Есть ли жизнь после ЭКСПО: 5 «временных» павильонов, которые до сих пор с нами

Мы привыкли, что павильоны Всемирной выставки — это временные постройки, исчезающие вместе с ее завершением. Огромные деньги, ресурсы, концепции — вся любовь и забота, вложенная в эти недолговечные творения, растворяются через несколько месяцев, становясь историей. Однако некоторым «временным» павильонам была уготована другая судьба. Они остались не только в воспоминаниях, но и в реальности, став символами мест и стилей.

Есть ли жизнь после ЭКСПО: 5 «временных» павильонов, которые до сих пор с нами

Хрустальный дворец. Интерьер. Джозеф Пэкстон. 1851

«Теплица современной архитектуры»

«Хрустальный дворец» — своеобразный «отец-основатель» всей современной архитектуры. Его возвели к самой первой Всемирной выставке 1851 года в Лондоне по проекту садовника Джозефа Пэкстона. Впервые настоящее здание было построено по принципу оранжереи: огромные стекла соединялись железными и деревянными рамами, а привычной каменной стены не существовало вовсе. Сегодня таким приемом никого не удивишь: половина современных построек создана из стекла. Но в середине XIX века «Хрустальный дворец» стал настоящей революцией.

После окончания выставки его перенесли из Гайд-парка на специально приобретенный участок земли. На новом месте дворец расширили, вокруг него появился целый парк, а рядом — железнодорожная станция. В 1911 году здесь торжественно праздновали коронацию короля Георга V.

Наверняка «Хрустальный дворец» был бы одной из главных достопримечательностей Великобритании, если бы не разрушительный пожар 1936 года, уничтоживший его до основания. Впрочем, еще есть шанс, что его восстановят на прежнем месте!

Подробнее

Эйфелева башня

Опорная точка Парижа

История Эйфелевой башни известна всем. Она была создана для Всемирной выставки, проходившей в Париже в 1889 году. Инженер Гюстав Эйфель, известный строительством мостов, представил городу одно из своих творений. Впервые архитектурную и художественную ценность приобрела чисто утилитарная конструкция — опора виадука, увеличенная в несколько раз.

Споры вокруг эстетических достоинств и недостатков Эйфелевой башни велись с начала ее строительства и не утихают до сих пор. Но история доказала, что из провокации эта постройка превратилась в главный символ Парижа. Однако на пути к этому статусу башне предстояло доказать свою незаменимость. Гюстав Эйфель сначала придумал разместить на ней метеорологическую станцию, а затем радиовышку. Благодаря этому башню так ни разу и не демонтировали.

Павильон Германии. Барселона

Павильон как арт-объект

Павильон Германии для Всемирной выставки 1929 года в Барселоне проектировал гений Мис ван дер Роэ. Свои знаменитые лаконичные формы он выполнил в дорогих материалах, что придало постройке особый шик. Ее стены были сделаны из оникса, травертина и зеленого мрамора, а интерьер образовывали полупрозрачные стеклянные перегородки. Согласно замыслу, внутри не должно было быть никаких экспонатов, кроме скульптуры «Танцовщица» Георга Кольбе и мебели, ставшей настолько популярной, что ее реплики выпускаются до сих пор. Все внимание посетителей должно было сосредотачиваться на самом павильоне. Таким образом, он становился не вместилищем для выставочных объектов, а самим объектом.

После выставки постройку разобрали и отправили в Германию, где она бесследно пропала. Но ее влияние было настолько сильно, что в середине 1980-х в Барселоне создали копию. Сейчас это музей.

Подробнее

Атомиум, Брюссель

Мирный атом

В 1958 году в Брюсселе прошла первая послевоенная Всемирная выставка. Бельгия представила себя павильоном «Атомиум», воспроизводящим увеличенный в 165 миллиардов раз фрагмент кристаллической решетки железа, состоящий из 9 атомов. Автор концепции Андре Ватеркейн создал творение, символизирующее мирное использование атомной энергии. Высота постройки составляет 102 метра, а диаметр каждой из сфер — 18 метров. После завершения выставки разбирать его не стали.

Сегодня 6 из 9 сегментов доступны для посещения. В соединительных трубах находятся эскалаторы, а в средней части лифт. В сфере, расположенной выше всего, разместился ресторан и обзорная площадка. В других находятся детские комнаты и прочие объекты.

Хабитат 67, Монреаль

Недешевое «доступное жилье»

Темой Всемирной выставки 1967 года в Монреале было жилое строительство. Стремясь показать, как легко и быстро создать удобное и приятное жилье, Моше Сафди спроектировал жилой комплекс «Хабитат» (в переводе — «Среда обитания»). Он состоит из 354 кубов, поставленных друг на друга таким образом, что на верхней грани каждого из них размещается небольшой сад, принадлежащей квартире сверху. Всего квартир здесь 146. По иронии судьбы, образец дешевого строительства со временем стал памятником архитектуры, и жилье здесь стоит совсем недешево. «Хабитат» является одним из известнейших построек стиля брутализм и известной достопримечательностью Монреаля.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще