Архитектурное бюро ГОРОЖАНЕ / CITIZENSTUDIO

Слово citizen можно перевести и как «горожанин», и как «гражданин». Михаил Бейлин и Даниил Никишин так себя и ощущают — сознательными гражданами, думающими и тонко чувствующими, неравнодушными к судьбе своего города и стремящимися доступными им средствами «вылечить» его «недуги». Город они, впрочем, пишут всегда с большой буквы — и пытаются быть его Горожанами.

ГОРОЖАНЕ / CITIZENSTUDIO
ГОРОЖАНЕ / CITIZENSTUDIO

Основатели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин

Год основания: 2010

WWW: citizenstudio.ru

Facebook: CITIZENSTUDIO

1 из 63
Фотогалерея «Глаз»
Фотогалерея «Глаз»

Место: Малая Ордынка, 27, Москва

Общая площадь: 209 кв. м

Год реализации: 2011

Фото: Naroditskiy Alexey

Задача: создание многоуровневого и разнообразного экспозиционного объема в помещении заводского цеха, разработка разных сценариев работы и жизни пространства

2 из 63
Фотогалерея «Глаз»
Фотогалерея «Глаз»
Помещение, некогда бывшее цехом халвы завода «Рот-Фронт», представляло из себя зал примерно 12х12 м и высотой 7 м. В левой его части располагался приямок (для сушки орехов) глубиной 0,88 м. Крипичные стены были отделаны голубой плиткой в аварийном состоянии.
3 из 63
Фотогалерея «Глаз»
Фотогалерея «Глаз»

Необходимо было создать интересное пространство галереи с максимальной повесочной площадью, что особенно важно для экспозиций. Необходимо также было уделить внимание созданию удобного и просторного хранилища выставочных экспонатов и отдельно — кладовке для хозяйственных нужд.

4 из 63
Фотогалерея «Глаз»
Фотогалерея «Глаз»
Имея в распоряжении высокое помещение цеха и пользуясь тем, что вход с улицы располагался на отметке + 1.300 м относительно пола, архитекторы разделили пространство цеха на три уровня: 0.000 (уровень пола), 1.300-1.750 (уровень входа) и 3.700 (уровень антресоли). В заглублении приямка разместили хранилище экспонатов площадью 17 кв.м. Таким образом из единого пространства получили 4-хуровневую галерею, увеличив площадь со 150 до 209 кв. м.
5 из 63
Фотогалерея «Глаз»
Фотогалерея «Глаз»
Конструкции подиума и антресоли металлические, независимые, не связанные с существующими стенами и колоннами и опирающиеся на горизонтальные швеллеры, равномерно распределяющие по полу нагрузку. Лестницы сварены из металлических двутавровых балок (косоуры) и швелеров (проступи). Поручни и ограждения сделаны из металлических прутьев и металлической полосы (перила)
6 из 63
Фотогалерея «Глаз»
Фотогалерея «Глаз»

Внутренние перегородки — гипсокартонные. На стенах обнажена кирпичная кладка. На колоннах сохранена аутентичная отделка черно-белой плиткой. Старые стеклоблоки в окнах сохранены и отреставрированы. Так же нетронутым остался бетонный пол с колотым камнем на уровне 0.000. На новых уровнях пол цементный.

7 из 63
Фотогалерея «Глаз»
Фотогалерея «Глаз»
На уровне - 0.880 располагается хранилище экспонатов. Уровни 0.000, 1.300 (вход) и 1.750 являются выставочными. Там же располагается ресепшн, санузел и кладовая. Уровень 3.700 занимает офис.
8 из 63
Фотогалерея «Глаз»
Фотогалерея «Глаз»
Вся галерея построена руками бригады из 4-х строителей. Конструкции и детали сделаны вручную по чертежам архитекторов. Это позволило добиться низкой стоимости реализации проекта.
9 из 63
Реорганизация прибрежной зоны Днепра Central Park
Реорганизация прибрежной зоны Днепра Central Park

Место: центр Киева, Украина

Общая площадь: 110 га

Год: 2012

10 из 63
Реорганизация прибрежной зоны Днепра Central Park
Реорганизация прибрежной зоны Днепра Central Park
Сегодня вся парковая зона вдоль Днепра отрезана от реки шоссе. Также практически нет выходов к воде. Проект Citizen Studio объединял парк на склонах с Днепром, превращая его в единое, комфортное общественное пространство, новый центр Киева.
11 из 63
Реорганизация прибрежной зоны Днепра Central Park
Реорганизация прибрежной зоны Днепра Central Park
Второй идеей проекта было создание виртуальной социальной сети города с точками доступа непосредственно в парке для проведения соцопросов, выдвижения новых инициатив и развития города для горожан.
12 из 63
Инсталляция «Москва в ожидании Расширения...»
Инсталляция «Москва в ожидании Расширения...»

Год: 2012

Идея: саркастический проект в жанре «антиутопия» на тему расширения границ Москвы

13 из 63
Инсталляция «Москва в ожидании Расширения...»
Инсталляция «Москва в ожидании Расширения...»
Это только кажется, что Москва растет вширь… Москва растет вверх! Растет благосостояние граждан, растет культура, растут возможности, стремительно несутся ввысь амбиции!
14 из 63
Инсталляция «Москва в ожидании Расширения...»
Инсталляция «Москва в ожидании Расширения...»

Каждый шаг к центру Москвы — это огромный скачок для человека в его извечном стремлении к небу. Каждое пройденное кольцо — ступень вверх. Вот еще немного и — вершина. И от нее уже так близко небосвод, тот, который еще недавно был так далек, недосягаем, а теперь — стоит только руку протянуть, и он твой! Знай, это дала тебе Москва!

15 из 63
Инсталляция «Москва в ожидании Расширения...»
Инсталляция «Москва в ожидании Расширения...»

Потому-то люди Подмосковья застыли в ожидании... Вот-вот у их ног окажутся первые ступени этой лестницы счастья. Еще немного подождать, и ты тоже — москвич, и ты тоже сможешь взойти и отхватить свой кусочек неба...

16 из 63
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Городской культурный навигатор CUL^TRO

Год проектирования: 2013

Идея: проект «Городской Культурный Навигатор» – проводник культурной жизни Москвы; он призван облегчить ориентирование по культурным объектам города, создать сеть комфортных общественных пространств как в городе, так и непосредственно в московских музеях 

17 из 63
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Городской культурный навигатор CUL^TRO

CUL^TRO может стать визитной карточкой Москвы, ее узнаваемым брендом. Проект состоит из 3-х частей: культурная карта, городское фойе, музейная гостиная. В Москве очень много музеев. Но, за исключением самых известных и крупных, о них мало кто знает/помнит, и, соответственно, посещаемость их мала. Тем не менее, многие из них живут очень интересной жизнью. Также в Москве очень слабо представлена система ориентирования между достопримечательностями, мало туристической информации, а та, которая есть — фрагментарна.

18 из 63
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Городской культурный навигатор CUL^TRO

Москва — не самый удобный для туриста город. С ее богатыми достопримечательностями, множеством музеев и проч., практически нет подходящего для горожан и туристов общественного пространства, где они могут отдохнуть, получить подробную информацию, в процессе прогулки проложить или скорректировать свой маршрут, дополнить его новыми точками. С учетом сурового климата, это приобретает особую ценность. Музеи практически не оборудованы такими пространствами. Сегодня эту функцию берут на себя кафе.

19 из 63
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Городской культурный навигатор CUL^TRO

Таким образом, авторам показалось, что Москве не хватает единой культурной карты, объединяющей достопримечательности в пешеходные маршруты с удобным ориентированием и выбором этих самых маршрутов. А также сети информационных общественных пространств на этих маршрутах — опорных точек карты — содержащих всю информацию о культурной жизни города, зоны отдыха и тепла. На основе этих аспектов мы создали свой проект «ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНЫЙ НАВИГАТОР».

20 из 63
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Проект «Городской культурный навигатор» — проводник в культурной жизни Москвы. Он призван облегчить ориентирование по культурным объектам города, создать сеть комфортных общественных пространств — как в городе, так и непосредственно в московских музеях. «Культурный навигатор» может стать «визитной карточкой» Москвы, ее узнаваемым брендом. Проект состоит из нескольких частей.
21 из 63
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Первая часть проекта «Культурный навигатор» — «культурная карта Москвы». Это карта пешеходных туристических маршрутов по культурным объектам центра города. По аналогии с картой метрополитена, система облачена в форму единой сети, сотканной из линий — маршрутов движения, и станций — объектов культуры (музеев, театров, выставочных площадок и тд). Каждая линия имеет свой цвет и название. Ее дизайн намеренно схож со схемой метрополитена, так как она (схема) — один из символов Москвы.
22 из 63
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Система объединяет воедино как известные, так и малоизвестные объекты культуры. Пользователю Культурного навигатора предлагается возможность как самому создавать различные маршруты, так и выбрать из списка маршрутов, выстроенных согласно предпочтениям пользователя. Система «Культурный навигатор» воплощена в схеме, карте и электронном приложении. Выбрать маршрут предлагается по наглядной схеме, а следовать по нему — по карте, на которую маршруты нанесены с высокой подробностью.
23 из 63
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Городской культурный навигатор CUL^TRO
В городе система представлена информационными стендами, а также «Городскими фойе», играющими роль маяков-порталов культурной жизни. Для удобного поиска в городе используются знаки-ориентиры и мобильное приложение с функцией навигатора. Важной особенностью системы является тот факт, что она может постоянно видоизменяться, расти, прибывать все новыми и новыми объектами, инициативами, отражая все многообразие культурной жизни столицы.
24 из 63
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Вторая часть проекта — «Городские фойе» — это небольшие павильоны, располагающиеся в узловых точках «Культурной Карты Москвы» на площадях при пересечении культурных маршрутов. Они — новый маяк в культурном пространстве мегаполиса и связующие звено между повседневной и культурной жизнью города. «Городское фойе» является тем порталом, через который человек проникает в пространство культурных событий города, получает информацию о деятельности как всемирно известных культурных объектов, так и о тех, которые до сегодняшнего дня оставались «в тени».
25 из 63
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Городской культурный навигатор CUL^TRO
«Городское фойе» по сути является перевалочным пунктом на туристических маршрутах, информационной базой, отправная точкой в путешествии по культурной среде мегаполиса. Оно сочетает в себе анонсирование событий (медиа-экраны с анонсами, брошюры, афиши и т.д.), навигацию, электронную билетную кассу (продажа билетов на выставки, концерты, спектакли), городскую информацию (книжный магазин, брошюры, буклеты), экскурсионное бюро, кафе / зону отдыха.
26 из 63
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Городской культурный навигатор CUL^TRO
Архитектура павильонов может быть разной. Предлагается устраивать архитектурные конкурсы на дизайн каждого павильона. Важна их узнаваемость, единый дизайн-код и вписанность в контекст исторического города. Проект выставлялся на Московском Урбанистическом Форуме — 2013 и занял 1 место на голосовании экспертов среди проектов «Чего хочет Москва», получив высокие оценки Департамента Культуры г. Москвы.
27 из 63
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»

Место: усадьба Талызиных, флигель садовника, Староваганьковский пер., Москва

Общая площадь: 183 кв. м

Год проектирования: 2014-2015

Идея: показать в экспозиции творчество Мельникова через его жизненный путь; связать историю страны с историей рождения шедевров архитектуры, забвением и творческой реабилитацией мастера

28 из 63
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Помещение музея располагается в памятнике архитектуры XVIII-XIX века — флигеле садовника на территории усадьбы Талызиных — современного Государственного музея архитектуры им А.В. Щусева. По проекту музей занимает весь первый этаж флигеля площадью 180 кв.м. Помещение разбито на комнаты с капитальными кирпичными стенами. Историческая кладка практически везде обнажена. Высота потолков 260 см.
29 из 63
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Свою задачу архитекторы видели в том, чтобы показать творческую жизнь Константина Мельникова в контексте времени. Экспозиция представляет собой единую линию. Система из гипсокартонных стен и небольшого подиума, представляя собой белую ленту, в каждой комнате имеет свою форму в плане, и в каждой из них эта неразрывная линия формирует свое неповторимое пространство.
30 из 63
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Материалы экспозиции расположены непосредственно на гипсокартонных стенах и подиуме, из которых лента и состоит. В архитектуре экспозиции авторам хотелось передать ощущение и эмоции от творчества Мельникова. Поэтому ленте придали в плане форму наиболее частых и характерных для архитектуры Мельникова графических элементов.
31 из 63
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Линия подиума непрерывна, символизируя жизненный путь, а линия стены, символизирующая творческий путь Константина Степановича, изменяется от цельной — в залах, посвященных расцвету его творчества, — до прерывистой: в местах, повествующих о забвении и травле.
32 из 63
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Таким образом, она графически демонстрирует взлет, падение и творческую реабилитацию великого архитектора. Это своеобразная кардиограмма жизни Мельникова — графический код его драмы.
33 из 63
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Входная группа выполнена из крашеного дерева и в своей архитектуре напоминает забор дома Мельникова. Стена, отделяющая входное пространство от складской зоны двора, состоит из деревянных ламелей 40х60 мм с промежутком 60 мм, как и в заборе дома.
34 из 63
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Отвечая духу творчества Мельникова, вся архитектура музея построена на сочетании белых и кирпичных стен — ленты экспозиции и существующего пространства флигеля. Полы предполагается сделать наливными, нейтрального серого цвета.
35 из 63
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Подиум устанавливается на тонком каркасе из черного металла — таким образом он буквально парит в темном пространстве залов. Потолки — белые. Освещение выхватывает из полумрака дома белую ленту экспозиции — яркую линию, тянущуюся из зала в зал, причудливо извиваясь. Линию, несущую в себе жизнь и творчество великого архитектора Константина Мельникова.
36 из 63
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»
Музей Константина и Виктора Мельникова «Линия жизни»

Интервью с Михаилом Бейлиным и Даниилом Никишиным, в котором они рассказывали archspeech о своей концепции музея, можно почитать здесь.

37 из 63
Многофункциональное пространство «Форум»
Многофункциональное пространство «Форум»

Место: Государственный Исторический Музей Москвы

Общая площадь: 325 кв. м

Год проектирования: 2014 г.

Идея: создание Музейной Гостиной – необходимого не только Историческому Музею, но и всему культурному комплексу Красной площади места, одновременно являющегося информационной точкой, местом отдыха, лекционным залом и библиотекой. Форум – открытая городская зона музея. Объект сборно-разборный, так как в памятнике архитектуры запрещено строительство.

38 из 63
Многофункциональное пространство «Форум»
Многофункциональное пространство «Форум»
Современный музей — это уже не только выставочные залы, но и важное городское общественное пространство. Здесь сосредоточено множество функций: образование, развлечение, отдых, место для общения, торговля и прочее. Сейчас практически в каждом музее в Европе и Америке существуют пространства, отвечающие этим функциям: как правило, являясь узловой точкой музея, они одновременно представляет из себя ОБЪЕКТ, являющийся символом этого музея. Самые яркие примеры — пирамида в Лувре, Музей современного искусства в Вене, павильоны в Версале.
39 из 63
Многофункциональное пространство «Форум»
Многофункциональное пространство «Форум»
Государственный Исторический Музей расположен в самом сердце Москвы. Он окружен большим количеством достопримечательностей, в том числе музеями: Кремль, Политехнический музей, Зоологический Музей, Большой и Малый Манежи, Гостиный Двор и проч. Если обратить внимание на карту, то мы поймем, что ГИМ находится практически в центре перечисленных музеев.
40 из 63
Многофункциональное пространство «Форум»
Многофункциональное пространство «Форум»
Таким образом, на взгляд автором, развитие общественной функции музея посредством создания в нем многофункционального пространства — крайне правильный шаг, в результате которого ГИМ может стать одним из главных центров туристической и культурной жизни города.
41 из 63
Многофункциональное пространство «Форум»
Многофункциональное пространство «Форум»
Государственный исторический музей является комплексом из нескольких зданий, четыре из которых (ГИМ, Музей Ленина, Палаты Романовых и Собор Василия Блаженного) находятся в шаговой доступности. Этот комплекс нуждается в координационном центре — месте, придя в которое посетитель мог бы узнать про все экспозиции музея, изучить литературу, совершить виртуальный тур — в конце концов, просто отдохнуть, выпить кофе, не покидая музея.
42 из 63
Многофункциональное пространство «Форум»
Многофункциональное пространство «Форум»
Зал собраний на втором этаже Бывшего здания Первой Государственной Думы России подходит на эту роль. Кроме того, его историческая функция — зал собраний — должна быть сохранена: в нем должна быть возможность провидения разнообразных мероприятий со зрителями. Удобная доступность — вход с Манежной площади, торжественная лестница на второй этаж в зал, возможность доступа инвалидов, помещение площадью 325 квадратных метров 13-ти метровой высоты — все это делает зал идеально подходящим под функцию «сердца» всего музейного комплекса.
43 из 63
Многофункциональное пространство «Форум»
Многофункциональное пространство «Форум»
В своем проекте архитекторы предлагают создать в пространстве зала двухуровневый объем, на первом этаже которого будет располагаться фойе, библиотека и кафе (без кухни — только кофе, чай и прохладительные напитки), на втором — небольшой зал со сценой и трибунами. Объем огражден ячеистой структурой, размеры ячеек изменяются в зависимости от функции конкретной зоны: в зоне кафе они являются полками для посуды, в библиотеке — книжными полками и т.д.
44 из 63
Многофункциональное пространство «Форум»
Многофункциональное пространство «Форум»
Первый и второй этажи соединены двумя лестницами. Высота объекта 8 м 40 см, общая площадь двух этажей 197 кв. м. Возможно проведение собраний и лекций на втором этаже, а также размещение большого количества людей, отдыхающих, пользующихся бесплатным WI-FI, изучающих литературу музея и проч. В одном зале объединяются разнообразные функции, он становится центром всей музейной жизни Охотного Ряда.
45 из 63
Многофункциональное пространство «Форум»
Многофункциональное пространство «Форум»
Памятуя о изначальном предназначении этого места — Зал собраний Государственной Думы России, а так же, учитывая его новую роль, — предлагается дать объекту имя «Форум». И еще одна важная деталь: если снять щиты, закрывающие окна зала изнутри, то ажурная конструкция «Форума» будет видна с Манежной площади и Площади Революции — это визуальная реклама. Она будет притягивать посетителей, видящих необычный и эффектный объем внутри музея.
46 из 63
Многофункциональное пространство «Форум»
Многофункциональное пространство «Форум»
«Форум» предлагается собрать из деревянного клеенного бруса. Данный материал является крайне прочным. Сборность и разборность конструкции позволяет избежать капитального строительства в охраняемом государством памятнике архитектуры.
47 из 63
Многофункциональное пространство «Форум»
Многофункциональное пространство «Форум»
При этом возможно достижение высокого уровня огнестойкости, что необходимо для общественного пространства. Важно, что конструкцию всегда можно демонтировать, а потом собрать заново.
48 из 63
Проект реконструкции территории ручья «Триединство»
Проект реконструкции территории ручья «Триединство»

Место: парковая зона, г. Калининград

Общая площадь: 2 га

Год: 2015

Идея: триединство Воды, Земли и Воздуха путем создания трех прогулочных троп в разных уровнях, открывающее новые измерения парка

Основной задачей проекта авторы видели создание уютного, удобного и неповторимого парка вдоль ручья — променада, который в будущем станет частью большого зеленого коридора Калининграда.

49 из 63
Проект реконструкции территории ручья «Триединство»
Проект реконструкции территории ручья «Триединство»
Было важно создать вариативный маршрут, дающий возможность человеку непрерывно проследовать по этой территории (что осложняется тем, что фактически она состоит из двух участков — зоопарка и города.) Авторы хотели создать комфортную безбарьерную среду для горожан, новый магнит для города, знаковое место. Они назвали свой проект «Триединство», так как он символизирует три стихии: воду, землю и воздух. Поскольку парк вытянут вдоль ручья и движение по нему не предполагает особенной вариативности, променад разделили на три измерения.
50 из 63
Проект реконструкции территории ручья «Триединство»
Проект реконструкции территории ручья «Триединство»
Первый — цепочка из мостков — пойдет непосредственно по поверхности ручья — это «Водная тропа». Второй — извилистые тропинки вдоль по склонов оврага — это «Лесная тропа». Третий — поднимется к кронам деревьев, позволяя увидеть парк, как его видят птицы, — это «Воздушная тропа». Тропы соединяются, прогулка по ним рождает цепь новых переживаний и эмоций, трехмерное обозрение природы, неповторимые и уникальные переживания.
51 из 63
Проект реконструкции территории ручья «Триединство»
Проект реконструкции территории ручья «Триединство»
На территории проектирования предлагается создать три основных променада. «Воздушная тропа» — легкий мост вдоль ручья, начинающийся от пешеходного моста со стороны улицы Носова и оканчивающийся небольшой платформой у Советского проспекта. Начинаясь и кончаясь на уровне земли, тропа к середине поднимается на уровень крон деревьев, позволяя увидеть ручей, зоопарк и город с нового, непривычного горизонта.
52 из 63
Проект реконструкции территории ручья «Триединство»
Проект реконструкции территории ручья «Триединство»
«Лесная тропа» — сеть пешеходных дорожек, проходящих между деревьями вдоль ручья, на своем протяжении имеющие небольшие площадки для отдыха, информационные стенды и мостков. «Водная тропа» — цепочка небольших мостков на уровне воды, ступая на которые, можно идти по ручью, не замочив ног. Взойти на «Воздушную тропу» можно с пешеходного моста, у " Моста поцелуев" со стороны ул. Руставели, и с Советского проспекта. Вход на него свободный и с него нельзя попасть непосредственно на территорию зоопарка.
53 из 63
Инсталляция «Утрата.Трилогия»
Инсталляция «Утрата.Трилогия»

Место: экспозиция «Архитектура действия» на выставке АрхМосква-2015

Год: 2015

При участии: Анна Броновицкая

Идея: Чувство утраты или попытка эмоционального осмысления русской архитектуры

54 из 63
Инсталляция «Утрата.Трилогия»
Инсталляция «Утрата.Трилогия»
Споры об идентичности русской культуры и архитектуры в частности, о поиске ее особого пути четко обозначают ощущение пустоты и потери. Ведь если что-то так усиленно ищут — значит, его нет. Значит — произошла утрата. Тяжело и опасно терять свое прошлое, грустно и обидно терять будущее, переводя его в навсегда не сбывшееся. А на место потерянного настоящего приходят тоска и скука.
55 из 63
Инсталляция «Утрата.Трилогия» Часть 1. Об утрате прошлого. Одичание
Инсталляция «Утрата.Трилогия» Часть 1. Об утрате прошлого. Одичание

Разрушая, мы, прежде всего, создаем пустоту. Два с половиной десятилетия назад жители города приняли решение не осваивать участки на месте разрушенных, снесенных зданий. Люди стали отмечать утрату, предоставив природе самой решать судьбу возникающих пустот в монолите города. Природа запустила процесс. Природа именовала его — одичание. Подробнее здесь.

56 из 63
Инсталляция «Утрата.Трилогия» Часть 2. Об утрате будущего. Параллакс истории
Инсталляция «Утрата.Трилогия» Часть 2. Об утрате будущего. Параллакс истории
Город многослоен. В нем живет не только видимая материя, но и едва осязаемые следы идей прошлого. Они существуют в нашей памяти, в нашем сознании. Словно призраки неслучившегося будущего вплетены они навсегда в ткань города. Существуют, лишь изредка отбрасывая тени на залитые светом мостовые или раскаленные крыши.
57 из 63
Инсталляция «Утрата.Трилогия» Часть 3. Об утрате настоящего. Крутой маршрут
Инсталляция «Утрата.Трилогия» Часть 3. Об утрате настоящего. Крутой маршрут
Пусть это сон. Приснилась Русская Архитектура. Не здания, а прямо она сама. Во сне же бывает. История, воплощенная в форме. Она — как вихрь или волна. Изгибаясь вдоль времени, она задает то крутые, то плавные повороты. История ее вывинчивает — а может, это она сама заставляет историю так крутиться.
58 из 63
Инсталляция «Утрата.Трилогия»
Инсталляция «Утрата.Трилогия»
Но вот она вплывает в вакуум. И нет у нее больше ни траектории, ни направления. Что-то есть, но это — зыбь, не более. И то ли она сама тому виной, то ли история такая пошла — непонятно. Но как-то неспокойно... Хорошо, что это — сон.
59 из 63
Экпозиция Москомархитектуры «Форма Творчества»
Экпозиция Москомархитектуры «Форма Творчества»

Место: 5-я Московская Биеннале Архитектуры

Повесочная площадь: 67 кв. м

Год: 2016

Идея: создание скульптуры-барельефа, своей формой отвечающего ассоциациям от экспозиции.

60 из 63
Экпозиция Москомархитектуры «Форма Творчества»
Экпозиция Москомархитектуры «Форма Творчества»
Стенд представляет собой барельеф, разделенный на четыре части, соответственно тематике экспозиции. Формализм позволяет придать каждому из четырех разделов экспозиции свой характер и повысить его значимость, сделать самостоятельным, но в то же время объединенным с друг ими общей идеей. Первая часть — «Панельное домостроение» — представляет собой ломаную поверхность фасада, отсылающую к крупным бетонным членениям, характерным для модернизма и метаболизма.
61 из 63
Экпозиция Москомархитектуры «Форма Творчества»
Экпозиция Москомархитектуры «Форма Творчества»
Вторая часть — «Новые зоны влияния архитекторов» — это пять разноразмерных ниш, символизирующих небольшие пластичные пространства элементов инженерной и транспортной инфраструктуры, другой, более мелкий масштаб. Часть три — «Культурная столица» — единственная интровертная зона стенда. Символизирует выставочное пространство, замкнутое, направленное на предмет экспонирования. Дает стенду некоторую интригу и разнообразие пространств.
62 из 63
Экпозиция Москомархитектуры «Форма Творчества»
Экпозиция Москомархитектуры «Форма Творчества»
Последняя, четвертая часть — «Конкурсы на станции метро» , — вертикальное пространство, загнутое к верху и низу, символизирует своды метро и мягкость форм интерьера «подземки». Единственный элемент стенда, изгибающийся по вертикали, а не по горизонтали.
63 из 63
1 / 63

Увеличить
ГОРОЖАНЕ / CITIZENSTUDIO

Основатели: Михаил Бейлин, Даниил Никишин

Год основания: 2010

WWW: citizenstudio.ru

Facebook: CITIZENSTUDIO

© CITIZENSTUDIO

Архитектурное бюро ГОРОЖАНЕ / CITIZENSTUDIO

Поначалу они просто дружили — два студента-однокурсника кафедры жилищного и общественного строительства МАРХИ. Обладая разными характерами и разным мироощущением, они всегда критически оценивали идеи друг друга. Это и послужило основой плодотворного союза — в споре рождаются истина и достойные результаты. Начиная с первого совместного успеха — участия в конкурсе Parco Solare Sud в 2010 году — Михаил и Даниил стали полноценной командой, с собственным названием и идеологией, и с тех пор заявили о себе еще в целом ряде российских и международных конкурсов.

«Наше творчество фокусируется на Городе. Эта тема проходит через все наши проекты — от архитектуры до арт-работ. Город как общественный институт — квинтэссенция современной цивилизации. Жизнь его есть жизнь живого организма, только подчиняется она не законам природы, а законам социальным и антропологическим», — говорят они. При этом на Город деструктивно влияют процессы, расшатывающие основы современного гуманистичного демократического общества. Эрозия, разрушение и истончение, деформация образа Города — путь к деградации человеческого социума. «Наша точка зрения состоит в том, что Город — лакмусовая бумажка происходящих в обществе процессов. Он одновременно и влияет на общество — и терпит его влияние. Город — монитор социума. Мы стараемся смотреть в этот монитор и анализировать то, что в нем видим. Здания, общественные пространства, интерьеры, арт-работы и системы ориентирования — все наши проекты объединены темой социума и города. И образа ГОРОЖАНИНА, гражданина».

ГорожанеИнсталляция «Утрата.Трилогия»

У CITIZENSTUDIO редкий талант убедительно визуализировать свои идеи — поэтому практически на всех профессиональных выставках последних лет их выступление было заметным и запоминающимся. Будь то «графическое эссе» на АрхМоскве-2015, осмысляющее русскую архитектуру так же пронзительно, как Достоевский препарировал человеческую душу. Или «заказной» стенд Москомархитектуры этого года, который ребята сделали, победив в конкурсе: даже темы с далекими от лирики формулировками (вроде «Метро» и «Новые зоны влияния архитекторов») Михаил и Даниил смогли эффектно и «архитектурно» подать.

ГорожанеМузей Константина и Виктора Мельниковых

Как следствие, архитекторы очень удачно работают с выставочными и музейными пространствами в целом. Любимый проект — музей Константина и Виктора Мельниковых, который вскоре планируется реализовать: он займет флигель садовника в составе усадьбы Талызиных — комплекса зданий, который сегодня принадлежит Государственному музею архитектуры им. А.В. Щусева. «Музей Мельникова несет в себе квинтэссенцию нашего взгляда на архитектуру, — объясняют CITIZENSTUDIO. — Это графическая аллегория истории и творческого пути вкупе с формальным отражением эстетики в скульптуре и структуре проекта. Любой элемент формы здесь имеет смысловой подтекст и эстетический смысл» (подробнее о проекте мы писали здесь).

Работы Михаила и Даниила мы увидим в ближайшее время и в соседнем здании — в Аптекарском приказе, где весной стартовала программа выставок Кредо, посвященная, как и наша рубрика «Перспективный план», архитектуре и архитекторам нового поколения. По словам директора музея Ирины Коробьиной, вместе с ними пришло и иное архитектурное мышление.

ГорожанеМногофункциональное пространство «Форум»

Например, в CITIZENSTUDIO считают, что каждое действие архитектора должно нести сразу два смысла — интеллектуальный и эстетический, а за вычетом одного из них архитектура попросту перестает существовать. Или что хороший архитектор — как хороший лекарь: прописывает рецепты для решения проблем города и общества, руководствуясь принципом «не навреди». И должен «работать с городом и людьми как со сложной экосистемой, живым организмом, вслушиваться в биение его сердца, чувствовать его настроения, тревоги, желания». Архитектор создает сценарии человеческой жизни и деятельности. И именно архитектура может стать инструментом быстрых и ненасильственных социальных улучшений, изменений внутри мышления горожанина. И самое главное — это возможность прикоснуться к Красоте: «Творчество — это мост от человека к небу. И оказаться на этом мосту — непревзойденное удовольствие и настоящее счастье». Вероятно, поэтому Михаил и Даниил мечтают когда-нибудь спроектировать аэропорт — как «отправную точку к преодолению пространств, точку равенства ожидания и предвкушения пути, точку невесомости». Пока что у них больше идеологических проектов — вроде создания Музейных Гостиных, «Городских фойе» или саркастической версии расширения Москвы.

Однако романтика и утопии — лишь одна сторона жизни Бейлина и Никишина: «в миру», что называется, оба — ГАПы в бюро «Меганом» и вместе с коллегами принимали участие в разработке таких серьезных и знаковых проектов, как Пермский музей современного искусства, инноград «Сколково» (в том числе для биеннале в Венеции 2012 года) и освоение прибрежных территорий Москвы-реки — международный конкурс, в котором «Меганом» занял первое место. А то, что архитекторы делают как CITIZENSTUDIO, — попытка выразить себя в новом качестве, открыть иные грани своей профессии. Недаром на образовательной программе Synthesis они выступили с темой «Эскапизм в архитектуре». Причем «бежать» надо не от архитектуры, а от одной архитектуры к другой, ведь у нее столько «ликов» и «сторон». «Архитектура несет цивилизационную, гуманную и эстетическую миссию, — говорят Михаил и Даниил. — Иметь возможность заниматься этими тремя наиболее важными аспектами человеческой деятельности — невероятное везение».

ГорожанеПроект реконструкции территории ручья «Триединство», г. Калининград

Любимые архитекторы


Карло Скарпа, Оскар Нимейер, Константин Мельников, Леонид Павлов

Здания-иконы


Пантеон в Риме, Токийская мэрия (Кендзо Тангэ), Термы в Вальсе (Петер Цумтор), Вилла Малапарте (Адальберто Либера), Дом Мельникова (Константин Мельников)

Любимые здания — примеры «архитектуры без архитектора»


Оборонительные сооружения времен второй мировой войны в Нормандии, башни противовоздушной обороны в Вене, линия Мажино во Франции

Реализации


Стенд Москомархитектуры на АрхМоскве-2016

Галерея «ГЛАЗ» (реконструкция цеха халвы на заводе «Рот Фронт»)

Экспозиция «Трилогия Утраты» в составе экспозиции «Архитектура действия» на АрхМоскве-2015 («лучший кураторский проект»)

Экспозиция CITIZENSTUDIO на АрхМоскве-2013

Инсталляция «Москва. В ожидании расширения...»

4-хкомнатная квартира на Юго-Западной в Москве

Выставки


АрхМосква-2016, экспозиция Москомархитектуры (диплом «За лучшую экспозицию»)

АрхМосква-2016, выставка «АрхКаталог» (проект «Музей Мельникова»)

АрхМосква-2015, выставка «Архитектура действия» (диплом «За лучшую экспозицию»)

АрхМосква-2015, выставка «20 лет «Проект Россия» (проект «Дом с городом»)

АрхМосква-2014

Зодчество-2014, диплом «Лауреат конкурса «Генетический код»

АрхМосква-2013, экспозиция Citizenstudio (диплом «Лучшая экспозиция раздела Архитектура»)

Выставка конкурса на концепцию Музея Мельникова в Музее Архитектуры им. Щусева (Диплом победителя конкурса)

АрхМосква-2012

Фестиваль «Перспектива — 2012» (гран-при смотра-конкурса молодых архитекторов России)

Международный Фестиваль Canactions, Киев, Украина, 2012

АрхМосква-2011, «Новые Имена: 20 лучших молодых архитекторов России» (диплом победителя конкурса-отбора)

«Зодчество-2011»

Конкурсы


2016 — конкурс на дизайн стенда Москомархитектуры на выставке АрхМосква-2016 (1 место)

2015 — конкурс «Ручей парковый», Калининград (золотой диплом)

2013 — голосование экспертов Moscow Urban Forum среди проектов «Чего хочет Москва» (1 место)

2013 — кварталы «Шестьдесят девять/семьдесят», Солт-Лейк Сити, Юта, США

2012 — международный конкурс «Благоустройство Киевских островов (Kiev Islands)»

2012 — реновация квартала «Гованус», Бруклин, США

2011 — международный конкурс «Благоустройство центральной части Киева к Евро-2012» (диплом финалиста, специальный приз журнала Detail)

2011 — конкурс-отбор «20 лучших молодых архитекторов России», проект NEXT-2011 в рамках выставки АрхМосква (победители)

2011 — международный конкурс на концепцию Экопарка в Калабрии, Италия (финалисты)

2010 — Atlantic City Boardwalk Holocaust Memorial

Публикации


«Проект Россия» № 60, 61, 62 (2011), 63, 64, 65, 66 (2012), 68, 69 (2013), 74 (2015), 79 (2016)

Журнал «Татлин-MONO» Молодые Архитекторы России

Газета «Метро» № 88 (125/2803) 2013

Газета «Вечерняя Москва» Апрель 2016

РАССЫЛКА arch:speech