Феномен Киберотопии: работы Егора Орлова

Егора Орлова по праву можно считать самым известным молодым архитектором России. Позиционируя себя в качестве «спекулирующего архитектора и концептуалиста, работающего на грани дизайна, фикции и футурологии», за несколько лет Егор благодаря своим футуристическим идеям смог громко заявить о себе как в российском, так и мировом архитектурном сообществе. archspeech подробнее расспросил архитектора о карьерном пути и последних проектах.

Феномен Киберотопии: работы Егора Орлова

Архитектор Егор Орлов получил образование в Казанском архитектурно-строительном университете (КГАСУ), где по его словам он научился прежде всего «моделировать программу города, рассматривать мегаполис, как живой организм, находящийся в постоянных изменениях, взаимодействиях с его составными элементами». Именно изучение городов и их будущего принесло автору первую славу.

Дипломный проект и одновременно «манифест, сформировавшийся в течении 6 лет обучения», собрал множество наград и призовых мест — в том числе в таких всемирно известных конкурсах, как eVolo и ISARCH. Сложное название «Киберотопия. Будущее архитектурного пространства. Смерть аналоговых городов» скрывает под собой наиболее вероятную, по мнению автора, конструкцию города будущего, который рассматривается как система живого организма.

Киберотопия. Будущее архитектурного пространства. Смерть аналоговых городов

Логичным продолжением экспериментов стало поступление на «Стрелку», тем более что пятый юбилейный выпуск института был посвящен «Большому будущему», а конкретнее — исследованию и визуализации трендов, которые радикально изменят мир в ближайшее столетие. Итогом работы стала карта будущей России, поделенная на 11 частей — 11 исследований, каждым из которых занималась отдельная группа. Егор Орлов вместе с Варварой Назаровой и Томасом Кларком исследовал тему «Биология без границ: революция тела и природы».

И если благодаря победам в конкурсах имя Егора Орлова было на виду у мирового сообщества, то «Стрелка» помогла переоткрыть его для российской публики. Так, на последнем «Зодчестве» архитектору доверили оформление центрального панно при входе. После были персональные лекции на разных площадках, участие в нарисованном журнале FUTURA, а буквально перед публикацией этого материала Егор был принят в Союз Архитекторов России.

Вместо дальнейшего перечисления заслуг можно просто сказать, что лучшей иллюстрации для нашего материала про 9 стратегий по продвижению, чем деятельность Егора Орлова, найти сложно. Даже профиль архитектора в соцсетях больше напоминает полноценный журнал, посвященный новым технологиям. Как рассказал нам автор, свое будущее он связывает с исследовательской деятельностью, но «с огромным интересом взялся бы и за городские проекты по реорганизации проблемных территорий, в которых можно апробировать свои идеи и концепции».

Чтобы составить представление о том, чего можно ждать от архитектора Орлова в дальнейшем, мы попросили самого автора рассказать о пяти его проектах.

Киберотопия. Будущее архитектурного пространства. Смерть аналоговых городовКиберландшафты. Дорожки из хлебных крошек

Киберотопия. Будущее архитектурного пространства. Смерть аналоговых городов
Дипломный проект. КГАСУ. Руководители: Ильнар Ахтямов и Резеда Ахтямова

«Киберотопия» — это наиболее вероятная конструкция города будущего. Я полагаю, что стоит рассмотреть мегаполис как систему живого организма. Систему, которая работает по принципам существующего — или же, возможно, не существующего, фантасмагорического — создания. 8 кровеносных систем, 5 сердец и 10 репродуктивных органов. Структура такого мегаполиса завтрашнего дня требует разработки нового понятийного языка, способного его описать. Поэтому была сформирована картотека пространственных элементов города, принципы его организации и функционирования.

Киберотопия. Будущее архитектурного пространства. Смерть аналоговых городовЭкспериментально-архитектурные апробацииКиберотопия. Будущее архитектурного пространства. Смерть аналоговых городовМодель потенциальных трансформаций жилого комплекса

Города обслуживаются их временными, «закупаемыми-докупаемыми» горожанами. Каждый город обязан привлекать в себя все новые и новые потоки временных жителей, иначе он просто будет «снят с рейса». Тут горожане мегаполиса полностью обновляются и взаимозаменяются. Они ещё не успели обзавестись семьями, не обременили себя соседскими взаимоотношениями, как города уже начинают полностью обновлять свое население, неумолимо следуя четкому расписанию.

Обновление населения происходит через определенные временные промежутки: каждую минуту, час, день или же месяц. Города оторвались от земли, а их горожане не имеют более своего постоянного места жительства. Все они живут на борту мегаполисов, меняя населенные пункты для своего временного проживания по нескольку раз за день. Особый сорт отношений рождается на таких скоростных площадках города, горожане которого меняются ежесекундно. Население является ресурсом этого города, составным элементом, плазмой его непостоянного организма.

Киберотопия. Будущее архитектурного пространства. Смерть аналоговых городовКиберотопия. Будущее архитектурного пространства. Смерть аналоговых городов

 

Биология без границ: революция тела и природы Торгово-оздоровительный шоппинг-молл

Биология без границ: революция тела и природы
Дипломный проект. Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Руководитель: Даша Парамонова

По всему миру системам здравоохранения все сложнее справляться с растущим числом хронических заболеваний, и биотехнологии могут изменить ситуацию в лучшую сторону. Более эффективные и дешевые биотехнологические лекарства узкого, направленного действия к 2020 году составят примерно половину рынка фармацевтики, а специальные нательные устройства помогут с ранней диагностикой. С одной стороны, это сделает медицину в первую очередь наукой о данных, а с другой — фундаментально изменит отношение общества к людям с ограниченными возможностями или физическими недостатками.

Рано или поздно здоровье должно подчиниться правилам рынка, тогда закон спроса и предложения выведет эффективную «технологически усовершенствованную биологию» на первое место. Торгово-развлекательные центры, символы культуры и досуга первых десятилетий XXI века, быстро подстроятся под новый вектор — здоровье — и предложат совершенно новый набор товаров и услуг.

Биология без границ: революция тела и природы Биология без границ: революция тела и природы

Картина будущего может выглядеть так: к 2065 году торгово-оздоровительные центры (ТОЦ), возникшие в результате государственно-частного партнерства, стали основой российской системы здравоохранения. Вот одна из его посетительниц — Виктория — пожилая, но прекрасно выглядящая дама, больная раком, однако не страдающая от него. Благодаря индивидуальному плану лечения и модифицированным продуктам, рак практически не влияет на качество жизни женщины. На руке Виктории татуировка — вживленный датчик, следящий за ее состоянием; когда приходит время процедур, рисунок начинает светиться.

Для подтверждения покупки медицински модифицированных овощей в гастрономе, предложенных тем же датчиком здоровья, необходимо пройти распознавание генома — это не сложнее, чем оставить отпечаток пальца. Визит в ТОЦ — еще и своего рода светский выход, возможность показать себя и свое прекрасное биотехнологическое тело (протезированная голень Виктории — настоящее произведение искусства, впервые продемонстрированное публике на открытии Дополненных Олимпийских игр в 2064 году).

Биология без границ: революция тела и природы Биология без границ: революция тела и природы Один день из жизни Виктории, 73 года

 

Центральное Панно на «Зодчестве-2015»Открыть в высоком разрешении

Центральное Панно на «Зодчестве-2015»

Фестиваль «Зодчество-2015» проходил под девизом «Новые индустрии. Позитивные практики развития городов», и Егор Орлов представил свое видение ландшафта будущего в виде масштабного панно, размещенного при входе. Во время онлайн-трансляции с фестиваля, где мы записали более 20 разоговоров с ведущими российскими архитекторами, нам удалось пообщаться с Егором, который от первого лица подробнее рассказал о проекте.

Футуристическая модель города содержит более 70-ти типологий и площадок будущего, разработанных под новые требования времени. Среди них, например, есть ландшафтная жвачка, которая помогает разбирать проблемные программные места. Она постепенно впитывает в себя ресурсы и разлагается, затем ее первый слой отрывается и активируется второй. На рынке-скамейке длинною в километр незаметно появляются торговцы и так же незаметно исчезают. И никто не знает, где она начинается и где заканчивается.

Также предусмотрены стабилизирующие сетки, ресурсосберегающие элементы, бассейн влюбленных и парк-помойка, которые во время весеннего паводка превращаются в лечебные бионические бани города. Полный список типологий можно посмотреть здесь.

Центральное Панно на «Зодчестве-2015»Центральное Панно на «Зодчестве-2015»Центральное Панно на «Зодчестве-2015»

 

Играющий город. Информационный бриколлаж

Играющий город. Онлайновая органика архитектуры. Информационный бриколлаж

Играющий город разбит вдребезги. Все больше элементов города обзаводятся разбросанными или произведенными тут и там копиями, наделяемые огромным количеством стратегических преимуществ — вспомогательными сериями мегаполисов, так и не сформировавшимися реальностями, их ненужными паттернами. Информационный бриколлаж, собранный за секунды, формирует играющие города, рождая новую конфигурацию ландшафта.

Играющий город. Информационный бриколлажОткрыть в высоком разрешении

Играющий город. Информационный бриколлаж

Играющий город всегда застает врасплох. Здесь разрушено пространство здравого смысла, что рождает огромную палитру для моделирования альтернативных программ, живую лабораторию играющего города. Играющий город смонтирован. Его сюжет нелинеен и формируется из обрывков — трансляций и прямых включений из ниоткуда и в никуда. Его элементы во время транспортировки режутся, жуются, «бьются», а при доставке подвергаются хаотичному, «неверному» прочтению — потреблению. Информационный бриколлаж — новая форма сборки, монтажа играющего города. Срок годности его закупаемых элементов и производимых «продуктов», который нужно смотреть на этикетках, чтобы не употребить скоропортящийся и не внушающий доверия товар играющего города, достигает одного дня, а порой и часа.

Играющий город — это медийная магистраль. Линейный город Леонидова XXI века. Для того, чтобы присутствовать в нем, нужно находиться в «динамике» потоков, одновременно в разных местах и двигаться в разных направлениях, только таким образом обеспечивая себе своего рода «медийную статику», процесс нахождения в городе или, иными словами, единственный способ его потребления. Куски города собираются ежесекундно, порой подпольно, в разных локациях мира, а затем перевозятся в указанное место, в ряде своих случаях контрабандно, для заказанной заранее сборки играющего города.

Играющий город. Информационный бриколлажИграющий город. Информационный бриколлаж

Играющий город. Информационный бриколлаж

Городской театр

Сегодня при необходимости экспонирования новых элементов города необходима разработка и иных форматов для их демонстрации, под которые не подходят статичные пространства театров. Жизнь на грани театрализованного риска становится новым развлечением в жизни горожан.

Верхняя поверхность театра имеет кольцо внешних трибун по всему своему периметру, а в ее сердцевине расположена внутренняя трибуна-аудитория, моделирующая локальные постановки. Трибуна-аудитория представляет собой мобильную сцену, которая может перемещаться по радиусу круга верхней поверхности театра, пристыковываясь к оконной раме-панно. Сама верхняя поверхность театра, помимо вариаций с внутренней трибуной-аудиторией, запрограммирована еще на ряд трансформаций. Здесь проходят скачки и манифестации, городские забеги и заплывы спортсменов, как только верхняя поверхность заполняется водой, оставляя незатопленными только внешние трибуны, окрамляющие пространство.

Играющий город. Информационный бриколлажИграющий город. Информационный бриколлаж

Также театр имеет главную театральную сцену города внутри своего объема. Эта сцена двигается сквозь него, вдоль вертикальной ординаты огромного шара. Находящийся в «витрине» шар играет роль медийного рупора. Внутри его объема расположено несколько уровней. По мере того, как сцена поднимается, пронизывая их, она активирует послойные программные комбинации. Упакованный в стеклянную упаковку шар образует искусственный ландшафт вокруг себя на нижнем уровне.

Данный ландшафт имеет волнообразную конфигурацию. Пространство нижнего уровня волны служит входным атриумом для горожан, поверхность верхнего уровня представляет из себя «серию приподнятых трибун» для наблюдения за театральными постановками, когда сама театральная площадка опущена на первый уровень шара.

Играющий город. Информационный бриколлажИграющий город. Информационный бриколлажИграющий город. Информационный бриколлажОткрыть в высоком разрешении

Играющий город. Информационный бриколлаж

РАССЫЛКА arch:speech