Архитектурное бюро Megabudka

Те, кто до сих пор видит в инициативе источник возможной опасности, просто незнаком с неугомонной троицей — Артемом Укроповым, Кириллом Губенаторовым и Дарьей Листопад. Хотя даже люди, далекие от архитектуры, кажется, уже знают их имена: ведь именно благодаря своей инициативности и бурной общественной деятельности эти молодые ребята успели стать популярными и даже медийными персонами.

Архитектурное бюро Megabudka
Архитектурное бюро Megabudka

Сооснователи: Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад, Артем Укропов

Количество сотрудников: 10

Год основания: 2014 

WWW: megabudka.ru

1 из 25
Концепция развития территории ландшафтного парка «Митино»
Концепция развития территории ландшафтного парка «Митино»

Место: Москва, парк «Митино»

Площадь участка: 140 га

Год: 2015

2 из 25
Концепция развития территории ландшафтного парка «Митино»
Концепция развития территории ландшафтного парка «Митино»
Главный инструмент преобразований в парке — сама природа. Все, что строится, — должно быть выращено, все, что ограждает, — может быть высажено и через время сформирует природную ограду. Здесь природа — это архитектура.
3 из 25
Концепция развития территории ландшафтного парка «Митино»
Концепция развития территории ландшафтного парка «Митино»
Настроение и атмосфера в парке также формируется через природу. Насыщение активностями должно уравновешивать ландшафт и отличное настроение.
4 из 25
Концепция развития территории ландшафтного парка «Митино»
Концепция развития территории ландшафтного парка «Митино»
Парк Митино как сложившийся организм должен развиваться сам и дальше — человек для себя приспосабливает лишь маршруты и настраивает функции парка.
5 из 25
Концепция развития территории ландшафтного парка «Митино»
Концепция развития территории ландшафтного парка «Митино»
Но уже сейчас парк имеет огромный природный потенциал, который можно уже использовать, чтобы получить успешно функционирующую устойчивую коммерческую модель.
6 из 25
Проект реконструкции библиотеки «Букводом»
Проект реконструкции библиотеки «Букводом»

Место: парк «Сокольники», Москва

Общая площадь: 1000 кв. м

Год: 2014-2015

7 из 25
Проект реконструкции библиотеки «Букводом»
Проект реконструкции библиотеки «Букводом»

Место: парк «Сокольники», Москва

Общая площадь: 1000 кв. м

Год: 2014-2015

8 из 25
Проект реконструкции библиотеки «Букводом»
Проект реконструкции библиотеки «Букводом»

Место: парк «Сокольники», Москва

Общая площадь: 1000 кв. м

Год: 2014-2015

9 из 25
Проект реконструкции библиотеки «Букводом»
Проект реконструкции библиотеки «Букводом»

Место: парк «Сокольники», Москва

Общая площадь: 1000 кв. м

Год: 2014-2015

10 из 25
Проект реконструкции библиотеки «Букводом»
Проект реконструкции библиотеки «Букводом»

Место: парк «Сокольники», Москва

Общая площадь: 1000 кв. м

Год: 2014-2015

11 из 25
Проект реконструкции библиотеки «Букводом»
Проект реконструкции библиотеки «Букводом»

Место: парк «Сокольники», Москва

Общая площадь: 1000 кв. м

Год: 2014-2015

12 из 25
Культурный центр «Русский характер»
Культурный центр «Русский характер»

Место: «Новая Москва»

Площадь участка: 3,5 Га

Год: 2014

13 из 25
Культурный центр «Русский характер»
Культурный центр «Русский характер»
Жюри конкурса «Русский характер», объявленного ГК «Мортон» на разработку концепции Русского культурно-просветительского Центра для микрорайона «Бутово Парк», признало лучшим проект «Дача во дворе» практически единодушно.
14 из 25
Культурный центр «Русский характер»
Культурный центр «Русский характер»
На первом открытом этапе конкурса организаторы просили участников прислать три документа: портфолио, набор ассоциаций к понятию «современная русская архитектура» и мотивационное письмо. Вот, что написала Megabudka: «Мы яростно хотим воплотить этот объект! При этом понимаем, что он должен стать лучшим; попасть во все мировые журналы, и своим примером показать, что в современной России тоже делают качественную архитектуру, при этом со своим собственным уникальным стилем! А этот стиль нам и предстоит выработать специально для данного Культурно-просветительского Центра».
15 из 25
Культурный центр «Русский характер»
Культурный центр «Русский характер»
Изначально на конкурс было подано 96 заявок из 27 стран мира: Германии, Великобритании, Италии, Франции, Финляндии, Швейцарии, Словении, Португалии, Испании и др. Для участия во втором туре экспертный совет конкурса отобрал 15 бюро, до финиша дошли 12, из них 8 российских и 4 зарубежных: Мастерская Тотана Кузембаева, «А-Б cтудия», бюро «Мосин и партнеры», Мастерская ТАФ, Студия MEL, «Поле-дизайн», Мастерская Алексея Козыря, Megabudka, а также бюро OFIS Arhitekti (Словения), бюро ALA Architects (Финляндия), тандем-бюро ENOTA+Arhimetrics (Словения), бюро Kubota&Bachmann (Швейцария). Чем же Megabudka покорила жюри?
16 из 25
Культурный центр «Русский характер»
Культурный центр «Русский характер»
Понятие «дача», столь близкое русскому человеку, — одно из определяющих архитектурно-топологических образований, которое является частью собирательного образа сегодняшней России. Первые дачи появились еще при Петре I, затем приобрели особую социальную значимость в период СССР и актуальны по сей день. Слово «дача» как сугубо национальное понятие переводится на другие языки не иначе как «dacha». Т.е. становится в один ряд с такими чертами русского, как «матрешка», «самовар», «бабушка» и «борщ».
17 из 25
Культурный центр «Русский характер»
Культурный центр «Русский характер»
Способность дачи гибко вписываться в любые жесткие рамки или отведенные сотки, при этом проявляя собственное «я», — идеальная показательная черта русского характера. В современном ритме мегаполиса потребность в даче огромна, а нехватка времени и нежелание проводить время в пробках на загородных шоссе ограничивают возможность ее посещения.
18 из 25
Культурный центр «Русский характер»
Культурный центр «Русский характер»
Жюри отметило возможность наращивания количества элементов и многофункциональность проекта, а также тот факт, что, изменяясь в плане, проект останется узнаваемым вне зависимости от формы участка, на который он будет «посажен». Кроме того, дерево как материал для строительства и негородские формы делают этот проект живым и сентиментальным. «Дача во дворе» – полноценная попытка создать русский образ в XXI веке.
19 из 25
Концепция реконструкции Триумфальной площади
Концепция реконструкции Триумфальной площади

Место: Триумфальная площадь, Москва

Площадь участка: 3 га

Год: 2013

20 из 25
Концепция реконструкции Триумфальной площади
Концепция реконструкции Триумфальной площади
Углубленная внутренняя площадь образована основными пешеходными маршрутами и не мешает им. Здесь создается отгороженная от дороги уютная зона с амфитеатром, есть возможность проводить поэтические чтения и небольшие концерты, а зимой устраивать каток.
21 из 25
Концепция реконструкции Триумфальной площади
Концепция реконструкции Триумфальной площади
Во внутреннюю площадь выходят, находящиеся ниже уровня основной площади, кафе, магазины, туалеты информационный центр.
22 из 25
Концепция реконструкции Триумфальной площади
Концепция реконструкции Триумфальной площади
Предлагается присоединить участок 2-й Брестской улицы к композиции обновленной Триумфальной площади и устроить здесь крытый пешеходный пассаж.
23 из 25
Коворкинг в парке «Красная Пресня»
Коворкинг в парке «Красная Пресня»

Место: Москва, парк «Красная Пресня»

Площадь участка: 500 кв. м

Год: 2013

24 из 25
Коворкинг в парке «Красная Пресня»
Коворкинг в парке «Красная Пресня»
Перед объемом здания коворкинга располагается летняя терраса, причем таким образом, что скрывает под собой этот самый объем.
25 из 25
1 / 25

Увеличить
Архитектурное бюро Megabudka

Сооснователи: Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад, Артем Укропов

Количество сотрудников: 10

Год основания: 2014 

WWW: megabudka.ru

© Megabudka

Архитектурное бюро Megabudka

Им то ли 2 года, то ли уже 9 лет: хотя формально ООО «Мегабудка» появилось в 2014 году, ее учредители познакомились гораздо раньше — как это бывает, еще в МАРХИ. В момент окончания, в 2007-м, сформировали свою команду для участия в конкурсах и фестивалях. И команда стала в этих конкурсах выигрывать — неожиданно по их собственным словам, но, если вдуматься, вполне ожидаемо. И вот почему.

Не так давно, летом 2016 года, «Мегабудка» приняла участие в социальном проекте, в рамках которого разрабатывался «Глоссарий смыслов русского дизайна»: в течение многих часов лучшие дизайнерские умы совместно пытались выделить «молекулу» — или, если хотите, генетический код — нашего аутентичного, «русского» подхода к архитектуре и дизайну. И так уж получилось, что из выявленных в итоге 19 характерных слов-понятий большую их часть творчество бюро иллюстрирует на таком же интуитивно-понятном уровне, как если бы с планами и эскизами «Мегабудки» составлялся, к примеру, не глоссарий, а словарь. То ли потому, что на ключевом мозговом штурме все трое основателей бюро проявили особо ударную активность, то ли потому — и это всего вероятнее, — что то, что они делают, — действительно квинтэссенция некоего «русского кода».

Возьмем, скажем, понятие «русский Космизм». Уже из-за одного названия коллектива, в котором сами архитекторы признают параллели с Wowhaus/"вау-домом" (двое из троих партнеров «Мегабудки» — бывшие сотрудники бюро Олега Шапиро и Дмитрия Ликина), можно было бы заподозрить их в следовании идеям этого философского течения. Его суть — в стремлении с помощью грамотного подхода преодолеть несовершенства этого мира: если заказчик — то пусть будет супер-заказчик (собирательный образ инвестора и конечных пользователей), в глазах которого архитектор должен быть настоящим супергероем, решающим все его насущные проблемы. А если уж мечтать о каком-нибудь проекте — то, как минимум, о мегатеатре, отличающемся многозадачностью и «Многослойностью» (последнее — еще одно понятие из «Глоссария»).

Проект культурно-досугового центра «Дача во дворе», 2014. Макет

Проект культурно-досугового центра «Дача во дворе», 2014. Макет

Проект культурно-досугового центра «Дача во дворе», 2014. Макет

Или, например, «Душевность» — именно она помогла в свое время конкурсному проекту «Мегабудки» культурного центра жилого квартала в Новой Москве занять первое место, причем с большим отрывом. Недаром конкурс назывался «Русский характер»: образ старой доброй дачи показался уместным большинству представителей весьма солидного жюри. В нем была не только душевность, но и «Ностальгия», «Традиционность», «Эмоциональность», "Добротность«(очередные четыре понятия из списка). А еще пятое — «Размах», потому как, предвидя востребованность подобных центров и в других жилых районах, архитекторы сделали свой проект на перспективу — модульным и гибким по отношению к участку любой конфигурации и площади.

Размах по-русски — это и великодушие. У «Мегабудки» оно проявляется в почти бескорыстном стремлении помочь понять людям, чего они хотят, — ведь часто «супер-заказчик» не в силах сформулировать адекватное своим потребностям задание. Поэтому, помимо глобальной задачи архитектора — «не испортить окружающую среду и создать устойчивую гармонию», а также утилитарной задачи «преобразовывать ТЗ заказчика в чертежи», «Мегабудка» ставит перед собой дополнительную: просвещение масс.

Проект на конкурс реконструкции 2-го участка Тверской и Тверской-Ямской улицы, 2016

Проект на конкурс реконструкции 2-го участка Тверской и Тверской-Ямской улицы, 2016

Проект на конкурс реконструкции 2-го участка Тверской и Тверской-Ямской улицы, 2016

Самый очевидный — но отнюдь не самый простой способ — это провокация, подстегивание к дискуссии, самообразованию (и сопутствующий этому «Драматизм»). Таким, например, был альтернативный проект реконструкции Триумфальной площади: когда только стало известно, что у подножья памятника Маяковскому будут проводить ремонтные работы, «Мегабудка», в пику Департаменту ЖКХ, предложила свой вариант переделки, в котором 2-я Бресткая превращалась в крытую пешеходную галерею, а изваяние поэта оказывалось в красной «яме».

Проект опубликовал в своем блоге Илья Варламов, и его нарочитую эпатажность, рассчитанную как раз на эмоциональную обратную реакцию, тогда, к сожалению, мало кто оценил. Зато возмущение в комментариях переросло в реальных митинг у стен Москомархитектуры (окна Комитета выходят как раз на Триумфальную), и в результате правительство Москвы таки устроило открытый архитектурный конкурс. Проект-победитель от buromoscow уже даже реализовали — подробнее о нем мы писали в материале «Предмет дискуссии и дегустации: общественные пространства новой формации».

Благоустройство Черниговского переулка, 2015

Благоустройство Черниговского переулка, 2015

Благоустройство Черниговского переулка, 2015

В той же статье мы рассказывали о другой недооцененной инициативе «Мегабудки» — проекте благоустройства Черниговского переулка в Замоскворечье. Решение выкрасить асфальт в белый цвет и поставить белую же деревянную мебель, пожалуй, действительно было радикальным — но только если забыть о формате временного эксперимента, режиме «теста» в осознанно небрежном и дешевом исполнении. По результатам этого теста жители, к чаяниям которых так упорно пытается прислушиваться «Мегабудка», должны были внести свои коррективы для разработки постоянной версии проекта. Что же получилось? Переулок раскритиковали в соцсетях и в прессе в пух и прах, не оставив шанса ни одному белому пятнышку. Сохранилась только пешеходная функция — и в этом году вместо легких белоснежных скамей в Черниговском чернеют стандартные гранитные глыбы клумб. Стало ли лучше? Ничуть не менее спорный вопрос, чем о «красивости» белого асфальта.

Меж тем этот проект имел и другое значение. Он стал чуть ли не первым «плодом» заседаний клуба социальных архитектурных инициатив «Кафедра*среды» — еще одной уникальной истории, придуманной «Мегабудкой». В каком-то смысле она стала продолжением спецпроекта «Двор архитектора», осуществленного вместе с сообществом Archipeople: чтобы побороть распространенную ситуацию с благоустройством без участия архитектора, был проведен конкурс, в котором всем желающим предлагалось придумать проект собственного двора. И чтобы соседи потом могли оценить и почувствовать, что такое качественные архитектурные решения и каким бы прекрасным могло бы стать место, где они живут (результаты были показаны в спецпроекте на выставке АРХ Москва).

Реализация проекта благоустройства двора в г. Выкса, Нижегородская область, 2015

Реализация проекта благоустройства двора в г. Выкса, Нижегородская область, 2015

Реализация проекта благоустройства двора в г. Выкса, Нижегородская область, 2015

Ведь чтобы сдвинуть с места лежачий камень, нужно лишь, чтобы неравнодушные архитекторы встретились с неравнодушными жителями. Как это пытается организовать «Кафедра*среды», собирая увлеченных архитекторов, находя интересную задачу и по ходу обучая решать ее через общение. Как это случилось в городе Выкса в Нижегородской области, где под кураторством уже упоминавшегося Олега Шапиро летом 2015 года в очередной раз проходил фестиваль «Арт-овраг». Подробный репортаж о фестивале за последние 6 лет читайте здесь — в частности, про то, что в прошлом году там был спроектирован первый «Арт-двор» совместно с горожанами: концепция рождалась в течение серии встреч-воркшопов, которые проводила как раз «Мегабудка», и реализовывалась также при участии обитателей конкретного выксунского двора. Причем успех был таким, что год спустя среди дворов, претендующих на переделку, устраивался отдельный конкурс, и в будущем, несмотря на смену куратора, проект «Арт-двор» планируется продолжать.

Собственно, тому, как ловко «Мегабудке» удаются именно социальные проекты, и без того немало свидетельств. Причем для них социальное проектирование — это не значит «работать бесплатно» (хотя после «ночи длинных ковшей» за советом, как можно было бы освоить пространство возле «Чистых прудов», широкая общественность обращается к ним). Проектируемые объекты не должны быть и непременно социальными — хотя «Мегабудка» и занимается детскими садами. Это даже необязательно места, связанные с социумом и обществом, — в портфолио бюро есть частные и офисные интерьеры (об одном из них — штаб-квартире Solvers — читайте здесь).

Предложения по переустройству опустевшего после сноса павильонов участка возле метро «Чистые пруды», 2016

Предложения по переустройству опустевшего после сноса павильонов участка возле метро «Чистые пруды», 2016

Предложения по переустройству опустевшего после сноса павильонов участка возле метро «Чистые пруды», 2016

Суть социального проектирования — в том самом контакте с непосредственным заказчиком. И чем этот заказчик массовей, чем более он «супер» — тем архитектору интереснее. Ведь с таким нужно разговаривать на понятном ему языке — не узкоспециализированном, как мы привыкли, а максимально доступными средствами. Для популяризации правильных идей хороши любые расхожие приемы: комиксы, клипы, реалити-шоу. Все эти возможности они и хотят использовать: Кирилл Губенаторов — еще и музыкант, а Артем Укропов получил допобразование в области кинопроизводства. Ребята верят, что если стать и впрямь медийными персонажами — среди масс, а не только в среде профессионалов, — то изменится статус архитектора, «качество» заказчика — и, как следствие, качество архитектуры. Достичь этой цели можно, только наращивая охват.

Поэтому так много у «Мегабудки» проектов общественных пространств и коворкингов (тоже, по сути, общественных пространств массового пользования — только под крышей): улиц (Москва) и набережных (Новосибирск), игровых площадок и пляжей (Москва), жилых комплексов (Новая Москва) и торгово-развлекательных кварталов (Рига). Даже такой, казалось бы, безнадежный в плане «человеческого» благоустройства район, как закатанный в асфальт «Москва-сити», тоже поручили доводить до ума «Мегабудке».

 Благоустройство участка улицы возле Даниловского рынка

Благоустройство участка улицы возле Даниловского рынка

Остановка общественного транспорта в Новой Москве

Остановка общественного транспорта в Новой Москве

Проект-победитель конкурса на реконструкцию квартала в Риге

Проект-победитель конкурса на реконструкцию квартала в Риге

И ведь должно у них получиться — достанет им и «Удали» (продолжаем идти по тому же «Глоссарию»), и «Смекалки», и даже «Авангардности». Хотя сами архитекторы формулируют свой творческий рецепт гораздо проще — «рациональность и немного безумия». Но в этом «безумии» (то есть «Иррациональности») и заключается «изюминка»: в том, что оно — каждый раз разное, одним словом или понятием охарактеризовать его невозможно. А это, в свою очередь, — главная особенность загадочной русской души, формализованная в «Глоссарии» понятием, введенным московской концептуальной школой, — «Колобковость». Этот термин и про ускользание, и про трансцендентальность, и про эскапизм, о котором так много говорят...

Так что ребята из «Мегабудки», рассуждая о том, что главная проблема российской архитектуры — отсутствие самоидентификации, — кажется, все-таки поспешили.

Юлия Шишалова

Архитектурное бюро from ukropov on Vimeo.

Избранные реализации

Павильон коворкинга, о. Новая Голландия, Санкт-Петербург
Пузырчатый павильон, о. Новая Голландия, Санкт-Петербург
«Трубчатый павильон», Сретенский бульвар, Москва
Библиотека «Букводом», парк «Сокольники», Москва
Интерьер «Коворкинг 14», Москва
Интерьер квартиры на Тверской, Москва
Благоустройство двора, г. Выкса Нижегородской области
Благоустройство ЖК «Новомолоково»
Благоустройство Черниговского переулка, Москва
Оливковый пляж в Парке Горького, Москва (в составе wowhaus)
Павильон Первого канала в Парке Горького, Москва (в составе wowhaus)
Павильон платного катка в Парке «Сокольники», Москва (в составе wowhaus)
Андреевский пруд в Парке Горького, Москва (в составе wowhaus)
Ферма на ВДНХ, Москва (в составе wowhaus)

Избранные проекты

Арт-резиденция в Никола-Ленивце, Калужская область
Школа с заглубленными классами
Благоустройство территории в г. Рига, Латвия

Конкурсы

2016 — конкурс на квартал Z-towers, Рига
2014 — культурный центр «Русский характер», организатор ООО «Мортон» (1-е место)
2014 — парк Митино (вышли в финал)
2014 — конкурс на станцию метро Солнцево
2013 — «Арт-Резиденция», организатор «Архполис» (3-е место)
2010 — «Одноразовый дом», организатор «Штуковина.ру» (приз зрительских симпатий)
2010 — фестиваль «Города» в Греции (объект отмечен греческим жюри)
2009 — «Архиконкурс», организатор Nayada (1-е место в номинации «Архиперегородка»)
2009 — фестиваль «Зеленый город» (попадание в TOP-10 лучших; премия за «Самый зеленый объект»)
2008 — архитектурный конкурс «Дом для престарелых» (1-е место)
2008 — международный архитектурный конкурс «Шинкенчику», организатор JA, Япония (особое упоминание жюри; 1-е место среди участников из России)
2008 — конкурс архитектурных идей «Дом без строительных материалов», организатор architektonika.ru (1-е место)
2008 — архитектурный конкурс Zeppelin Station, Россия-Германия (два 3-х места)
2008 — архитектурный конкурс Dorma: the future is now, организатор (3-е место)
2007 — конкурс идеей «про100 дом», организатор «Архитектурный вестник», Россия (поощрительная премия)

Выставки

2016 — «Перспектива»
2015 — «Зодчество»
2015 — Московский Урбанистический Форум
2015 — АРХ Москва
2015 — «Красивые Дома»
2014 — АРХ Москва
2014 — «Зодчество»
2014 — «Леонардо», биеннале современной архитектуры
2013 — АРХ Москва
2013 — «Леонардо», биеннале современной архитектуры
2013 — «Перспектива»
2012 — АРХ Москва

Премии

2012 — «Выставка-конкурс концептуальной архитектуры», организатор BuildTech, Украина (1-е место в номинации «Общественные здания и сооружения»)
2011 — премия «АРХИП» (1-е место в номинации «Концептуальная архитектура»)
2011 — премия «Авангард» в рамках выставки АРХ Москва (три представителя бюро награждены дипломами «Победитель конкурса»)
2010 — фестиваль «Перспектива», организатор Союз Архитекторов России (лауреаты премии)

Прочие инициативы

Многочисленные лекции
Организация клуба социальных архитектурных инициатив «Кафедра*среды»
2015 — воркшоп с жителями «Двор в Выксе»
2015 — воркшоп в Ростове-на-Дону
2014 — серия воркшопов «Черниговский переулок»
2014 — серия воркшопов «Обыденский переулок»
2014 — воркшоп «Набережная в Нижнем Новгороде»
2014 — выставка «Двор архитектора» (совместно с Люсей Малкис)
2014 — воркшоп «Проектирование на месте» в Нижнем Новгороде
2013 — серия воркшопов «Объекты для Никола-Ленивца»
2013 — серия воркшопов Education Design Fabric
2010 — выставка «Пятилетка»

Избранные публикации

«Большой город»
портал «Архсовета Москвы»
портал Berlogos

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще