Дипломные работы архитектурной школы МАРШ

В конце мая в Московской архитектурной школе МАРШ прошла презентация дипломов второго выпуска магистерской программы, разработанной совместно с Факультетом архитектуры и пространственного проектирования London Metropolitan University (LMU), Открывшаяся три года назад школа до сих пор притягивает пристальное внимание архитектурной общественности, задавая новые стандарты преподавания. archspeech побывал на защите проектов, чтобы выяснить, в каком направлении развивается проект.

Дипломные работы архитектурной школы МАРШ

Московская архитектурная школа МАРШ

В начале учебного года студентам был предоставлен выбор между двумя дипломными студиями. Ректор школы Евгений Асс в своей студии «Здание: ревизия» вместе с Кириллом Ассом предлагал студентам окунуться в размышления о феномене здания как такого, чтобы в итоге создать концепции своих «абсолютных» зданий. Вторая студия «Сакральное-мирское: Соловки» под руководством Наринэ Тютчевой носила более прикладной характер. Целью студии стало изучение Соловецкого архипелага, где два противоположных друг другу явления — сакральное и мирское — переплетено уже на протяжении нескольких веков. Студенты приглашались заняться изучением этого феномена и прогнозированием его.

Московская архитектурная школа МАРШ

Сделав свой выбор, студенты на протяжении двух семестров занимались исследованиями, встречались, чтобы в последних числах мая представить результаты своих трудов на финальной презентации. Защита проектов проходила в стенах школы при поддержке друзей, родственников и всех интересующихся.

Московская архитектурная школа МАРШ

В жюри помимо руководителей студии вошли как преподаватели МАРШа — Александр Бродский и Сергей Ситар, так и приглашенные критики — партнеры бюро WOWHAUS Олег Шапиро с Дмитрием Ликиным. Забегая вперед, скажем, что большинство проектов были хорошо приняты жюри и получили высокую оценку, но что самое главное, вызвали большой интерес и дискуссию, при этом зашита двух студии растянулась на два долгих дня. Для читателей archspeech мы постарались их ужать в небольшой материал, показав вам по три наиболее интересных на наш взгляд проекта из каждой студии.

Московская архитектурная школа МАРШ

Студия Евгения Асса. ЗДАНИЕ: ревизия

Студия была посвящена размышлениям о том, что такое здание. Студентам было предложено переосмыслить проблему существования здания в сегодняшнем мире и заново взглянуть на здание как исторический культурный феномен, проанализировать различные аспекты его трансформации, сегодняшнего бытования и потенциальных модификаций.

Московская архитектурная школа МАРШ

Предваряла проектирование серия упражнений, лекций и встреч для более глубокого понимания проблематики вопроса. Например, в задании «Аналитическая реконструкция» необходимо было по заданной проекции фасада восстановить целое здание путем аналитической реконструкции, не имея представлений о его расположении, контексте, материал, размер. А одной из встреч стала лаборатория со слепоглухими людьми, чья непосредственность в восприятии послужила отличной мотивацией для большего проникновения в суть архитектуры и понимания первопричин проекта.

Московская архитектурная школа МАРШ. Наталья Кузмина

Отдельное внимание было уделено изучению аспектов архитектуры здания — анатомии, пространственной типологии, контекста, формы и восприятия — на примере конкретных построек. Во время этих исследований студентами создавались макеты каждого из анализируемых объектов в масштабе 1:1000. Когда все эти 100 макетов были поставлены в ряд, оказалось, что восприятие каждого отдельного здания сильно разнилось с реальностью. Многие здания казались намного больше, чем есть на самом деле и наоборот.

В итоге отразить все изученные аспекты и проанализированные материалы студенты должны были в своем манифесте идеального здания.

Алена Захарова
Манифест чувственной архитектуры

В работе здание рассматривается как набор ощущений. По словам автора, современная архитектура нацелена и работает на внешнее восприятие, ставит эстетические принципы в центр своей идеологии. Манифест призывает к тому, чтобы проектирование стало не формированием абстрактной геометрии, а моделированием системы образов, чувств и ощущений.

В результате получился институт философии, в котором собрано разнообразие пространственных решений. И если типологически планировка здания напоминает лабиринт, то в формировании объема важную роль играет башня, которая вступает в диалог с вертикалью Спасо-Андронникова монастыря, расположенного напротив участка проектирования.

Разнообразие пространственных решений создается не только с помощью геометрической конфигурации пространств, но и различным масштабом, разнообразием способов проникновения естественного света. В здании возможно ощутить целый спектр тактильных ощущений. Поверхности стен, полов, поручней. Они различаются от гладко-глянцевых до шероховато-вспененных.

Алена Захарова. Московская архитектурная школа МАРШ

Алена Захарова. Московская архитектурная школа МАРШ

Алена Захарова. Московская архитектурная школа МАРШ

Наталья Кузьмина
По-этическая повседневность

В манифесте к проекту ставится вопрос об однообразии и ординарности существования горожанина и привнесении в жизнь новых ценностей, нового образа повседневности, наполненной событиями. Все эти идеи вылились в проектирование на Сретенке жилого кооператива, с особой программой, правилами и составом жильцов.

Строгий, намеренно единообразный внешний фасад из деревянных реек контрастирует с главным элементом — наполненным жизнью внутренним двором, в котором, «обитание из индивидуалистического конвертируется в коллективно-дружественное».

Здание рассматривается не как набор функциональных ячеек с определенным количеством комнат, а как сложное, поэтическое пространство, где каждый житель будет определять свою собственную микро-вселенную. В проекте это отразилось в создании таких типологий, как квартира писателя, врача, модельера, музыканта и т.д.

Наталья Кузьмина. Московская архитектурная школа МАРШ

Наталья Кузьмина. Московская архитектурная школа МАРШ

Наталья Кузьмина. Московская архитектурная школа МАРШ

Наталья Кузьмина. Московская архитектурная школа МАРШ

Наталья Кузьмина. Московская архитектурная школа МАРШ

Надежда Чадович
Архитектура идентичности

Идентичность в архитектуре автор описывает следующими принципами: воплощение в энергетическом и конструктивном устройстве здания естественного потенциала места, включение окружение в границы здания, создание архитектуры в месте особой силы, сохранение верности месту, создание устойчивого единства архитектуры и ландшафта, и получение уникальной формы из ассоциативного ряда, рожденного местом.

Для проверки этих принципов был выбран архипелаг Новая Земля, где проектом предполагается создание Культурно-творческой автономии (КТА). КТА, объединяющая философов и интеллектуалов разных сфер науки, призвана своей творческой деятельностью компенсировать ущерб, нанесенный проводившимися на Новой Земле ядерными испытаниями. На формирование генплана с компактным размещением жилых ячеек повлияли особенности местного климата с сильными холодными ветрами. Здания построены из местных материалов, полученных при разработке грунта под фундаменты, колония полностью энергетически автономна. Жилое пространство призвано сгладить жесткость и экстремальность Крайнего Севера, но не позволить о ней забыть. Аскетичное жилое пространство содержит минимальный набор вещей для удовлетворения необходимых потребностей: огонь в камине, стол у окна, шкаф, матрас на антресоли и кушетка для редкого гостя.

Надежда Чадович. Московская архитектурная школа МАРШ

Надежда Чадович. Московская архитектурная школа МАРШ

Надежда Чадович. Московская архитектурная школа МАРШ

Надежда Чадович. Московская архитектурная школа МАРШ

Надежда Чадович. Московская архитектурная школа МАРШ

Студия Наринэ Тютчевой. Сакральное — Мирское. Соловки

В дипломной студии Наринэ Тютчевой студентам предлагалось поразмышлять над категориями сакрального и мирского и их отражением в архитектуре на примере Соловецкого архипелага, уникального место, в котором эти два компонента сосредоточены на очень небольшой территории и постоянно пересекаются уже на протяжении нескольких веков. Проекты студии посвящены изучению этого феномена и прогнозированию будущего архипелага в рамках современных социокультурных условий.

Московская архитектурная школа МАРШ

Началась работа студии с очень нетривиальной задачи: группе было дано задание на визуализацию своего сна об архитектуре. Вот как его описывает в своем дневнике одна из студенток Полина Ненашева:

«Как это обычно бывает, именно в эти дни мне ничего не снилось. Поэтому я решила нарисовать свои старые сны, каким-либо образом связанные с архитектурой, и нарисовать их нарочито по-детски. Ведь этим снам уже несколько лет. Обсуждение выполненных макетов и рисунков было похоже на сеанс психоанализа. Нас спрашивали, какие чувства вызывают у нас эти сны, оценивали наш внутренний мир и способность „архитектурно“ визуализировать эмоции».

Московская архитектурная школа МАРШ. Екатерина Ровнова

В дальнейшем группа два раза ездила на Соловки, встречалась с жителями и работниками архипелага, уже в Москве состоялся разговор с вице-губернатором Архангельской области Романом Балашовым. Был составлен подробный каталог с описанием каждого здания на Большом Соловецком острове для оценки сохранившейся застройки. Для оценки использования территории были проанализированы наиболее характерные маршруты перемещения по поселку разных групп населения. Также были рассмотрены контекстные конфликты, в которых современная деятельность поселка накладывалась на другие культурные ландшафты: природу, исторические события, сакральные ценности, лагерное наследие.

Московская архитектурная школа МАРШ

Московская архитектурная школа МАРШ

В результате разностороннего исследования Соловков, студией была предложена общая стратегия развития поселка, при этом каждый студент разрабатывал отдельное направление. Вместе они нацелены на гармонизацию взаимоотношений всех групп местного населения и туристов как между собой так и с историческим наследием и природой.

Мария Куркова

Проекту предшествовало исследование поселка с точки зрения местных жителей, по итогам которого стало понятно, что отношения между поселком, монастырем и островом представляют собой клубок конфликтов практически во всех сферах жизни. Для решения этой проблемы было предложено создание особого общественного пространства — пространства диалога, где люди смогли бы ощутить себя частью общества, ощутить связь с окружающим миром, повысить свой культурный уровень и сообща искать решения конфликтов.

Этим пространством в проекте становится многофункциональная библиотека, которую предлагается разместить в здании бывшего овощехранилища. Эта постройка из числа заброшенных и пустующих на архипелаге имеет очень характерный образ, она буквально вросла в в землю, но именно это и придает ей выразительность. Важно также положение объекта, который находясь в буферной зоне между сакральным и мирским пространством, становится посредником между двумя мирами и населяющими их людьми.

Мария Куркова. Московская архитектурная школа МАРШМария Куркова. Московская архитектурная школа МАРШ

Мария Куркова. Московская архитектурная школа МАРШ

Мария Куркова. Московская архитектурная школа МАРШ

Мария Куркова. Московская архитектурная школа МАРШ

Полина Ненашева

В рамках стратегии «Гостеприимство» для дальнейшей разработки был выбран комплекс зданий на берегу Банного озера в северной части посёлка: баня, амбар (памятник истории) и здание кожевенного завода.

Проект предполагает восстановление действующей бани, в здании амбара возможно размещение необходимой музею-заповеднику археологической экспозиции или проведение временных выставок. Здание кожевенного завода постройки 20-х годов прошлого века после реконструкции станет гостиницей. На месте деревянного ангара в западной части участка по проекту появится универсальный зал для мероприятий, необходимый посёлку.

Полина Ненашева. Московская архитектурная школа МАРШ

Полина Ненашева. Московская архитектурная школа МАРШ

Полина Ненашева. Московская архитектурная школа МАРШ

Полина Ненашева. Московская архитектурная школа МАРШ

Полина Ненашева. Московская архитектурная школа МАРШ

Екатерина Ровнова

Новое функциональное зонирование жилой застройки позволяет найти баланс между поселком и монастырем, соблюсти равновесие между «сакральным» и «мирским», породнить жителей с местом обитания, дав им земельные участки в собственность. На мастер-план повлияли рельеф, направления превалирующих ветров, отношение участков и строений на участке к сторонам света, что позволило наиболее рационально использовать естественные условия для сохранения тепла и максимального естественного освещения жилых помещений.

Проектом предложена три типологии жилья: частный индивидуальный дом, блокированные дома и арендное жилье в многоквартирных муниципальных домах. При единой конструктивной системе разнообразие достигается за счет сочетания несущего каркаса и легко трансформируемых стен из деревянных панелей. Благодаря этому все новые дома выглядят единым ансамблем, органично произрастающем из ландшафта и окружающей соловецкой застройки, но при этом каждое отдельное здание — единственное, индивидуальное.

Екатерина Ровнова. Московская архитектурная школа МАРШ

Екатерина Ровнова. Московская архитектурная школа МАРШ

Екатерина Ровнова. Московская архитектурная школа МАРШ

Екатерина Ровнова. Московская архитектурная школа МАРШ

По словам студентов и преподавателей МАРШа итоговые проекты — лишь малая часть той работы, что была проделана за год обучения. В чем заключалась основная задача дипломных проектов, что преподаватели хотели донести до подопечных и чему научились студенты за последние два года читайте во второй части материала.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще