Wowhaus: «Мы считаем себя универсальными архитекторами»

Олег Шапиро и Дмитрий Ликин ответили на вопросы читателей archspeech и рассказали о московских «местах силы» и «слабых звеньях», почему антивандальность означает технологичность, как выглядит и где находится идеальный городской театр и в какие города России ехать в поисках архитектуры в первую очередь.

Wowhaus: «Мы считаем себя универсальными архитекторами»

Что для вас интереснее — проектировать новый объект или реконструировать существующий?

Нам интересно и то, и другое. Все зависит от конкретного объекта, заказчика, сроков реализации и, главное, от задачи, которую перед нами ставят. Мы считаем себя универсальными архитекторами, но поскольку наша работа чаще всего ведется в центре Москвы, то нередко связана с реконструкцией. Реконструкция объекта ставит архитекторов перед самими разными, часто неожиданными задачами, решать которые интереснее, чем строить что-то заново. Хорошо, когда в работе есть вызов.

Крымская набережная. WOW HAUS

В ваших проектах часто используется дерево. Какие еще материалы вам интересны?

Действительно, во многих наших проектах используется дерево. Что не означает, что это наш любимый материал. Мы используем дерево в парковой или временной архитектуре. Так, например, «Стрелка» строилась как временный объект, потому что «Красный Октябрь», на территории которого она находится, готовился к скорой реконструкции. И там мы использовали дерево не только как декоративный материал, но и для несущих конструкций.

Институт Стрелка. WOW HAUS

Кстати, на Западе в последние годы дереву отводится важная роль в современной архитектуре: это экологичный материал, который к тому же красиво стареет. В этом смысле мы попали в тренд.

Электротеатр Станиславский. WOW HAUS

Но важно понимать, что мы не интересуемся исключительно деревом — мы за многообразие материалов там, где это уместно. Например, в «Электротеатре» мы использовали камень, бетон, дерево, железо, медь... проще перечислить то, что мы не использовали. Главное, чтобы выбранные материалы были адекватны задачам архитектора.

Есть ли «антивандальная» составляющая в ваших проектах общественных пространств?

Да, конечно. Более того, мы рассматриваем антивандальную составляющую архитектуры шире, чем просто создание конструкций, защищающих от агрессивного обращения.

Крымская набережная. WOW HAUS

Если объект сделан хорошо, в нем есть полноценное освещение и продумано равномерное наполнение пространства людьми, то такой объект уже сам по себе имеет антивандальные свойства. Кроме того, важно, чтобы в общественном пространстве материал конструкций был адекватен среде.

Воробьевская набережная. Парк Горького. WOW HAUS

Антивандальность означает технологичность. Если в парке стоит скамейка, то она должна быть ремонтопригодной. Встроенные светильники в условиях Москвы — путь к быстрым потерям, разбитые лампы должно быть легко менять. Территория, где проходит много пешеходов, требует жесткой поверхности дорожного покрытия.

При этом важно, чтобы антивандальная защита не скатывалась до плохого дизайна и пугала своим внешним видом.

Крымская набережная. WOW HAUS

Какой срок жизни вы даете своим проектам реконструкции исторических пространств, например, кинотеатру «Пионер» или Электротеатру «Станиславский»? Имеется ввиду не физическое устаревание, а моральное.

Мы полагаем, что наши архитектурные решения достаточно долговечны, в них нет суеты. Мы стараемся использовать как можно меньше модных и распространенных приемов, пытаемся раскрыть потенциальные возможности объекта. Это для нас важнее, чем формальные сиюминутные вещи.

Кинотеатр Пионер. WOW HAUS

Например, кинотеатр «Пионер» живет уже больше 5 лет и нам, как авторам, приятно осознавать, что этот объект нас до сих пор не раздражает. Возможно, сейчас мы где-то применили бы иные решения, но в целом он по-прежнему актуален и адекватен своему содержанию.

Кинотеатр Пионер. WOW HAUS

Реконструируя исторические или проектируя новые пространства, мы исходим прежде всего из тех задач, которые стоят перед этим местом, из потенциала, который в нем заложен. Проект реконструкции Электротеатра, например, является последовательным развитием того, что в нем уже было заложено.

Электротеатр Станиславский. WOW HAUS

Тут важно понимать, что, как только объект выходит в жизнь, дальше жизнь сама диктует свои изменения. И мы стараемся проектировать максимально рационально — таким образом, чтобы объекты могли в последствии меняться и прирастать новыми функциями.

Электротеатр Станиславский. WOW HAUS

В прошлом году вы впервые стали кураторами «Арт-Оврага» — какие планы на этот год? Будет ли на фестивале что-то новенькое?

Мы будем продолжать курировать фестиваль «Арт-Овраг», несмотря на кризис и сокращенный бюджет. Фестиваль несет важную просветительскую функцию, поэтому нам интересно им заниматься. И мы рады, что компания «ОМК», несмотря ни на что, продолжает это социально значимое дело.

Арт-Овраг. Выкса

Что касается программы, то мы продолжим начинания прошлого года и будем плотно работать с местными активистами. В ходе программы «Двор» благоустроим еще несколько городских дворов с помощью их жителей и профессиональных архитекторов. Еще в этом году мы разработаем более широкую музыкальную программу и сделаем «Арт-Овраг» более открытым для гостей. Мы очень надеемся, что приедет больше небезразличных и увлеченных культурой людей из Москвы и регионов.

Арт-Овраг. Выкса

А что до остальных российских городов? Какие недавние удачные примеры преобразований общественных пространств или строительства культурных объектов в других регионах нашей страны вы могли бы отметить?

Наше бюро в основном активно в Москве и мало задействовано в регионах. На сегодняшний день у нас есть только проект в Калуге, где мы проектируем инновационный культурный центр. И это очень интересный опыт взаимодействия с небольшим, хорошо развивающимся городом.

Казань

Но хочется отметить еще два города. Первый — это Казань, которую в связи с «Универсиадой» и благодаря успешному городскому менеджменту удалось преобразовать за короткий срок. Казань до и после «Универсиады» — это два разных города. И дальнейшее развитие видится нам очень позитивным. Там объявлен Год парков, бурными темпами строится набережная. Может быть, пока что городу не хватает качественной дизайнерской и стилистической составляющей, но процесс пошел.

Второй город — конечно, Сочи, в котором к Олимпиаде произошли мощные инфраструктурные изменения. Возможно, отчасти эти новые объекты в Сочи избыточны, но время покажет — насколько.

Деревянный театр на Каменном острове

Что касается важных культурных объектов, нельзя не отметить возращение к жизни нескольких крупных институций Санкт-Петербурга. Это обновленный БДТ (зал внутри города и летний театр на Каменном Острове). Поскольку возглавил его Андрей Могучий, один из наиболее прогрессивных русских режиссеров, впереди у театра большое будущее.

Кроме того, новая сцена Александринского театра, где недавно проходил культурный форум, — это очень современное, технологически инновационное пространство.

Александринский театр

Какие примеры архитектуры театров в мире наиболее близки вашим идеалам?

Нам близка идея открытого театра, в котором пространство максимально изменчиво и гибко. Лучший пример воплощения такой гибкости — практически фабричное, конструктивистское театральное пространство «Ла-Фабрика» в Авиньоне.

Проект La FabricA. Авиньон

В начале лета 2014 года мы отправились в поездку по Скандинавии — в том числе, для осмотра местных театров. Там мы отметили довольно интересный концертный зал в Копенгагене архитектора Нувеля, но наибольшее потрясение и восхищение вызвал театр оперы, построенный бюро Snohetta в Осло.

Концертный зал в Копенгагене. Жан Нувель

Этот театр составляет неотделимую часть города, его ландшафта, пейзажа и генерирует вокруг себя жизнь. Его внутренние пространства всегда открыты для свободного посещения, снаружи люди могут прогуливаться по его скатам. Это просто идеальное воплощение городского театра. В нем есть жизнь, которая должна быть в общественном пространстве, благодаря чему ему удалось стать настоящим символом города.

Опера Осло. Snohetta

А в Москве есть такие «места силы» с точки зрения архитектуры?

В Москве есть отдельные удачные архитектурные объекты, которые, однако, не смогли стать активной городской средой. К сожалению, у нас места силы и места архитектуры, как правило, не совпадают. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, мы назовем не конкретные дома, а именно общественные пространства — архитектурные комплексы, где есть жизнь.

БЦ Белая Площадь

В этом перечне хочется отметить Белую площадь: там образовалась насыщенная живая среда, прообраз истинного Сити, каким он должен быть.

Хотя мы и не поклонники идеологической архитектуры, нужно признать, что ВДНХ после очищения территории и при правильном использовании может в будущем стать местом силы.

Даниловская мануфактура

Есть ощущение, что «Даниловская мануфактура» и прилегающие к ней территории, а также «Красная Роза» тоже имеют хороший потенциал. Это большие офисные комплексы, грамотно исполненные от начала до конца, — там есть вся инфраструктура, но не хватает пока некоторых дополнительных инструментов, чтобы жизнь завелась.

Но вообще-то настоящим местом силы могли бы быть Тверская улица и площадь Революции. Правда, для этого там необходимо произвести ряд изменений, которые требуют больших финансовых и временных затрат.

Проект благоустройства Площади Революции. WOW HAUS

Какова судьба вашего проекта реконструкции площади Революции? Когда он будет претворен в жизнь? Художественный совет города внес в него определенные коррективы — насколько вы с ними согласны?

Мы учли все коррективы Художественного совета Москомархитектуры и согласовали их во всех инстанциях. Гораздо больше корректив внесли экономические факторы, так что в процессе инженерного проектирования пришлось отказаться от некоторых более смелых решений. Тем не менее проект полностью завершен, прошел экспертизу и может быть отдан в исполнение. Но похоже, что в этом году он не будет реализован. К сожалению, сейчас не время для больших строек.

Проект благоустройства Площади Революции. WOW HAUS

Набережные, площади, парки, театры — что дальше? Что бы вам хотелось спроектировать в будущем?

Мы не пресытились подобными объектами и с удовольствием продолжим создавать такие пространства и дальше. Мы готовы к новым свершениям в этой области. Нам интересны уникальные здания и культурные институции: музеи, выставочные залы, учебные заведения. Но мы не исключаем новые проекты, связанные с набережными или парками.

Центр документального кино. WOW HAUS

Если же называть объекты, которые мы еще не делали, но хотели бы — это крупные транспортные узлы. Было бы интересно спроектировать авиационный терминал или железнодорожный вокзал — центры притяжения, центры другой жизни.

Центр документального кино. WOW HAUS

В одном из интервью вы сказали, что для вас важно создать «повод для дискуссии». Так получилось с Триумфальной площадью и площадью Революции. Что бы вам еще хотелось «обсудить» в подобном ключе? Что в Москве нуждается в преобразовании в первую очередь?

Тверская улица — главная улица страны. Это улица, по которой жители въезжают в Москву, по длине она сопоставима с Елисейскими полями. При этом Тверская не объединяет прилежащие к ней кварталы и дворы, а напротив — рассекает ткань города. Центральная улица крупных городов обязана гармонизировать пространство, а не ломать его.

Тверская улица

Кроме того, в центре Москвы есть важные исторические районы — куски городской ткани со своими устоявшимися традициями, заложенными задолго до нас. Например, площадь перед синагогой. Очень важно не принимать скороспелых решений по их реконструкции и тщательно взвешивать все предлагаемые реновации, прежде чем что-то сносить или перестраивать. Лучше сделать немного, но хорошо, чем быстро застроить центр. Скорость не дает хороших результатов — она дает некачественную, нездоровую общественную среду.

Как вы сами оцениваете результат своей работы за последние 2-3 года? Каким проектом больше всего довольны?

Последние несколько лет мы очень много работали и предприняли шаги в разных направлениях. Это была честная работа, за которую нам не стыдно.

Конечно, мы сейчас увлечены театром «Станиславский» — пока что там сдана только первая очередь, а к осени должен появиться двор и Малая сцена.

Крымская набережная. WOW HAUS

Из законченных работ гордимся Крымской набережной. Нам удалось решить непростые задачи, которые ставили перед собой. Мы вернули центру города потерянную территорию. Теперь это пространство максимально используется людьми. Благодаря обновленной набережной ожили и соединились разрозненные куски города. Она повлияла и на соседние территории — ЦДХ и Третьяковку, где летом должен открыться для внутренний двор.

Парк Горького. WOW HAUS

Более того, Крымская набережная провоцирует к развитию и отдаленные территорий Москвы. Набережная — это лишь начало воплощения концепции развития длинных пешеходных маршрутов через центр города.

Парк Горького. WOW HAUS

Как вы можете охарактеризовать свой стиль?

Характеризовать наш стиль — дело критиков. У нас нет никаких жестких стилевых рамок. Мы никогда не настаиваем на определенном архитектурном стиле, особенно историческом. Каждый из объектов диктует свои решения.

Парк Горького. WOW HAUS

Тем не менее, у нас есть свой взгляд на устройство современной жизни. Для нас важны осмысленность и логичность каждого пространства. Наши проекты должны отвечать принципам разумной достаточности.

Пространства должны быть проницаемы, комфортны и многофункциональны. Нам важно, чтобы архитектура имела свою повествовательную логику, предлагала путешествие для пользователя. Важно, чтобы воля архитекторов считывалась, но не доминировала.

Парк Горького. WOW HAUS

Фото © wowhaus.ru, snohetta.com, festival-avignon.com, artovrag-fest.ru, sdelanounas.ru, panoramio.com, podkluch-spb.ru

Напомним, что теперь рубрика «Вопросы-ответы» выходит новом формате. Теперь вы можете задать любой интересующий вас вопрос, связанный с современной архитектурной практикой. Мы выбираем самые неинтересные вопросы и ищем тех, кто на него ответит. Ответы — каждую неделю на archspeech.com. Присылайте ваши вопросы на info@archspeech.com с пометкой «Вопросы-ответы».

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще