Ереван: розовый город, город мечты

Для Еревана розовый туф — такой же хрестоматийный материал, как белый камень для Москвы или гранит в Санкт-Петербурге. Для этой статьи мы отобрали несколько построек из туфа, а также другие примеры интересной ереванской архитектуры из путеводителя DOM publishers.

Ереван: розовый город, город мечты

Ереван — один из старейших городов в мире, которые дошли до нас. Датой его появления считается 782 год до нашей эры, когда царь Урарту Аргишти I основал здесь город-крепость Эребуни. От ее стен остались лишь развалины, и уже мало что напоминает о том древнем армянском городе.

Ереван не раз разрушали землетрясения, захватывали чужаки и сотрясали такие масштабные трагедии, как геноцид армян в 1915 году. После прихода советской власти город подвергся самой масштабной перестройке: в 1923 году архитектор Александр Таманян разработал новый мастер-план, и было положено начало тому Еревану, который мы знаем сейчас.

Этот новый Ереван получил название: «город мечты». На его архитектурное процветание, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в Армении тех лет, были брошены все силы. Он стал символом возрождения Армении после царского режима и геноцида и играл решающую роль в национальной самоидентификации армян.

Таманян при составлении мастер-плана ориентировался на традиции архитекторов Ренессанса, но привносил национальные архитектурные мотивы. Поэтому многие здания состоят из розового туфа — вулканической породы, которую в Армении издавна используют для отделки. Из-за этого у Еревана есть второе, не менее романтичное название — «розовый город», и многие оштукатуренные дома специально окрашивают в розовый цвет под стать другим зданиям. Мы проследили за самыми интересными постройками нового времени в одном из старейших городов мира по путеводителю DOM publishers.


Площадь Республики

Ереван И в географическом, и в архитектурном смысле площадь Республики — это самая главная часть Еревана. Здесь пересекаются центральные улицы и расположены самые важные здания: Дом правительства, МИД, Центральная почта, Музей истории Армении. Они обступают площадь со всех сторон, образуя овал. Проектируя мастер-план, Таманян выбрал эту точку в качестве «места силы» неслучайно: все общественные пространства, существовавшие доселе в Ереване, концентрировались вокруг рынков, а архитектор хотел создать открытую площадь.


Станция метро «Площадь республики»

Джим Торосян, Мкртчян Минасян, 1980

Ереван
Вход на станцию «Площадь республики» начинается с необычного горизонтального вестибюля с опущенным центром. Его обрамляет навес в форме цветка из розового туфа, отсылающий к национальным мотивам. В глубине находится фонтан, также рифмующийся с формой навеса. К сожалению, находясь рядом, невозможно оценить архитектурный ансамбль в полной мере — уж слишком размашистым он получился у архитекторов Джима Торосяна и Мкртчяна Минасяна. Лучший вид на станцию открывается с верхних этажей зданий по соседству.


Летний зал кинотеатра «Москва»


Спартак Кнтехцян, Тельман Геворкян, 1968

Ереван
Одна из самых интересных построек XX века в Ереване — летний кинотеатр «на ножках», в некоторых своих чертах отсылающий к деконструктивистской эстетике. Здание состоит из резких изогнутых линий, у него нет ни отделки, ни украшений; со стороны улицы Туманяна оно снабжено подвешенным стилобатом. Сейчас кинотеатр частично демонтирован и используется как авторемонтная мастерская.Ереван


Ереванский драматический театр им. Станиславского


Каро Алабян, Микель Мазманян, 1929

Ереван
Напротив кинотеатра «Москва» расположено еще одно примечательное современное здание из розового туфа: Ереванский драматический театр имени Станиславского. Здание создано на излете конструктивизма и отражает все популярные архитектурные черты тех лет: горизонтальная композиция, ленточные окна, простая геометрия.


Ереван Плаза


Александр Савченко, 2007

Ереван
Относительно новая архитектурная доминанта Еревана — бизнес-центр на пересечении улиц Григора Лусаворича и Аргишти. Здание спроектировано на балансе между традиционной и современной архитектурой: нижний стеклянный слой прикрыт классическим фасадом из туфа. Над центральным входом — арка с орнаментом в духе архитектора Джима Торосяна.


Центральный крытый рынок


Григор Агабабян, 1951

Ереван
Еще один архитектурный символ Еревана — рынок, внутрь которого ведет масштабная арка, заполненная орнаментом из растений и птиц. Над аркой расположены 10 арочных окон, которые ритмически совпадают с нижними частями фасада. Внутреннее пространство также состоит из арок, которые держатся без дополнительных опор. В 2013 году многие оригинальные элементы здания были утрачены в ходе реконструкции, сейчас внутри находится торговый центр.


Музей-институт Комитас


Артур Мечан, 2015

Ереван
Здание состоит из двух элементов: первая часть выдержана в традиционном сталинском стиле и относится к концу 40-х годов, вторая — современная, появилась 3 года назад. Она окружает старую постройку с трех сторон, а ее смелые, острые формы выгодно оттеняют классическую архитектуру.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще