Архитектурное бюро WALL

Стремительно вырвавшись на передовые позиции российского архитектурного информационного поля, бюро, которому едва исполнилось 2 года, похоже, всерьез намерено достигнуть своей главной — и невероятно амбициозной — цели: войти в историю мировой архитектуры.

Архитектурное бюро WALL
Архитектурное бюро WALL

Год основания: 2014

Руководители: Рубен Аракелян и Айк Наварсадян

Всего сотрудников: 10

WWW facebook.com/architects.WALL

1 из 19
Концепция станции метро «Солнцево», 2014
Концепция станции метро «Солнцево», 2014
Пространство станции метро трактуется как активный ландшафт в единой системе городских сценариев. Наземное пространство обладает единым ландшафтными языком с разными формами городской активности (спорт, выставки, открытый кинотеатр, зоны Wi-Fi, места ожидания и отдыха, фонтаны, рат-объекты, бульвар, велопарковки).
2 из 19
Концепция станции метро «Солнцево», 2014
Концепция станции метро «Солнцево», 2014
Подземные функциональные зоны метро обладают разными визуальными сценариями (городская палуба, белая комната, смежные миры) и соединяются c наземной частью единой системой световой навигации.
3 из 19
Концепция станции метро «Солнцево», 2014
Концепция станции метро «Солнцево», 2014
Платформенная зона представляет собой «белую комнату» — это визуальная инверсия «городской палубы» с закрытым информативным и высокотехнологичным периметром, что определяет новую пространственную типологию станции, формирует бесшумную и камерную атмосферу, повышает безопасность в зоне остановки вагонов. Стены «комнаты» раздвигаются в местах остановки поезда и являются информационно насыщенным пространством за счет принципа проецирования. Колонны трактуются как стационарные информационные поля.
4 из 19
Концепция станции метро «Солнцево», 2014
Концепция станции метро «Солнцево», 2014
«Городская палуба» соединяет все наземные элементы станции с помощью единого мощения (темно-серый гранит), что способствует решению проблемы визуальной разобщенности и созданию ясной пространственной ориентации, акцентированию наземных пешеходных переходов, снижению скорости автомобильных потоков в зонах переходов. Вариативность городской активности определяет объемное и пространcтвенное поведение ландшафта.
5 из 19
Концепция станции метро «Солнцево», 2014
Концепция станции метро «Солнцево», 2014
В зоне входов в метро ландшафт реагирует на потоки людей за счет раздвижения земной поверхности, формируя нематериальный адрес без значительного надземного строительства. Возвышение ландшафта визуально маскирует зоны лифтов для МГН и одновременно формирует новую городскую активность: места ожидания и отдыха, городские амфитеатры, трамплины для скейтеров, зоны для размещения арт-объектов и скульптур. Новая функциональная плотность определяет скопления плотности света в уровне земли.
6 из 19
Инсталляция «Память. Когда будущее  формирует прошлое» на «АрхМоскве-2015»
Инсталляция «Память. Когда будущее формирует прошлое» на «АрхМоскве-2015»

Размер: 2000 мм x 2000 x 2000 мм

Материал: гипс

Год: 2015

 

7 из 19
Инсталляция «Память. Когда будущее  формирует прошлое» на «АрхМоскве-2015»
Инсталляция «Память. Когда будущее формирует прошлое» на «АрхМоскве-2015»
4 гипсовых плиты расставленных по периметру пространства 2x2 м, символизируют диалог четырех приближений архитектуры, музеефицированных в гипсе, одиноких и потерянных во времени: город, поселение, квартал и интерьер.
8 из 19
Инсталляция «Память. Когда будущее  формирует прошлое» на «АрхМоскве-2015»
Инсталляция «Память. Когда будущее формирует прошлое» на «АрхМоскве-2015»
Гипсовые оттиски четырех проектов, затерянных в археологии и впоследствии найденных будущим поколением, существующим уже в нематериальном пространстве, выставлены как напоминание о прошлой материальности среды обитания.
9 из 19
Концепция развития территории завода «Кристалл», 2015
Концепция развития территории завода «Кристалл», 2015

Название: M.O.S.S.

Год: 2015

10 из 19
Концепция развития территории завода «Кристалл», 2015
Концепция развития территории завода «Кристалл», 2015
M.O.S.S. — это форма пространственной интервенции, схожая по своим биологическим свойствам со мхом (по-английски «moss») и формирующая цельное [M.onolite], органичное [O.rganic], умное [S.mart] и структурное [S.tructure] решение общественных пространств территории завода «Кристалл».
11 из 19
Концепция развития территории завода «Кристалл», 2015
Концепция развития территории завода «Кристалл», 2015
В качестве системообразующего элемента или ДНК новой структуры выступает серый клинкерный кирпич 65x390 мм — выбор индустриальной эпохи завода.
12 из 19
Концепция развития территории завода «Кристалл», 2015
Концепция развития территории завода «Кристалл», 2015
За счет своей пиксельности кирпич мимикрирует в элементы ландшафтного дизайна (скамейки, амфитеатры, пандусы, лестницы, покрытие), элементы навигации (направление кладки, стены арок, фасады зданий), павильоны и элементы других природных фактур (газон, дерево, гравий, вода).
13 из 19
Концепция развития территории завода «Кристалл», 2015
Концепция развития территории завода «Кристалл», 2015
Новый ландшафт формирует новое лицо территории завода «Кристалл» постиндустриальной эпохи и способствует его жизнеспособности, то есть сохранению своей идентичности в процессе развития и эволюции.
14 из 19
Концепция развития ТПУ «Павелецкая», 2015
Концепция развития ТПУ «Павелецкая», 2015
Задача — превращение Павелецкой площади и прилегающих к ней территорий в единое парковое пространство, объединенное общим дизайном и замыслом, и в центр городской активности. Новая земля вмещает четыре новых объекта: парк и подземное пространство Павелецкой площади, гостиничный комплекс с апартаментами на Дубининской и Кожевнической улицах, а также новый терминал «Аэроэкспресса».
15 из 19
Концепция развития ТПУ «Павелецкая», 2015
Концепция развития ТПУ «Павелецкая», 2015
Строительство терминала «Аэроэкспресса» на месте грузового двора Павелецкого вокзала, который, в свою очередь, будет перенесен в Домодедово, позволит наладить пассажиропотоки в (из) аэропорта и сделает перемещение людей максимально комфортным и эффективным. На втором и третьем этажах терминала предусмотрено размещение бюджетного хостела. Четвертый этаж вмещает рестораны и зону отдыха пассажиров.
16 из 19
Концепция развития ТПУ «Павелецкая», 2015
Концепция развития ТПУ «Павелецкая», 2015
Концепция парка формализуется в реакции на транспортные и пешеходные потоки, за счет изменения вертикальной геометрии поверхности. Переосмысление площади вокзала искажает московскую реальность созданием принципиально иной модели городской пустоты с разными формами активности, пространственными сценариями и восприятием (лес, кратер, озера, зеленые холмы, дворы дождя, дворы снега, аллея тишины). Новая геометрия ландшафта подобно мху покрывает скрытое под поверхностью индустриальное и технологическое пространство пересадочного узла.
17 из 19
Концепция развития ТПУ «Павелецкая», 2015
Концепция развития ТПУ «Павелецкая», 2015
Создание парка на территории площади и организация бульваров вдоль прилегающих улиц позволит не только сохранить видовые характеристики места, но и подчеркнет центральное расположение Павелецкой площади в городе, включив ее в единую систему пешеходных зон набережных. Общественное пространство парковой и бульварной зон создает множество сценариев для активного отдыха горожан. При этом все коммерческие составляющие проекта эффективно размещены в подземном пространстве под парком.
18 из 19
Концепция развития ТПУ «Павелецкая», 2015
Концепция развития ТПУ «Павелецкая», 2015
Подземное пространство площади и прилегающих объектов связано логистическим уровнем, что позволяет максимально эффективно распределять людские и транспортные потоки, а также повысить инвестиционную привлекательность проекта. Главный вход на логистический уровень осуществляется с Павелецкой площади, которая должна стать основным пространством распределения потоков, а также главным знаковым пространством всего проекта.
19 из 19
1 / 19

Увеличить
Архитектурное бюро WALL

Год основания: 2014

Руководители: Рубен Аракелян и Айк Наварсадян

Всего сотрудников: 10

WWW facebook.com/architects.WALL

© WALL

Архитектурное бюро WALL

В некотором роде это действительно феноменально: фактически не имея за спиной ни одной крупной реализации, получить заказы на наземный павильон станции «Технопарк» на территории ЗИЛ, на проект ТПУ на Павелецкой площади, судьба котлована на которой, оставшегося после неудачной попытки построить торговый центр, волновала всю Москву, или на павильон ВДНХ. Сплошь знаковые территории, значительные масштабы — и крайне высокая в наше непростое время вероятность того, что все это действительно построят, причем в самое ближайшее время. Павильон на Сиреневой аллее ВДНХ обещают уже к осени, над Павелецкой вовсю кипит работа, а жилой комплекс на Хорошевском шоссе для RDI показывают в Каннах на самой престижной в мире выставке недвижимости MIPIM-2016. И это не говоря о других почти 40 проектах, которые Рубен Аракелян вместе со своим партнером Айком Навасардяном успели «натворить», начиная с 2014 года.

WALLПроект павильона «Технопарк», Румянцево

Вот вам еще несколько фактов, не могущих не вызывать удивление и восхищение: в 2015 году на крупнейшей профильной выставке «АрхМосква» WALL было признано лучшим молодым бюро, Рубена Аракеляна пригласили преподавать в МАРШ курс для бакалавриата, связанный с профессиональными навыками архитектора (а туда случайных людей не приглашают), в МАРХИ под его руководством пишут дипломы, и не так давно стало известно, что он же станет сокуратором Московской архитектурной биеннале этой весной — наравне с такими опытными «гуру», как Барт Голдхоорн и Елена Гонсалес. В рамках темы биеннале «Архитектура и жизнь», явным образом намекающей на популярный советский журнал «Наука и жизнь» и предлагающей проследить процессы влияния архитектуры на аспекты нашей жизни и мировосприятия, основатель бюро WALL представит экспозицию-трилогию. Каждая ее часть будет иллюстрировать один из этапов становления и развития архитектора, среди которых Рубен выделяет образование, собственно проектирование и — неожиданно — критику. Кстати, о том, каким образом бюро WALL взаимодействует с волной критики в ответ на свои проекты, мы писали в материале «Как архитекторам реагировать на критику: 5 проверенных методов».

WALLЖилой комплекс, Хорошевское шоссе

Конечно же, и Рубен, и Айк в професии гораздо дольше, чем два года. Оба закончили МАРХИ, оба проходили преддипломную проектную практику у Юрия Григоряна (кстати, диплом Рубена сокурсники до сих пор вспоминают как нечто действительно выдающееся для студента), после выпуска из института продолжили работу в «Меганоме». Рубен провел там 5 лет, пройдя путь от практиканта до ГАПа и сопреподавателя Григоряна на курсах в МАРХИ. Айк ушел чуть раньше. А в 2014 году они решили объединиться: Рубен был уверен, что даже когда ты молод, можно добиться больших профессиональных успехов, Айк мечтал о качественной статусной архитектуре в противовес проходным коммерческим проектам. Они и сейчас считают, что только финансирование проекта из собственного кармана даст архитектору полную свободу действий — и надеятся когда-нибудь до этого дорасти.

«Архитектурное бюро WALL образовалось в кризис — наиболее уязвимый экономический и политический периоды развития, — рассказывает Рубен Аракелян. — Это был намеренный шаг — своеобразный вызов эпохе: ведь именно в такие периоды способно родиться что-то по настоящему значимое и уникальное». И вот как раз не утратить свою уникальность, идентичность, самобытность — даже в ущерб материальной выгоде — та ключевая стратегия бюро, которой им пока удается придерживаться. И, судя по всему, она даже вполне успешно работает.

WALLОфис бюро WALL

Так в чем же секрет? Наверное, во всем сразу. А еще — в безусловно оригинальном способе мышления и восприятия. «А вы знали, что все население земли компактно умещается в кубе со стороной 1 км?», — спрашивает Рубен. Кажется, он готов до бесконечности открывать для себя тайны мироздания — а заодно рассказывать о них всем окружающим. И про куб, и про то, что WALL — это не только стена и «культивация постоянного и стабильного в контексте временного и одноразового». Это еще и аббревиатура: World Architecture Local Line — «архитектура на стыке глобального и локального, внешних факторов и внутренних, дедуктивного и индуктивного мышления».

Отношение к архитектуре — где-то фетишистское, где-то философское, где-то трепетное и трогательное. «Архитектура как время — это понятие, придуманное людьми для обозначения движения материи в пространстве, — говорят основатели WALL. — Она рождается и существует в процессе, в мыслях, в ощущениях, в эскизах, макетах, текстах, размышлениях, стихах, поэзии, кино... c последующим переходом в другое состояние со своими физическими законами». Поэтому и Рубен, и Айк — они немножечко и художники, и ваятели, и даже поэты. Их макеты и инсталляции на выставках — это прежде всего скульптуры, у которых, благодаря специально придуманной технологии исполнения, уже появился свой узнаваемый стиль; эскизы Рубена хранятся в коллекции Музея архитектурного рисунка в Берлине. А описания проектов! Это настоящая музыка слов, вслушайтесь:

Ценность [нематериального] формирования [материальной среды]...

[Городская терапия] — баланс «вторичной» и «первичной» экологий...

WALLПроект частного жилого дома

Идеи мультидисциплинарного подхода в архитектуре, которые сейчас занимают все прогрессивное профессиональное сообщество, в полной мере близки и архитекторам WALL. Вот только есть ощущение, что, помимо «синтеза политики, экономики, технологии, системы ценностей, образования и культурного и физического контекста», для них это все же нечто большее. Наверное, и заказчики это чувствуют?.. «Я вас вижу с задержкой на триллионные доли секунды!» — то ли предупреждает, то ли пытается что-то объяснить Рубен.

За эти мгновения он явно успевает увидеть больше, чем многие другие.

Реализации

2015 — инсталляция MEMORIA на «АрхМоскве-2015»

2015 — инсталляция M.O.S.S. в рамках проекта «Новые индустрии. Кейсы в кейсах» на фестивале «Зодчество-2015»

2014 — инсталляция «Испарение» в рамках проекта «Генетический код» на фестивале «Зодчество-2014»

2014 — офис архитектурного бюро WALL на Арбате

Проекты

2015 — концепция развития «ТПУ Павелецкая»

2015 — жилой комплекс на Хорошевском Шоссе

2015 — исследовательский проект «Москва. Интервалы»

2015 — концепция развития территории технополиса «Брикс»

2015 — концепция «ВДНХ ЭКСПО-2018»

2015 — проекты павильонов ВДНХ

2015 — индивидуальные жилые дома в Смоленске

2015 — реконструкция офисного здания в Самаре

2015 — мастер-план развития территории 200 га в Елизарово

2015 — капитальный ремонт 5 станций метро

2015 — отель в городе Балаклава, Крым.

2015 — концепция развития центральной части города Марсель (в консорциуме с Devillers et Associes и студией Off-the-grid)

2015 — проект реконструкции здания в Успенском переулке

2015 — проект жилого комплекса в Новомарусино

2015 — проект станции метро «Технопарк» в Москве

2015 — стратегия развития территории Рублево-Архангельское (1000 га)

2015 — зона отдыха в поселке Мисайлово, МО

2014 — концепция развития территории ДК «Москвич»

2014 — концепция развития территории ДК «Салют»

2014 — инновационное офисное здание в Раменском

2014 — стратегия развития г. Жуковский

2014 — реконструкция библиотеки им. Лермонтова в Москве

2014 — общественное пространство на крыше в г. Иваново

2014 — курирование проекта «Технополис Раменское»

Конкурсы

2015 — конкурс на разработку архитектурной концепции конгрессно-выставочного комплекса ВДНХ (победитель в составе консорциума из 6 команд)

2015 — международный конкурс на концепцию развития территории завода «Кристалл» в Москве (финалист)

2015 — конкурс на концепцию развития Даниловского рынка в Москве

2014 — международный конкурс на архитектурно-художественную концепцию станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино» в Москве (финалист)

2014 — международный конкурс на концепцию развития исторического центра Калининграда (в конcорциуме с Devillers et Associes и студией Off-the-grid; 2-я премия)

Выставки и кураторско-преподавательская деятельность

2016 — курирование Московской биеннале архитектуры-2016

2015 — «АрхМосква-2015», победитель в номинации «бюро NEXT»

2015 — графические работы бюро становятся частью экспозиции Музея Архитектурного рисунка в Берлине

2015 — курирование модуля Professional Skills на бакалавриате в Московской Архитектурной Школе МАРШ

2015 — фестиваль «Зодчество-2015», инсталляция M.O.S.S.

2014 — фестиваль «Зодчество-2014», инсталляция «Испарение» (в рамках проекта «Генетический код»)

2014 — Московская биеннале архитектуры—2014, диплом «Лучшие проекты Биеннале»

Публикации

2016 — Archplatforma.ru: «Архитектура off-line: трилогия на сцене Московской биеннале»

2016 — Archdaily: проект ТПУ Павелецкая

2016 — «Проект Россия»#78: «Мы очень часть отказываемся от заказов»

2015 — «РБК-Недвижимость»: «Шестиэтажное подземелье: что остроят в котловане у Павелецкого вокзала»

2015 — Archi.ru: «Парк у вокзала»

2015 — Seasons «6 архитектурных бюро о городской утопии и будущем «Города Кристалла»

2015 — портал Архсовета Москвы «Рубен Аракелян — об интеграции станций метро с другими функциями»

2015 — Archplatforma.ru: «Вес глобализации», «Стоит задуматься о единой эстетике путей подземного движения», «Городские фактуры»

2014 — Lookatme: «Российские архитекторы критикуют главные здания года»

2014 — «Москва 24»: «Строительство в деталях. Как формируют безбарьерную среду в Москве»

2014 — Lookatme: «Рубен Аракелян об отношениях с заказчиками и пустоте»

2014 — ADME: «Будущее московского метро»

2013 — «Проект Россия» #71: раздел «Монитор», конкурсный проект остановки скоростного транспорта

2013 — «Проект Россия» #68: «Интерьер и Легкость Бытия»

2013 — TATLIN MONO 3|36|123 2013: «Молодые архитекторы России 2012-2013»

2009 — «Проект Россия» #53: проект жилого района в Ереване

Изображения © WALL, Алина Турчак

РАССЫЛКА arch:speech