Эксперимент: с каким портфолио точно возьмет на работу Сергей Скуратов. И еще 23 московских бюро

Перед началом нового рабочего сезона редакция arch:speech провела эксперимент, в котором мы в реальных условиях на пяти примерах проверили, каким должно быть хорошее портфолио архитектора.

Эксперимент: с каким портфолио точно возьмет на работу Сергей Скуратов. И еще 23 московских бюро

Чтобы проследить весь процесс архитектурного трудоустройства, мы воссоздали полностью реальные условия: контакты фирм брали с официальных сайтов, письма отправляли в разные дни, прикрепляли действующие телефоны авторов портфолио и отправляли их на реальные собеседования.

В результате мы получили актуальную статистику, все участники эксперимента — фидбэк от Сергея Скуратова, а бюро Skuratov Architects — нового сотрудника. Что удалось узнать, отправив 120 писем, рассказываем в трех частях: на примере статистики, в историях пяти героев и 7 советах, как собрать хорошее портфолио. 

 Общая статистика 


1. Низкая конверсия ответов

В ходе эксперимента из 24 бюро ответили хоть что-то только 10 бюро. Чаще всего или не проверяют почту, или просто игнорируют.

2. Почту проверяют в понедельник

Быстрее и чаще получают обратную связь письма, отправленные в выходные или до 10 утра в понедельник.

3. Хороший архитектор работу найдет

Знакомая фраза «у нас нет вакансий» не всегда правдива. Отдельные бюро могли написать «нет вакансий», а автора следующего портфолио позвать на собеседование.

4. Профессия все еще не женская

Девушкам отвечают в четыре раза реже, даже если это отказ. Выборка слишком мала в нашем случае, чтобы с уверенностью говорить о тенденции, но факт остается фактом.

5. Важность сопроводительного письма преувеличена

Если портфолио интересное, в бюро отвечают даже на пустые письма. Так что изливать душу в электронной переписке не обязательно.

6. Ожидание — это нормально

К просмотрам портфолио в бюро возвращаются, когда есть потребность в сотруднике. А она может появиться и через два месяца. Пока мы готовили публикацию, получили вторую волну ответов на письма.

Истории пяти героев эксперимента


С комментариями Сергея Скуратова на видео и ниже в обсуждениях


В эксперименте нам помогали пять выпускников-архитекторов — их портфолио мы рассылали в 24 бюро из списка. Когда в ходе эксперимента один из участников получил работу в Skuratov Architects, мы попросили Сергея Скуратова разобрать все портфолио. А самих авторов спросили, чем они руководствовались при составлении портфолио.

Владимир Голошубин

25 лет

Портфолио:

Раскрыть портфолио в отдельном окне (7 MB, pdf)


Сергей Скуратов:

«Я бы никогда не стал показывать такие интерьеры. Потому что у человека, который делает интерьеры в таком, скажем так, стиле „лакшери классика“, в общем-то, дурной вкус. Во-вторых, я сразу смотрю ручные подачи. Здесь рисунок очень слабый. Ну, и верстка листов, конечно, тоже очень слабенькая. И такая, очень насыщенная. Фотографию свою совсем не прислал. В общем, очень много всяких неизвестных. Ну, и вот такие вещи не люблю: „Благодарю за просмотр моего портфолио, с уважением“. Мне кажется, это все не нужно. „Спасибо“ писать не надо».

Владимир Голошубин:
«У меня было старое портфолио, которое я делал после четвертого курса, я просто его переделал. Добавил диссертацию и все. Начал с последнего проекта и вернулся к старым, самым начальным. Что нашел на компьютере, то и делал: засунул все свои студенческие проекты и магистерскую диссертацию. Я просто хотел показать какими программами умею пользоваться и на каком уровне. А то, что там недоделанные проекты, это я сам понимаю. И что они как-то не супер эстетичны. И не сильно мне самому нравятся. Но я согласовывал все с заказчиками. Чертежи, рендеры приняли, начали реализовывать. Я рассчитывал, что найдутся такие же заказчики, которые.. оплатят мне такой же интерьер.

 

Анна Самсонова

21 год

Портфолио:

Раскрыть полную версию в отдельном окне (15 MB, pdf)

Сергей Скуратов:
«Здесь в программах „Архикада“ нет, да. Если я вижу, что нет „Архикада“, я смотрю так: ну хорошо, как человека можно использовать? Допустим не „Архикад“, но может быть там есть качественная визуализация, „3Д Макс“, еще какие-то программы. Хотя проекты там очень.... ну, не очень, но в общем интересно. Да, видно, что она за границей училась, потому что в России так не умеют совсем. Но здесь критичным было отсутствие, полное отсутствие „Архикада“. В общем, когда я просто пролистал, было понятно, что с таким человеком работать будет очень тяжело, потому что она не сможет включиться в работу команды».

Анна Самсонова:
«Это был мой самый первый опыт что-то такое делать. У меня была первая работа самая сильная. Работа, которая мне кажется второй по силе, была в конце. Я где-то месяц это мучала, переставляла, смотрела референсы. Это были все портфолио большей частью американские, европейские. Не здешние, нет. Я пыталась на каждый лист ставить что-то важное. Одно. Мне кажется, что главное — чтобы не казалось, что ты прям вот пытаешься собрать сложный layout или подбираешь очень много фонтов. Минималистичный стиль более аккуратным получается».

Александр Белозерцев

27 лет

Портфолио:

Раскрыть портфолио в отдельном окне (17 MB, pdf) 

Сергей Скуратов:
«Это интересное портфолио. Во-первых, понятно, что мы будем смотреть четыре работы. Понятно, что это за работы. Текст мог бы быть ровно в два раза меньше. Рисунки хорошо сделаны, подобраны. Хорошая архитектура, хорошая графика, понятен стиль. Видно, что у парня хороший вкус, талант есть. И-и-и-и... я пролистал, дальше смотрю, собственно, что у него в резюме. „Ревит“, „Автокад“, „Скетчап“... нет „Архикада“. Блин, ну, это жалко. Потому что здесь, в общем, тропа работ показывает... во всяком случае, профессиональная самостоятельность у него есть. Вон, дом строит. Ну, передайте ему, если он готов выучить „Архикад“, то я возьму его на работу».

Александр Белозерцев:
«Портфолио, которое я отправлял, представляет собой приблизительно то портфолио, которое я отправлял в МАРШ, плюс два проекта из МАРШа. И они все-таки немножко выбиваются. Я их специально вставил в начале, поскольку считаю, что они в большей степени характеризуют если не меня в принципе, то по крайней мере то, чем я занимаюсь в последнее время. Я хотел, чтобы портфолио было в какой-то степени рассказом о себе, а не просто о том, какие стадии проектов я делал и какие чертежи. То есть сами по себе чертежи или схемы не так важны. Главное — передать, скажем так, общий порыв, в котором создается тот или иной проект».

 

Алена Каткасова

22 года

Портфолио:

Раскрыть полную версию в отдельном окне (8 MB, pdf) 

Сергей Скуратов:
«Здесь очень много вольного интеллектуального сочинительства. Она больше художник, чем архитектор. У меня было несколько таких девочек... Они получили заряд эмоциональности от преподавателей, но практических знаний нет никаких. Не могут даже скамейку сделать. У них там доска шестиметрового пролета, толщиной 10 сантиметров, на которой будут сидеть. Безопорная. Все-таки архитектура — профессия прикладная. Если бы я выбирал учеников для того, чтобы им преподавать, может эту девочку я взял бы. Но на работу... Пускай кто-нибудь с ней помучается. Лет пять».

Алена Каткасова:
«У меня портфолио из двух частей — до поступления в МАРШ какое-то было, а потом прибавилась просто часть работ, которые я делала в МАРШе. То есть я его не переверстывала особо. Я смотрела Стрелковский рассказ про портфолио, потом в МАРШе портфолио-ревю каждый год проводят. Там в принципе было сказано, что необходимо выстроить хронологический порядок. Мне нужно было хоть что-то связующее, чтобы было понятно, что происходит, что происходило. Ну, учебные проекты я вообще не вставляла. Только которые я там сама маленькие делала. Какие-то проекты, которые мне самой важны. А учебные проекты у всех одинаковые».

 

Руслан Яценко

26 лет

Портфолио:

Раскрыть полную версию в отдельном окне (5 MB, pdf) 

Сергей Скуратов:
«Мне понравилась графика. Конечно, немножко смутила фотография, но в жизни он нормальный, приятный парень. „Архикад“, тексты, графика хорошая очень, хорошие визуализации. Ну, и потом он работал в двух мастерских, в которых он мог бы получить очень большую школу.

Я смотрел, как он работает с фасадами. Я смотрел, как он работает с планами. Видно, что парень имеет абсолютно самостоятельное мышление, свой взгляд на мир. И он умный. Видно, потому что я тексты почитал несколько раз, в общем понял, что с ним можно работать. Пока я не разочаровался».

Руслан Яценко:
«У бюро Atelier Bow-Wow есть замечательная книга по графике — это Graphic Anatomy и Graphic Anatomy 2.0. Я руководствовался почти похожим форматом, и понял, что если подавать архитектурную графику, то она должна быть очень плотная, насыщенная, но тем не менее легкая и понятная. Четкость, проработка, подписи.. Только очень красивая продуманная картинка. У меня было очень много изображений, из которых можно было кучу томов составить. Но я выбрал только те, которые действительно отражают мой некий манифест к архитектурной подаче и подход к самой архитектуре».

 

Чек-лист для проверки портфолио на профпригодность

1. Умещайтесь в один файл

Если у вас резюме и портфолио сохранены отдельно, сшейте все в один документ. Чем меньше прикрепленных файлов, тем больше вероятность что письмо вообще будет просмотрено.

2. Прикрепляйте фотографию

Резюме с фотографией — это такая самопрезентация еще до собеседования, где важно посмотреть человеку в глаза. Хорошо, если на фотографии будет хорошо видно лицо, при этом она не слишком официальная.

3. Забудьте хронологию

Если в учебном портфолио порядок работ по возрастающей — это показатель профессионального роста, то для рабочего варианта важен только результат. Поэтому самые сильные проекты ставьте в начало.

4. Подружитесь с версткой

Пусть это и отдельная профессия. Но если все студенты перестанут копировать восьмиметровые подачи на лист А4, будет уже победа. В масштабе портфолио такой избыток графики просто невозможно рассмотреть.

5. Станьте немножко редактором

Пишите кратко и грамотно. На выходе хороший текст о себе — это выжимка важной и понятной информации. Поэтому отказывайтесь от штампов и высокопарных фраз. Если абстрактные бабушка или школьник поймут — получилось отлично

6. Упоминайте практический опыт

Это показатель самостоятельного профессионального мышления. Если есть опыт ведения проекта, отразите это в портфолио: вставляйте чертежи для строительства дома, интерьеров.

7. Проверьте формат портфолио

В теле письма отправляйте только пдф-файл — прикрепленный, без ссылок на облако. Потому что никто не возьмет себе в бюро человека, который даже «пдфку» не может сжать.

И ещё 3 материала по теме

10 ошибок при создании портфолио

5 базовых принципов для портфолио

Опыт МАРШа: 5 шагов в работе над портфолио

 

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще