Философия Во Тронг Нгиа. Какая архитектура получается у бюро, где все медитируют

Познакомьтесь с незаурядным вьетнамским архитектором, который использует для проектирования зданий природу и медитацию.

Философия Во Тронг Нгиа. Какая архитектура получается у бюро, где все медитируют

Во Тронг Нгиа заявляет о себе как о «самом плодовитом архитекторе Вьетнама». За 11 лет работы его бюро получило массу наград, а в этом году номинировано сразу на 4 премии WAF.

Каждый рабочий день в офисе Vo Trong Nghia Architects начинается и завершается одним и тем же ритуалом. С 7:30 до 8:30 и с 17:00 до 18:00 все сотрудники погружаются в медитацию. Это неотъемлемая часть их работы. Помимо регулярных духовных практик они обязаны каждый год проходить 10-дневный медитационный спецкурс, в течение которого не пользуются техникой и освобождают разум от лишней информации.

«Обычно люди сохраняют концентрацию 3-5 секунд, а потом их мозг отвлекается на что-нибудь другое. Если вы медитируете, то можете фокусироваться гораздо дольше», — объясняет Во Тронг Нгиа в интервью. Но польза от медитации не ограничивается очищением ума. По мнению архитектора, она удерживает от соблазнов, помогает избегать невежества, а главное, сближает всех представителей Homo sapiens с их естественной средой обитания — природой.

Именно природа является главным вдохновителем и мерилом качества в работе Vo Trong Nghia Architects. Бюро очень серьезно подходит к экологической стороне проектов, стремится уменьшить углеродный след и при любой возможности использует возобновляемые материалы, одним из которых является бамбук. Во Тронг Нгиа называет его сталью XXI века и даже приобрел небольшой завод по обработке бамбуковых стеблей.

Первую известность ему принесло здание, которое целиком состоит из бамбука. Это бар Wind and Water в форме купола. Его построили с помощью гнутых бамбуковых стеблей, обвязанных веревками. Чтобы придать растениям жесткость, их сначала замачивали, а затем обжигали. В бюро утверждают, что в процессе обработки не применяли химических технологий и результат получен исключительно естественным путем.

Бар Wind and Water построен «без единого гвоздя» и держит вес только за счет обвязанных бамбуковых стеблей

Несмотря на кажущуюся хрупкость и недолговечность, простоит не менее 20 лет; во всяком случае, так говорит Во Тронг Нгиа. Затем постройку без особых проблем можно будет утилизировать.

В Wind and Water воплотился еще один конек вьетнамского архитектора — естественная вентиляция, ставшая темой его диплома в Токийском университете. Циркуляцию воздуха и охлаждение обеспечивает озеро, на берегу которого построен бар. Для дополнительного кондиционирования в потолке прорезано большое отверстие.

Во Тронг НгиаРаскрыть детали на весь экран

После этой бамбуковой постройки были и другие: индокитайское кафе в Контуме, потолок фабрики в Сайгоне, проект для павильона Экспо в Милане. В результате Во Тронг Нгиа прослыл «пионером бамбуковой архитектуры». И это действительно очень экологичные здания, но они подходят далеко не для всех климатических поясов.

Совсем другое дело — недавние проекты. Благодаря ним Во Тронг Нгиа зарекомендовал себя как архитектор, который при любом удобном случае делает флору естественной частью зданий. В них даже не всегда понятно, что главнее — растения или архитектура.

Один из его жилых домов в Сайгоне больше похоже на гигантские кадки с растениями, чем на постройку для человека. Все крыши заняты баньянами. Никакого насилия по отношению к природе — у этих деревьев много воздушных корней, и они вполне сносно чувствуют себя в тесных «горшках». Их ветви выступают как естественная преграда для яркого солнечного света, так что в жаркие дни у жильцов дома появляется дополнительный бонус.

House for Trees. Деревья высажены в полутораметровый слой земли. Такая глубина необходима для сохранения воды в корнях.

Красивое и удобное здание — это далеко не единственная задача Во Тронг Нгиа. В его бюро архитектуру используют как инструмент для улучшения общества. Каждая постройка нацелена на то, чтобы вернуть связь с природой, которую во Вьетнаме начали терять из-за стремительной и непродуманной урбанизации последних десятилетий.

Детский сад для 500 воспитанников не стал исключением — дети постоянно находятся в окружении зелени и учатся выращивать овощи. Прямо на крыше разбиты мини-огороды. Здание представляет собой закрученную ленту, внутри которой три внутренних замкнутых двора, где дети могут безопасно играть. Особую ценность этому саду придает тот факт, что выстроен он среди фабрик и заводов, в промышленном районе Донгная; воспитанники — дети рабочих, трудящихся на обувной фабрике неподалеку. Об этом и других подобных проектах для детей мы писали в материале «Два детских сада и школа, где детям разрешают бегать по крыше».

В зданиях, подобных саду Донгная, детям не нужен жесткий контроль — благодаря замкнутой форме они могут свободно играть во внутренних дворах и на крыше

Еще одна незаурядная работа Vo Trong Nghia Architect — проект «зеленой реновации». Архитекторам понадобилось реанимировать ветхое здание в центре Ханоя. Они не стали заигрывать с формами, а внесли вклад в озеленение города — подарили ему дом-дерево, который одинаково приятен и для тех, кто в нем живет, и для случайных прохожих.

Если не присматриваться специально, то этот дом едва ли можно заметить в городском ландшафте. Фасад целиком скрыт за стальными оцинкованными прутьями, по которым вьются растения. Флора выполняет здесь массу функций: обеспечивает естественную защиту от солнца, сохраняет приватность жителей, декорирует здание и повышает его экологичность.

«Зеленая реновация» от Vo Trong Nghia Architects

Сейчас студия продолжает экспериментировать с фасадами. В проекте шоурума Panasonic в Ханое использовали перфорированную терракоту, «одев» здание в узорчатую решетку. Днем такой дом хорошо защищен от солнца, а вечером он превращается в огромный уличный фонарь. При этом экологичность подобной отделки находится на очень высоком уровне — терракота считается одним из самых древних и безопасных строительных материалов в мире.

«Зеленый» не по цвету, но по сущности фасад шоурума Panasonic из терракоты — одного из самых экологичных и древних материалов в мире

Во Тронг Нгиа говорит, что очень скоро — в течение пары лет, — «зеленая архитектура» перестанет быть блажью. Капитализм в нынешнем виде подразумевает, что девелоперам для получения прибыли постоянно нужно строить дома, а значит, уничтожать окружающую природу. Но есть и хорошие новости: клиенты архитектурных бюро все чаще просят увеличить зеленые пространства и начинают более разумно относиться к расходу энергии и материалов. Возможно, за проектами, подобными Vo Trong Nghia Architects, действительно стоит будущее. И в этом случае архитекторам уже сейчас стоит задуматься о работе с зелеными пространствами, иначе они потеряют своих клиентов.

«Пришло время признать, что теперь „архитектура“ означает „зелёная архитектура“, а зелёная архитектура — это образ жизни».

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще