Ближе к звездам: как архитектура СССР готовила человека к полету в космос

Позднесоветскую архитектуру часто называют вторичной — принято считать, что она во многом подражала западному модернизму. Однако с конца 50-х годов в СССР начали появляться сооружения, аналогов которым не было на Западе.

Ближе к звездам: как архитектура СССР готовила человека к полету в космос

Позже их объединили под неофициальным названием «космическая архитектура». Этим зданиям и посвящена книга Владимира Иванова «Архитектура, вдохновленная космосом. Образ будущего в позднесоветской архитектуре», выпущенная издательством «Борей Арт».

Начало космической эры послужило мощным импульсом для всех сфер искусства, в том числе литературы, дизайна и живописи. Архитектуру это тоже не обошло стороной, и в результате в СССР возник «космический стиль».

Здания, объединенные под этим неофициальным названием, отличает устремленность в будущее — такое, в котором человечество успешно колонизирует соседние планеты и путешествует в другие галактики. Размышляя, какой будет жизнь за пределами Земли, архитекторы наделили свои проекты «неземными» элементами. Самый очевидный пример — форма летающей тарелки, которую подчинили разнообразным функциям.

В период с 60-х по 80-е годы такие здания появились практически во всех республиках СССР. Это могли быть театры, цирки, монументы и даже детские сады — подразумевалось, что человек с рождения и до самой смерти находится в постоянном соприкосновении с космосом. Чтобы отразить это, приводим ниже несколько объектов из главы «Среда для нового человека».


Архитектура для детства


Дворец пионеров в Днепропетровске

1990, арх. Е. В. Амосов, В. М. Гарсиа-Ортега, Т. Солодовник, А. Клевер

В советское время Днепропетровск был центром космической отрасли: здесь разрабатывались спутники, элементы ракетоносителей (КБ «Южное»). Тема космоса нашла отражение и в архитектуре Дворца пионеров, который представляет собой космическую станцию с собственными модулями, переходами, иллюминаторами. Особую выразительность зданию придаёт использование пергол (навесов для защиты прохода или террасы).


Светская обрядовость


Парк памяти и крематорий в Киеве

1968–78, Киевпроект, арх. А. М. Милецкий, худ. А. М. Рыбачук и В. В. МельниченкоАрхитектура, вдохновленная космосом
Здание зала прощания, стоящее на вершине холма, представляет собой скульптурную композицию из семнадцати белых бетонных оболочек. Пластический образ — образ горения, пламени, которое символизирует беспрерывное движение жизни.

Дом торжеств в Тбилиси

1980–84, арх. В. Джорбенадзе, Э. Мкервалишвили, В. Орбеладзе, худ. З. А. НижарадзеАрхитектура, вдохновленная космосом
Дом торжеств занимает доминирующее положение в восточной части Тбилиси. Находится на поднятом над р. Курой плато, над историческими Ортачальскими садами. По словам архитектора, он стремился «слить воедино прочности, твёрдость, основательность с открытой, праздничной приподнятостью, даже театральностью».

Полукруглые стены, облицованные белым экларским известняком, спирально поднимаются к стеле с колоколами, украшенными виноградной лозой (символ счастья). Вертикаль колокольни служит осью симметрии здания. В плане здание напоминает сердце или дерево с пышно раскидистой листвой (древо жизни), а в его силуэте обыгрывается серпантин горной дороги.

Бюро ритуальных услуг в Вильнюсе

1975, Институт проектирования городского строительства в Вильнюсе, арх. Ч. МазурасАрхитектура, вдохновленная космосом
Здание расположено в холмистой местности в районе Альтакальнис, близ еврейского кладбища. Срезанные прямоугольные призмы объёмов следуют рельефу местности: здание словно сливается с поросшими елями холмами.


Архитектура памяти

Мемориальный комплекс IX форта в Каунасе

1981, арх. Г. В. Баравикас, В.-А. К. Виелюс, скульп. А.-В. И. Амбразюнас, худ. К. И. Морунас

В одном из фортов Ковенской крепости в Каунасе фашисты оборудовали концентрационный лагерь, где за время Великой Отечественной войны было уничтожено более 80 тысяч человек (в основном евреев и советских военнопленных).

Центральное место в мемориале занимает скульптурная группа, выполненная в традициях литовских высоких резных деревянных столбов, которые ставились на надгробиях и у дорог (стогастульписы и коплитстульписы).

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще