Архитектурное бюро DK architects

Многие наши читатели наверняка убеждены, что почти ничего не знают о творчестве современных архитекторов из Ярославля. Однако мы утверждаем, что по крайней мере с одной из построек Григория Дайнова — основателя бюро DK architects — знаком буквально каждый из вас.

DK architects
DK architects

Руководитель: Григорий Дайнов

Количество сотрудников: 5 человек

Год основания: 2006

WWW: dainov-dk.ru

1 из 43
Дом на Которосли
Дом на Которосли

Место: Ярославль
Общая площадь: 4650 кв. м
Конкурс: 2002

Проект: 2005

Реализация: 2010

Фото: Антон Севастьянов

2 из 43
Дом на Которосли
Дом на Которосли
Размещение дома на участке и его форма обусловлены доминированием церквей Николы Мокрого и Тихвинской Божьей Матери. Дом плавно изогнут в плане и понижается в сторону церквей, оставляя им право на главенство. Для фасадов использованы керамический кирпич и штукатурка — материалы, которые наилучшим образом встраиваются в местный контекст.
3 из 43
Дом на Которосли
Дом на Которосли
В подземном уровне, который занимает всю площадь земельного участка, размещена автостоянка. На первом этаже — помещения инфраструктуры для жильцов дома: спортзал, бассейн, SPA, частный детский сад. Гостиные и столовые сгруппированы вдоль восточного фасада, обращенного в сторону поймы Которосли. Из каждой квартиры открывается великолепный вид на реку и церкви. Верхние этажи заняты пентхаусами, имеющими выход на кровли-террасы.
4 из 43
Культурно-развлекательный центр «Горка-холл»
Культурно-развлекательный центр «Горка-холл»

Место: Ярославль

Общая площадь: 4020 кв. м

Проект: 2006

Реализация: 2010

Фото: Антон Севастьянов

5 из 43
Культурно-развлекательный центр «Горка-холл»
Культурно-развлекательный центр «Горка-холл»
Центр, получивший название «Горка-холл», находится в историческом центре города на территории Первомайского бульвара. Здание проектировалось как интегральная составляющая городского ландшафта, в котором историческая память должна стать частью архитектуры. Оно не останавливает движение вдоль бульвара, а предлагает сохранить его с более развитой драматургией, генерируя новые связи между человеком и городской средой.
6 из 43
Культурно-развлекательный центр «Горка-холл»
Культурно-развлекательный центр «Горка-холл»
Зимой наклонная поверхность кровли используется для катания на санках, летом служит амфитеатром для проведения концертов или горкой для катания на скейтбордах. В наземном уровне находится кафе, в подземном — музыкальный клуб и боулинг. Озелененная кровля возвращает бульвару занятый зданием газон.
7 из 43
Культурно-развлекательный центр «Горка-холл»
Культурно-развлекательный центр «Горка-холл»
К сожалению, «Горка» не была полностью достроена — не были сделаны лавки на наклонной части кровли, и это не дает ей «работать», как было задумано. Спустя год здание было сдано в аренду под франшизу, позже — снова. Интерьеры первого этажа были дважды переделаны, наружные стены пробиты печными трубами из оцинковки, фасады обросли случайной рекламой. Все как обычно...
8 из 43
Дом #1
Дом #1

Место: Ярославская область
Площадь: 260 кв. м
Проект: 2007

Реализация: 2012

Фото: Антон Севастьянов

9 из 43
Дом #1
Дом #1
Дом бережно «встроен» в участок с растущими на нем великолепными соснами, которые стали поводом для применения дерева в качестве основного строительного материала. Доска из лиственницы использована и для фасадов, и для интерьеров, что придает дому материальную целостность. В интерьерах красоту деревянных поверхностей выявляют стены, выкрашенные в белый цвет.
10 из 43
Дом #1
Дом #1
Галерея обеспечивает доступ в помещения второго этажа и замыкается с торцов выходами на плоские кровли-террасы. Одна из кровель — солярий, огражденный системой наружных жалюзи, которые дают доступ солнечным лучам и защищают от посторонних взглядов.
11 из 43
Дом #2
Дом #2

Место: Ярославская область

Площадь: 650 кв. м
Проект: 2008

Реализация: 2013

Фото: Антон Севастьянов

12 из 43
Дом #2
Дом #2
Дом построен на участке площадью в 10 соток. Его форма и конфигурация в плане во многом объясняются контекстом и характеристиками самого участка: требовалось создать приватный внутренний двор и не превысить сложившийся масштаб окружающей застройки.
13 из 43
Дом #2
Дом #2
Плоские кровли над стоянкой и бассейном используются как дополнительное жизненное пространство. Для лучшей связи с контекстом использованы местные материалы — дерево и кирпич.
14 из 43
Общественно-торговый центр «Волков-плаза»
Общественно-торговый центр «Волков-плаза»

Место: Ярославль, пл. Волкова

Площадь: 6928 кв. м
Проект: 2010

Реализация: c 2014

Статус: строительство заморожено

15 из 43
Общественно-торговый центр «Волков-плаза»
Общественно-торговый центр «Волков-плаза»
Здание пристраивается к бывшей гостинице «Ярославль» на границе между Власьевским сквером и застройкой, формирующей площадь Волкова. Сквер оказывает доминирующее влияние на этот фрагмент территории, задавая ей своеобразный тон и настроение. Практически полностью скрытое за деревьями, новое здание в большей степени апеллирует к городскому ландшафту, чем к архитектуре бывшей гостиницы. С этой целью его фасады «расслаиваются» на несколько планов, обозначенных плоскостями прозрачного стекла, матового стекла и камня.
16 из 43
Общественно-торговый центр «Волков-плаза»
Общественно-торговый центр «Волков-плаза»
На фоне стеклянной поверхности ближней к скверу плоскости закреплены вертикальные ламели из анодированного алюминия. Они позволяют фрагментировать протяженную плоскость фасада, придавая ему глубину и возможность динамически меняться в зависимости от изменения угла зрения. Пространство между парком и зданием превращается в променад, защищенный стеклянным навесом. Это направление повторяет один из основных пересекающих парк пешеходных маршрутов, соединяющий площадь Волкова с улицей Собинова.
17 из 43
Детская «Раскладывающаяся комната»
Детская «Раскладывающаяся комната»

Место: Москва
Площадь: 16 кв. м
Проект: 2014 (для программы «Квартирный Вопрос» на НТВ)
Реализация: 2014

Что, если бы мебель в комнате складывалась и раскладывалась, подобно лезвиям швейцарского ножа? А наполняющие ее предметы были бы организованы столь же тщательно, насколько тщательно и рационально мы упаковываем свои вещи в чемодан, собираясь в дорогу? VICTORINOX + SUITCASE = (UN)FOLDING ROOM

18 из 43
Детская «Раскладывающаяся комната»
Детская «Раскладывающаяся комната»
Были выделены 4 основных сценария использования пространства: «пусто» (все сложено, максимум свободного пространства), «сон» (разложены кровати, остальное по желанию), «учеба» (разложены рабочие места, остальное сложено), «отдых» (кровати образуют подиум лаунж-зоны, открыт телевизор, остальное по желанию). В качестве основного конструктивного и отделочного материала была выбрана березовая фанера. За счет применения одного материала пространство комнаты становится целостным и визуально расширяется. Облицовка фанерой выполняет еще одну функцию — за ней скрывается слой эффективной звукоизоляции, о которой просили хозяева комнаты.
19 из 43
Детская «Раскладывающаяся комната»
Детская «Раскладывающаяся комната»
Вместо привычных источников света использовано интерактивное освещение — опаловое стекло со светодиодной RGB-подсветкой меняет характер освещенности от имитации дневного или лунного света до цветомузыки, служа красочным дополнением к домашним джем-сессиям. Еще такое решение позволяет компенсировать ощущение недостаточной естественной освещенности в дневное время. В зонах сна и учебы предусмотрено скрытое функциональное освещение.
20 из 43
Детская «Раскладывающаяся комната»
Детская «Раскладывающаяся комната»
С целью смягчения тактильных ощущений в зонах «учебы» и «сна» применена мягкая обивка бархатом трех оттенков — темно-красного, темно-синего и золотистого. Чтобы превратить разложенные кровати в лаунж-зону, придуманы пуфы из плотного полиуретана, обтянутые темно-красным бархатом. Пуфы заполняют свободное пространство между кроватями, образуя по желанию хозяев общий подиум, или прикроватные «столики», или служат «стульями» для гостей.
21 из 43
Концепция благоустройства территории Богоявленской площади
Концепция благоустройства территории Богоявленской площади

Место: Ярославль

Конкурс: 2015
Площадь в ее нынешнем состоянии представляет собой довольно унылый транспортный хаб.

22 из 43
Концепция благоустройства территории Богоявленской площади
Концепция благоустройства территории Богоявленской площади
Основные тезисы проекта таковы. Вместо транспортного хаба — сквер на площади, который вмещает в себя транспортный хаб и поглощает его. Площадь становится общественным пространством — местом ожидания, встреч и свиданий.
23 из 43
Концепция благоустройства территории Богоявленской площади
Концепция благоустройства территории Богоявленской площади
Большой навес, который формирует масштаб площади, дает тень и защищает от непогоды. Сквер становится зрительным залом, который помогает заметить и оценить красоту исторической городской среды. Все вместе — гостеприимная аванплощадь при въезде в центр города.
24 из 43
Дом #9
Дом #9

Место: Ярославль

Площадь: 6900 кв. м

Год: 2016

Статус: в процессе проектирования

25 из 43
Дом #9
Дом #9
Участок для дома расположен на пешеходном пути от бульвара Победы к Парку тысячелетия. Согласно материалам XVIII-XIX веков, главный фасад ансамбля церквей Николы Мокрого и Тихвинской Божьей матери был обращен на Слободскую улицу — в противоположную сторону от проложенной позже улицы Чайковского. Здесь сохранилась великолепная липовая аллея, высаженная в начале XX века.
26 из 43
Дом #9
Дом #9
Ансамбль церквей является безусловной ценностью, оказывающей влияние на обширный фрагмент городской среды. В проекте участок между церквями и домом становится площадью — озелененным общественным пространством на пути от бульвара Победы к Парку тысячелетия. Характер новой пешеходной улицы, масштаб площади и двора отсылает к типологии исторической слободской застройки. Впечатляющий вид на главные фасады церквей вновь возвращается городу.
27 из 43
Дом #8
Дом #8

Место: Ярославль
Площадь: 3891 кв. м

Проект: 2016

Статус: в процессе проектирования

28 из 43
Дом #8
Дом #8
Дом должен стать частью «городской ткани» внутри исторического квартала. Для соотнесения масштабов нового дома и окружающей застройки его объем делится на части, размер каждой из которых соотносим с размером окружающих зданий.
29 из 43
Дом #8
Дом #8
Фрагменты формы сдвигаются друг относительно друга, и каждый из них трактуется как отдельный дом. Каждый такой дом-фрагмент имеет двухчастную вертикальную композицию, что еще больше сближает его с контекстом.
30 из 43
Дом #8
Дом #8
Квартиры первого этажа имеют выход на собственные лужайки, огороженные палисадниками, которые столь характерны для исторической внутриквартальной городской среды. В сущности проектируемый дом — это собирательный образ внутриквартальной застройки в современном прочтении.
31 из 43
Гостевой дом «Маяк»
Гостевой дом «Маяк»

Место: Ярославская область
Площадь: 170,5 кв. м

Проект: 2016
Статус: в процессе строительства

32 из 43
Гостевой дом «Маяк»
Гостевой дом «Маяк»
Это проект гостевого дома для участка в фантастически красивом месте под Ярославлем.
33 из 43
Гостевой дом «Маяк»
Гостевой дом «Маяк»
Мы постарались не «убить» ни одного дерева и ни на сантиметр не изменить рельеф, поскольку ландшафт является неоспоримой ценностью места.
34 из 43
Гостевой дом «Маяк»
Гостевой дом «Маяк»
Этот дом дает возможность сбыться детской мечте — жить высоко над землей среди деревьев.
35 из 43
Дом Lilac
Дом Lilac

Место: Ярославль
Площадь: 342 кв. м
Проект: 2016

Статус: в процессе проектирования

36 из 43
Дом Lilac
Дом Lilac
Участок скромных размеров в плотной застройке, преданность заказчика прямому углу и оптимизация бюджета потребовали компактного дома. Его форма и внутреннее пространство созданы путем вырезания пустот из куска материала размером 15×15×7,5м.
37 из 43
Дом Lilac
Дом Lilac
На участке предусмотрен дополнительный навес для машин и веранда для барбекю.
38 из 43
Дом Lilac
Дом Lilac
Сад для нас не менее важен, чем сам дом — почти нерукотворный, он создает иную реальность для своих хозяев, укрывая и спасая их от всего остального мира.
39 из 43
Пристройка #1
Пристройка #1

Место: Ярославская область
Площадь: 36 кв. м

Проект: 2016

Статус: в процессе строительства

40 из 43
Пристройка #1
Пристройка #1
Пристройка к дому вмещает две спальни и санузел.
41 из 43
Пристройка #1
Пристройка #1
Этот маленький проект нам интересен тем, что он в очередной раз доказывает, что для успешного сосуществовании старого и нового неизменно важен контраст.
42 из 43
43 из 43
1 / 43

Увеличить
DK architects

Руководитель: Григорий Дайнов

Количество сотрудников: 5 человек

Год основания: 2006

WWW: dainov-dk.ru

© DK architects

Архитектурное бюро DK architects

Дело в том, что в далеком 1997 году, когда Григорий только-только закончил Ярославский Государственный Технический Университет по специальности «архитектура», он выиграл конкурс на проект памятного знака Народному ополчению 1612 года. Часовню Иконы Казанской Божьей Матери должны были установить на Которосльной набережной, в самом центре старинного Ярославля.

ЧасовняЧасовня Иконы Казанской Божьей Матери

Вероятно, именно из-за того, что проект Дайнова был вне канонов традиционной храмовой архитектуры, которой славится город Золотого Кольца, он и приглянулся местному руководству. И по той же причине часовня, построенная в рекордные сроки (первая для Григория реализация!), попала в центр внимания художников, которые в тот момент делали новый макет тысячерублевой купюры. Казалось бы, столько в Ярославле исторических зданий, но при выборе главных «примет» нашлось место и современной архитектуре. Раз — и доказательство ее уместности в контексте города-памятника у вас в кармане: продолжает расходиться миллионными тиражами и еще ни у кого не вызывало возмущения и вопросов.

Меж тем проектирование подчеркнуто современных и даже модернистских конструкций было для Дайнова не случайной выходкой, а осмысленной демонстрацией четко сформулированного творческого подхода. Другой архитектурой Григорий заниматься и не собирался. Хотя в Ярославле с этим было непросто — на рубеже тысячелетий там мало что строилось. Поэтому даже несмотря на большое количество наград и благодарностей за часовню (включая благодарность мэрии «за вклад в архитектуру города»), победы в других конкурсах и работу в одном из лучших в то время ярославских бюро, мысль чеховских трех сестер «в Москву, в Москву» так и витала в воздухе.

Купюра 1000 рублей
Купюра 1000 рублей с изображением часовни Иконы Казанской Божьей Матери

«Многие вещи в жизни происходят случайно, — рассказывает Григорий. — Когда пришло время что-то менять, и я уже думал о том, чтобы уехать искать работу в Москву, совершенно неожиданно один ярославский предприниматель — очень порядочный, к слову, человек — предложил мне новый и очень интересный проект. С этого момента началась история DK architects».

DK, по словам архитектора, расшифровывается как «Дайнов и компания», или же «Дом культуры». Самостоятельная карьера Григория началась с культурно-развлекательного центра. И сразу пошла в гору — точнее, в горку: новое здание получило название «Горка-холл» из-за своей характерной формы. Чтобы сделать его проницаемым и открытым, была придумана наклонная крыша, которая формирует в центре города полноценное общественное пространство: на нее можно просто «взойти» с земли. У Дайнова этот проект до сих пор самый любимый.

Горка-холл«Горка-холл»

Важное «но»: «Горка-холл» строилась долго и тяжело, с 2006 по 2010 год. А главное — в тот момент, когда архитектору и заказчику почти удалось довести реализацию до точного воплощения замысла, финансирование закончилось. «Горка» была «брошена» и сдана в аренду, а нынешнего арендатора больше интересует устроить внутри дорогой фитнес-клуб, чем поставить на крышу изначально спроектированные лавочки. «Самая сложная для меня задача, по сути невозможная — убедить заказчика в своей правоте, когда он не считает необходимым слушать», — сетует Григорий. Законодательная незащищенность архитекторов от диктата заказчиков — по его мнению, главная проблема современной российской архитектуры.

«Современные российские законы переписаны в пользу инвесторов настолько, что архитектор практически не может защитить свой проект от диктата заказчика во время проектирования и переделок при строительстве или после него. В результате отмены обязательных расценок на проектные работы услуги архитекторов стали стоить так мало, что возможность возникновения качественной архитектуры становится большой редкостью», — поясняет Дайнов.

Богоявленский сквер, ЯрославльБогоявленский сквер, Ярославль

Работы DK architects — та самая редкость. Бюро продолжает отстаивать архитектурные идеи, которые в Ярославле, скажем так, непопулярны. Да и не только в Ярославле. «Российская архитектура в целом очень провинциальна, — рассуждает Григорий. — Вероятно, это связано с тем, что ни власть, ни общество не разделяют ценности современной культуры. В Москве и еще двух-трех крупных городах пока не все так плохо, но вообще в стране ситуация отчаянная».

Тем не менее, за 10 лет существования бюро «Дайнову и команде» удалось реализовать несколько ультрасовременных проектов жилья. И слово «ультрасовременные» здесь не столько про форму, сколько про сами методы проектирования и создаваемую в результате жилую среду. Создаваемую с полным уважением к историческому и природному контексту — в этом, а не в тысячерублевой купюре, подлинный секрет успеха Дайнова. Из многоквартирных домов пока что построен только один, недалеко от часовни, но в процессе проектирования находятся еще два.

Дом #1Дом #1

А вот частные загородные дома — отдельная страница творчества DK architects. Оказалось, и в провинциальном Ярославле есть поклонники современной архитектуры, так что Григорий Дайнов стал автором ряда весьма примечательных построек, которые обошли страницы многих изданий и попали в шорт-листы различных премий. «Мы не можем изменить мир, — признает Григорий. — Но мы можем сделать лучше его часть. Задать границы и гармонизировать пространство внутри них. Каждый наш проект — шаг на этом пути».

Думать о других и делать их жизнь лучше — в этом, как полагает Дайнов, и заключается главная задача архитектора. «Я и архитектором решил стать потому, что это очень интеллигентно: думать сначала о других, а потом о себе, — смеется Григорий. — Один мой друг, уже не архитектор, называет нас „представителями вымирающего вида“, — Григорий уже не смеется. — А вообще, мне кажется, эта профессия сама меня нашла».

Дом #2Дом #2

Архитектурная квинтэссенция «заботы о ближнем» — «правильное» социальное жилье — для Дайнова проект мечты. «Жилье — и еще бы музей... и можно заканчивать!» Но вряд ли все закончится так уж скоро. Григорий и его единомышленники — не из тех, кто работает «от звонка до звонка» и спокойно «сворачивается» по завершении очередной задачи. «Мы, в общем-то, не коммерческое бюро — здесь собираются люди, которым интересно то, чем они заняты. Обычно мы тратим гораздо больше времени и сил, чем подразумевает оплата проекта.

Архитекторы — иконы

Этьен-Луи Булле (Etienne-Louis Boullee), Вальтер Гропиус (Walter Gropius), Владимир Кринский, Освальд Матиас Унгерс (O.M. Ungers), Кристиан Керец (Christian Kerez), Айрес Матеуш (Aires Mateus), Петер Цумтор (Peter Zumtor), Джон Поусон (John Pawson), Валерио Ольгиати (Valerio Olgiati), Дэвид Чипперфильд (David Chipperfield), Стивен Холл (Steven Holl), Пьер Витторио Аурели (Pier Vittorio Aureli), Бьярке Ингельс (Bjarke Ingels)

Здания — иконы

One Wall House (Кристиан Керец), Цюрих, Швейцария; The Mountain Dwellings (BIG), Копенгаген, Дания; Atelier Bardill (Валерио Ольгиати), Шаранс, Швейцария; Via 57 West (BIG), Нью-Йорк, США

One Wall HouseДом #9

Реализации

— Памятный знак, посвященный народному ополчению 1612 года, «Часовня Иконы Казанской Божьей Матери», Которосльная набережная, Ярославль

— Жилой дом на Которосльной набережной, Ярославль

— «Горка-холл» (включая интерьеры), Ярославль

— Загородные дома, Ярославская область

— «Раскладывающаяся комната» для программы «Квартирный вопрос», Москва

Проекты

— Дом lilac
— Острова «Контек»
— Квартира #3
— Дом #8
— Гостевой дом #1
— Пристройка #1
— Дома 9/6
— Богоявленский сквер
— Дом #4
— Boutique_hotel
— Дом #7
— Дом #3
— Квартал А 101
— «Волков-плаза»

Премии

2015 — Международная профессиональная премия ADD AWARDS, номинация «Лучшее использование дерева в интерьере», диплом победителя (Санкт-Петербург)
2013 — Общероссийская премия в области деревянной архитектуры «АРХИWOOD», номинация «Загородный дом», первое место (Москва)
2013 — Международный конкурс «Дерево в Архитектуре», серебряный диплом (Москва)
2012 — Знак отличия качественной архитектуры «Золотой Мастерок» от компании «Бикфорд» (Москва)
2011 — Диплом участника Международного Фестиваля инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый Проект» (Москва)
2011 — Диплом Совета Союза Архитекторов России по экоустойчивой архитектуре «За развитие идей экоустойчивой архитектуры», номинация «Постройки» (Ярославль)
2011 — Международный фестиваль «Зодчество-2011», серебряный диплом, раздел «Постройки» (Москва)
2011 — IV архитектурная премия U-kon Art проект, номинация «Общественные здания», первое место (Москва)
2011 — ХIII международный фестиваль «Под крышей дома», номинация «Общественный интерьер», диплом лауреата (Москва)

Конкурсы

2015 — конкурс на реконструкцию Богоявленской площади в Ярославле
2011 — Всероссийский конкурс «Сарай #11» (топ-20, показанных на выставке «АРХ Москва»)
2010 — Международный конкурс «Город кварталов» Block A 101 (финалист)

Публикации

2016 — «Проект Россия» № 81: Дом #2, рубрика «Монитор»
2016 — Homify: «Дома с необычными планировками»
2013 — «Мой загородный дом» № 6 (Пермь): жилой дом в Ярославской области
2013 — «Красивые дома» (Москва): жилой дом в Ярославской области
2013 — archi.ru: «Григорий Дайнов: «Мы занимаемся современной архитектурой»
2013 — интернет-портал Interior Explorer: «Горка-холл», загородный жилой дом в Ярославской области
2013 — «Губернский город»: интервью «Архитекторы и власть: возможен ли диалог?»
2012 — «Афиша» (Москва): «ТОП-30 лучших зданий, построенных в России после 2008 года»
2012 — каталог «Качественная архитектура 2012» (Москва)
2011 — публикация в каталоге Международного Фестиваля инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый Проект» (Москва)
2011 — Tatlin № 6-1/60-61/91 2011: «Горка-холл»
2011 — «Проект Россия» № 59: «Горка-холл»
2009 — «76ru»: «Будущее Первомайского бульвара».
2008 — «Элитный квартал»: «Апарт-Отель»
2007 — «Губернский город»: «Пространственная режиссура эмоций»
2005 — «Северный край»: «Там, где был «Летний»

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще