и продолжить многообещающую игру слов: «МАРШ, ПЕРИ И ДЕЛАЙ»!

Подробности всех проектов ищите в галерее в начале статьи.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще