Архитектурное бюро RHIZOME Group

До недавнего времени архитектурное сообщество северной столицы за редкими исключениями было замкнутой системой. Но постепенно на сцену выходят представители нового поколения, которые, будучи коренными ленинградцами, ощущают себя, тем не менее, «гражданами мира». Основатели бюро с названием из лексикона философов-постмодернистов учились в Питере и Москве, Берлине и Роттердаме, а их проекты реализуются у стен Петропавловской крепости и на столичном Садовом кольце.

Архитектурное бюро RHIZOME Group
Архитектурное бюро RHIZOME Group

Год основания: 2011

Сотрудники: партнеры-основатели – Евгений Решетов, Мария Качалова, Татьяна Синельникова; всего 8 человек

WWW: rhizomegroup.eu

1 из 43
Образовательное пространство для выставки Manifesta 10
Образовательное пространство для выставки Manifesta 10

Адрес: Главный штаб Эрмитажа, Санкт-Петербург

Общая площадь: 100 кв. м

Год: 2014

2 из 43
Образовательное пространство для выставки Manifesta 10
Образовательное пространство для выставки Manifesta 10

Открытие Главного штаба после реконструкции, осуществленной по проекту «Студии 44», Эрмитаж отметил нетрадиционным для себя событиям, приняв в обновленном пространстве биеннале современного искусства Manifesta 10. Бюро Rhizome Group предстояло создать интерьер образовательной зоны, включая отдельные предметы мебели и необходимые конструкции.

3 из 43
Образовательное пространство для выставки Manifesta 10
Образовательное пространство для выставки Manifesta 10
Гибкое пространство подходит для проведения самых различных мероприятий. Зона с несколькими столами и стульями вокруг них быстро преобразуется в лекционный/зрительный зал: столы трансформируются в модули для сидения, шторы задергиваются, а шнуры на стенах, заменяющие интерактивные доски, остаются на месте, так как никому не мешают.
4 из 43
Образовательное пространство для выставки Manifesta 10
Образовательное пространство для выставки Manifesta 10
Важным условием было отсутствие постоянных величин — даже пол из плиток ПВХ настилался временный, поверх существующего. Вместе с временными стенами и рамами для штор они стали единственными статичными элементами. Все остальное — мобильное и функциональное, не нуждающееся в сложном монтаже на площадке, чтобы исключить вероятность повреждения оригинальных интерьеров.
5 из 43
Реконструкция здания Союза Болгарских Художников
Реконструкция здания Союза Болгарских Художников

Адрес: ул. Шипка, 6, София, Болгария

Общая площадь: 4400 кв. м

Год: 2014

6 из 43
Реконструкция здания Союза Болгарских Художников
Реконструкция здания Союза Болгарских Художников
Задание международного конкурса предполагало разработку архитектурной концепции, реконструкции и реновации фасадов Национального выставочного центра Болгарии, идеологически и даже слегка внешне напоминающего московский ЦДХ.
7 из 43
Реконструкция здания Союза Болгарских Художников
Реконструкция здания Союза Болгарских Художников
На момент проведения конкурса внутренние пространства здания использовались крайне неэффективно, выставочные залы были фактически изолированы от остальной инфраструктуры и размещались преимущественно в глубине.
8 из 43
Реконструкция здания Союза Болгарских Художников
Реконструкция здания Союза Болгарских Художников
Предложение архитекторов состояло в том, чтобы все офисные и коммерческие пространства вытянуть вдоль южного фасада, с тем расчетом, чтобы внутрь поступало достаточно света. Выставочные же зоны переместить на север, раскрыв их на улицы Шипка и Святого Климента Охридского и связав интерьер с экстерьером через новую систему фасадов.
9 из 43
Реконструкция здания Союза Болгарских Художников
Реконструкция здания Союза Болгарских Художников
В соответствии с новой функциональной организацией внутреннего пространства фасады со стороны выставок предлагается отделать плитами мрамора — с характерной и гармоничной для окружения текстурой, но абсолютно новыми функциональными качествами.
10 из 43
Реконструкция здания Союза Болгарских Художников
Реконструкция здания Союза Болгарских Художников
Свою массивность и непрозрачность мрамор легко меняет на открытость и проницаемость, фасад — это одновременно и рекламная площадка, и витрина. А сами панели — подвижные ставни, то раскрывающиеся навстречу городу, нивелируя эффект «белой модернистской коробки», то закрываясь частично — и организуя внутри мистический полумрак, то захлопываясь полностью.
11 из 43
Надземные павильоны и нтерьеры станции метро «Солнцево»
Надземные павильоны и нтерьеры станции метро «Солнцево»

Адрес: Москва, район Солнцево

Год: 2014

12 из 43
Надземные павильоны и нтерьеры станции метро «Солнцево»
Надземные павильоны и нтерьеры станции метро «Солнцево»
Проект вышел в десятку лучших и лидировал в голосовании жюри вместе с другим проектом — московского бюро Nefa Architects. В итоге оргкомитет конкурса решил вопрос в пользу московского проекта, приняв в расчет результаты голосования в приложении «Активный гражданин».
13 из 43
Надземные павильоны и нтерьеры станции метро «Солнцево»
Надземные павильоны и нтерьеры станции метро «Солнцево»
Утилитарные и неутилитарные составляющие архитектурного решения четко разделены. Не желая скрывать типовую конструкцию, авторы предлагают завершить ее минимально необходимыми для эксплуатации средствами — закрыть все вертикальные поверхности керамической плиткой.
14 из 43
Надземные павильоны и нтерьеры станции метро «Солнцево»
Надземные павильоны и нтерьеры станции метро «Солнцево»
Различные виды укладки плитки на стенах и колоннах создают необходимую детализацию в малом масштабе, сохраняя единую перспективу всей платформы.
15 из 43
Надземные павильоны и нтерьеры станции метро «Солнцево»
Надземные павильоны и нтерьеры станции метро «Солнцево»
Центральная часть платформы выделена широкой криволинейной полосой, где возможно разместить различные варианты мебели — на нее можно сесть или прислониться к ней.
16 из 43
Надземные павильоны и нтерьеры станции метро «Солнцево»
Надземные павильоны и нтерьеры станции метро «Солнцево»
Пространство между павильонами авторы также решили в яркой керамической плитке.
17 из 43
Интерьер библиотеки «Тэффи» в здании бывшего детского сада
Интерьер библиотеки «Тэффи» в здании бывшего детского сада

Адрес: г. Тихвин, Ленинградская областьё

Общая площадь: 750 кв.м

Год: 2013 -2015

18 из 43
Интерьер библиотеки «Тэффи» в здании бывшего детского сада
Интерьер библиотеки «Тэффи» в здании бывшего детского сада
Городу Тихвину в некотором смысле повезло: расположенный на его территории вагоностроительный завод готов вкладывать средства в городские пространства. Уже обустроена прогулочная зона вдоль реки и переделан «для людей» монастырский парк.
19 из 43
Интерьер библиотеки «Тэффи» в здании бывшего детского сада
Интерьер библиотеки «Тэффи» в здании бывшего детского сада
У архитекторов Rhizome Group, знакомых с руководством завода, появилась идея открыть здесь новую библиотеку — не ориентированную на кого-то конкретно, а народную, для всех.
20 из 43
Интерьер библиотеки «Тэффи» в здании бывшего детского сада
Интерьер библиотеки «Тэффи» в здании бывшего детского сада
Здесь, во-первых, в изобилии представлены книги, а во-вторых, продумана самая разнообразная инфраструктура.
21 из 43
Интерьер библиотеки «Тэффи» в здании бывшего детского сада
Интерьер библиотеки «Тэффи» в здании бывшего детского сада
Есть рабочие места и зоны образовательных программ, выставочные залы и залы для конференций, пространства для детей и для молодежи — фактически каждый найдет, чем здесь себя занять.
22 из 43
Интерьер библиотеки «Тэффи» в здании бывшего детского сада
Интерьер библиотеки «Тэффи» в здании бывшего детского сада
Официальное открытие библиотеки состоялось 9 сентября 2015 года. На очереди — логопедический детский центр, который в Тихвине тоже проектирует Rhizome Group.
23 из 43
Общественное пространство «Пешеходная Морская»
Общественное пространство «Пешеходная Морская»

Адрес:  Санкт-Петербург, Большая Морская ул., 1-7/ 2-12

Общая площадь: ок. 0,33 га (176x19 м)

Совместно с: WOWHAUS+Rhizome Group

Год: 2015 

24 из 43
Общественное пространство «Пешеходная Морская»
Общественное пространство «Пешеходная Морская»
Проект преобразования участка Большой Морской улицы от Невского проспекта до Дворцовой площади в полноценную пешеходную зону предполагал, что уже летом 2015 года въезд автотранспорта на этот участок улицы будет закрыт, а проезжую часть приспособят для движения пешеходов, места отдыха и организации городских культурных мероприятий, туристических информационных пунктов во временных павильонах.
25 из 43
Общественное пространство «Пешеходная Морская»
Общественное пространство «Пешеходная Морская»
Историю зданий и интересные факты об этом месте архитекторы предложили рассказывать с помощью наземной графики. Однако, несмотря на разработанные ими стратегии «быстрых побед», которых можно было бы достичь минимальными средствами и усилиями, прошлым летом проекту так и не дали ход — с прицелом на лето 2016-го.
26 из 43
Общественное пространство «Пешеходная Морская»
Общественное пространство «Пешеходная Морская»
Когда же концепция реализуется полностью, новая пешеходная улица станет для жителей и гостей Санкт-Петербурга главным входным порталом на Дворцовую площадь через арку Главного штаба. Для визуализации связи пешеходной улицы с Эрмитажем предполагается использовать разработанную для залов музея навигацию и разместить здесь программу выставок.
27 из 43
Пляж Петропавловской крепости
Пляж Петропавловской крепости

Адрес: Санкт-Петербург, Заячий остров

Общая площадь: 1,6 га

Совместно с: Wowhaus

Год: 2015

28 из 43
Пляж Петропавловской крепости
Пляж Петропавловской крепости
Пляж Петропавловской крепости был благоустроен в 1932 году. Тогда его расчистили, засыпали песком, открыли буфет и павильоны для купающихся. На водах Невы располагались бассейны и вышка «Школы плаванья для взрослых и детей». Гардеробы, гамаки, шезлонги, кабинки и зонтики делали пляж площадкой для занятий спортом, местом «элитного» отдыха и не только.
29 из 43
Пляж Петропавловской крепости
Пляж Петропавловской крепости
В настоящее время, несмотря на отсутствие комфортных условий для посетителей, пляж остается практически единственным более или менее пригодным для отдыха в центре города местом. Чемпионаты по волейболу, водные формулы, фестивали песчаных и ледяных скульптур, фестиваль кино Open Cinema, фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» — вот далеко не полный список мероприятий пляжа, любимых горожанами.
30 из 43
Пляж Петропавловской крепости
Пляж Петропавловской крепости
В рамках воссоздания пляжа Петропавловской крепости предполагается насыщение существующего пространства пляжа новым актуальным наполнением, а также создание протяженного прогулочного видового маршрута и солярия вдоль стен крепости.
31 из 43
Пляж Петропавловской крепости
Пляж Петропавловской крепости
Вертикальные плоскости и павильоны решаются в нейтральных материалах и цветах, не нарушающих восприятие ансамбля крепости извне.
32 из 43
Пляж Петропавловской крепости
Пляж Петропавловской крепости
Кроме купален на открытой воде, на территории разместятся: площадка для временных городских мероприятий, павильон кафе с террасой, крытая зона рынков выходного дня, киоск прохладительных напитков и мороженого, пункт проката игрового оборудования, площадка для игр и площадка-шахматы, столы для пинг-понга, детская игровая зона, многофункциональный павильон, открытые душевые, туалет и раздевалки.
33 из 43
Пляж Петропавловской крепости
Пляж Петропавловской крепости
Одним из основных элементов воссоздаваемого пространства станет плавучий бассейн, располагаемый непосредственно в акватории Невы.
34 из 43
Пляж Петропавловской крепости
Пляж Петропавловской крепости
Яркие горизонтальные плоскости, видимые посетителям пляжа, создают разнообразный и насыщенный визуальный ряд.
35 из 43
Стол Fontanka, 2015
Стол Fontanka, 2015
Это один из проектов, разработанных с бывшим коллегой Павлом Бриком. Да и повод для создания был подходящий — выставка AlterSPb, организованная журналом «Проект Балтия». Архитекторов Rhizome Group на нее позвали делать проект про общественные пространства.
36 из 43
Стол Fontanka, 2015
Стол Fontanka, 2015
К тому моменту они уже вовсю были вовлечены в сотрудничество с Wowhaus. И главную проблему при работе с общественными пространствами определили для себя как неподготовленность законодательной базы. В частности, выяснилось, что нигде нельзя сидеть на газонах — даже на уличной мебели.
37 из 43
Стол Fontanka, 2015
Стол Fontanka, 2015
Поэтому ребята придумали этакую вещь в себе, которая формально общественным пространством быть не может, однако мгновенно вокруг себя его формирует.
38 из 43
Стол Fontanka, 2015
Стол Fontanka, 2015
А при необходимости стол компактно складывается, становясь похожим на этюдник художника. Конечно, закон никуда не делся, и ни на набережной Фонтанки, ни в других общественных местах пить по-прежнему нельзя.
39 из 43
Стол Fontanka, 2015
Стол Fontanka, 2015
Если нельзя с комфортом выпить сидя — так пусть хотя бы это будет удобным стоя. Столик легко устанавливается на любую ограду набережной и имеет специальные отверстия и полочки для бутылок, пластиковых стаканов и штопора.
40 из 43
Стол Fontanka, 2015
Стол Fontanka, 2015
Как говорят авторы, им просто хотелось, чтобы жители Петербурга задумались о своих правах на этот город и о том, насколько он им должен принадлежать — и принадлежит по факту.
41 из 43
Интерьер магазина «Республика»
Интерьер магазина «Республика»

Адрес: Санкт-Петербург, Большой проспект ПС, д. 98

Общая площадь: 250 кв. м

Год: 2015 

42 из 43
Интерьер магазина «Республика»
Интерьер магазина «Республика»
Пока мы готовили этот материал, команда Rhizome Group даром времени не теряла — открылся еще один магазин «Республика» с интерьером по их проекту, на сей раз на Малой Садовой. И, конечно, такой же креативный!
43 из 43
1 / 43

Увеличить
Архитектурное бюро RHIZOME Group

Год основания: 2011

Сотрудники: партнеры-основатели – Евгений Решетов, Мария Качалова, Татьяна Синельникова; всего 8 человек

WWW: rhizomegroup.eu

© RHIZOME Group

Архитектурное бюро RHIZOME Group

Термин «ризома», согласно определению, означает нелинейный и внеструктурный способ организации целостности. По понятиям философии он совсем молодой — появился каких-то 40 лет назад. Но такой же молодой — по меркам профессии — команде из четырех петербургских архитекторов он на удивление хорошо подошел. «В качестве уже сформировавшегося коллектива мы успели проработать вместе около 4 месяцев над несколькими проектами — вот только постоянного названия так и не имели, — рассказывает Евгений Решетов, один из сооснователей. — Придумать название было насущной задачей, и то, что есть сейчас, прежде всего отражает ризоматическую структуру нашего бюро. С течением времени наши партнеры и коллеги могут оказаться в разных городах и странах, но оставаться по-прежнему включенными в общий процесс проектирования и принятия решений».

Кстати, великий Умберто Эко утверждал, что при написании своего романа «Имя розы» использовал ризому — как одну из разновидностей логического лабиринта, помогающую, тем не менее, выстроить единое и завершенное «пространство догадки». То есть ризома — а в нашем случае некий коллективный разум — может возникать как реакция на необходимость решить определенную задачу, формируя то самое творческое пространство догадок и смыслов, в котором может быть найдено адекватное решение.

Phizome Group

Книжный магазин «Республика»

Фактически именно это и произошло: Евгений Решетов, Мария Качалова, Татьяна Синельникова и Павел Брик объединились, когда летом 2011 года спонтанно появился первый заказ, — и ребята просто сели и начали его делать. «Это было предпроектное исследование, — вспоминает Евгений. — Что тоже, наверное, определило характер наших проектов — всегда задавать вопрос, зачем это нужно, кто это будет использовать и как работать в исходных условиях». Тем временем задания от заказчика продолжали поступать, и стало понятно, что названия недостаточно — пора уже подыскивать и офис.

С тех пор — помимо офиса — бюро Rhizome Group много, чем обзавелось. Во-первых, солидным портфолио — за 4 с небольшим года из 70 разработанных проектов более 30 удалось реализовать. Во-вторых, представительным составом из 8 человек — но дело не в количестве, а в профессиональном росте каждого. Даже с дипломами лучших российских и европейских архитектурных ВУЗов в кармане ребята не переставали развиваться. Евгений Решетов с 2011 года сотрудничает с институтом «Стрелка» как архитектор-аналитик, а Мария Качалова пишет статьи в профильные издания, с 2014-го параллельно трудится в Wowhaus и сейчас ассистирует его руководителям в организации магистерской дипломной проектной студии МАРШ.

В-третьих, даже формальные неудачи в Rhizome Group научились разворачивать на 180 градусов — мол, что ни делается, все к лучшему. Когда в 2014 году в конкурсе на станцию метро «Солнцево» из двух проектов с одинаковым рейтингом жюри, опираясь на результаты «народного голосования» через интернет, победителем объявили проект-конкурент, архитекторы восприняли это на удивление стойко. С полным осознанием собственной правоты и таланта — и того, что руководствоваться мнением любителей в таких вопросах — все равно что «пригласить людей с улицы на врачебный консилиум».

Phizome Group

Стол Fontanka

Примерно тогда же ушел Павел Брик, чтобы возглавить семейное столярное дело — но зато теперь вместе с близким по духу человеком можно не только придумывать , но и изготавливать мебель для интерьерно-выставочных проектов и общественных пространств — такую, как стол Fontanka, сделанный специально к выставке AlterSpb.

Свои плоды дало и сотрудничество с Wowhaus — совместными усилиями были разработаны проекты для нескольких знаковых мест Санкт-Петербурга. Большую Морскую было предложено превратить в пешеходную зону, а Заячий остров, где расположена Петропавловская крепость, — в благоустроенный пляж с плавучим бассейном. Жаль, несмотря на детальнейшую проработку проектов, дальнейшая их судьба пока не определена. «В настоящее время наши предложения находятся в подвешенном состоянии, — комментирует Евгений Решетов. — Постепенно начинает пригревать весеннее солнце, так что, может, городские власти и возобновят какие-то движения. Чтобы эти проекты состоялись, все, зависящее от нас — и даже чуть больше, — мы уже сделали. Теперь мяч на стороне города».

Зато налицо решительная ясность с проектом реконструкции Садового кольца, к которому под общим руководством КБ «Стрелка» приложили руку порядка 11 российских и иностранных бюро. Rhizome Group достался участок на Новинском бульваре, прямо возле особняка князя Щербатова — П-образной постройки с парадным двором-курдонером, характерным для дворцовой архитектуры XVIII-XIX вв. В свете общей концепции возвращения на кольцевую магистраль зелени, архитекторы Rhizome Group предложили для курдонера образ потайного сада — «пространства, где горожанин наслаждается камерностью двора и уединением в одном шаге от интенсивной жизни Садового кольца». Работы начнут уже этим летом и планируют завершить к 2018 году.

Проект реконструкции Садового кольца в районе Новинского бульвара

Проект реконструкции Садового кольца

Впрочем, чаяния команды направлены отнюдь не только на модные «столичные штучки» — одновременно со всем этим они продолжают делать проекты, которые, насколько это возможно, могут улучшить жизнь в малых городах. «В городе Тихвин в прошлом году мы открыли библиотеку и социо-культурный центр „Тэффи“, а сейчас работаем над проектом образовательного логопедического центра для детей, — делятся архитекторы. — А еще готовим предложения по разным темам (развитие территорий, благоустройство общественных пространств) для города Сортавала в Карелии».

Ризомная структура — она все время в движении, нигде не начинается и ничем не завершается. Постоянные ориентиры при этом отсутствуют — равно как и поддающиеся систематизации приемы и подходы. Проектов мечты как точек максимума не существует — есть только экстремумы, переломные проекты, которые меняют статус бюро, переводя в «высшую лигу». А мечта — это преодоление себя настоящего, постоянный процесс — если не сказать бесконечный. «Наличие кредо подразумевает некоторую статичность в воззрениях, их завершенность и оформленность, — считают в Rhizome Group. — Для молодого архитектора это качество сомнительно и бесперспективно».

А мы о бесперспективном тут и не говорим.

 

Некоторые реализации

2016 — второй книжный магазин «Республика» в Санкт-Петербурге

2015 — библиотека в г. Тихвин, Ленинградская область

2015 — книжный магазин «Республика» в Санкт-Петербурге

2014 — образовательное пространство Manifesta 10 в Главном штабе Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург

 

Некоторые проекты

2015 — концепция развития горного парка Рускеала, Карелия

2016 — реконструкция участка Садового кольца в Москве

 

Конкурсы

2011 — конкурс на въездную стелу в Санкт-Петербург (1-я премия)

2011 — конкурс на проект Бельведера в Никола-Ленивце, Калужская область

2013 — всероссийский архитектурный конкурс «Лучший миниполис», первая премия в номинации «Планировочная организация миниполиса»

2013 — EASA 013 Pavilion Competition, конкурс на разработку проекта павильона на центральной площади города Жужемберк, Словения (шорт-лист, особо отмеченный проект)

2013 — конкурс на реконструкцию здания Союза Болгарских Художников, София, Болгария (4-е место)

2014 — конкурс на архитектурно-художественное решение станции метро «Солнцево» в Москве (1-е место)

 

Публикации

The Village: интервью

«Татлин Моно. Молодые архитекторы России 2011-2012»

«Проект Россия» № 70: статья Марии Качаловой «Уроки голландской архитектуры в Эрмитаже»

Статьи для журнала «Port Россия»

«Проект Балтия» № 19/2013: исследование на тему влияния голландской архитектуры на санкт-петербургскую

Подробности проектов бюро ищите в нашей галерее на верху страницы

Изображения © RHIZOME Group

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще