Архитектурная студия Kleinewelt architekten

Своим названием они будто бы заявляли: мы не замахиваемся на слишком масштабные проекты. Будем работать пусть и с небольшой «делянкой», но неся за результат полную ответственность. Однако за каких-то 3 года студия оказалась задействована в целом ряде значимых инициатив — таких, как реконструкция центральных московских улиц, советской фабрики-кухни, электротеатра в парке Горького и совсем уж культового Дома Наркомфина. И в «большой» архитектуре «архитекторы маленького мира» чувствуют себя, как рыбы в воде.

Kleinewelt architekten
Kleinewelt architekten

Руководители-партнеры: Георгий Трофимов, Николай Переслегин, Сергей Переслегин

Всего сотрудников: 20

Год основания: 2013

WWW: kleinewelt.ru

1 из 21
Kleinewelt architekten
Kleinewelt architekten

Руководители-партнеры: Георгий Трофимов, Николай Переслегин, Сергей Переслегин

Всего сотрудников: 20

Год основания: 2013

WWW: kleinewelt.ru

2 из 21
Kleinewelt architekten
Kleinewelt architekten

Руководители-партнеры: Георгий Трофимов, Николай Переслегин, Сергей Переслегин

Всего сотрудников: 20

Год основания: 2013

WWW: kleinewelt.ru

3 из 21
Винодельня «Шато Гай-Кодзор»
Винодельня «Шато Гай-Кодзор»

Адрес: Краснодарский край

Общая площадь: 2200 кв. м

Год: 2013-2016

4 из 21
Винодельня «Шато Гай-Кодзор»
Винодельня «Шато Гай-Кодзор»
Проект винокурни и культурного комплекса в самом солнечном месте России. Здание спроектировано согласно принципам устойчивой архитектуры: ветрогенераторы, солнечные батареи и другие технологии позволяют экономить электроэнергию.
5 из 21
Винодельня «Шато Гай-Кодзор»
Винодельня «Шато Гай-Кодзор»
Винодельня расположена на пути из Новороссийска в Анапу. На пологом ландшафте здание с башней, напоминающей маяк, очень выделяется: всем своим видом оно призывает остановиться и зайти туда.
6 из 21
Винодельня «Шато Гай-Кодзор»
Винодельня «Шато Гай-Кодзор»
Вино «Гай-Кодзор» есть в любом ресторане в округе, поэтому нужно было придумать что-то, что бы притягивало посетителей. Так архитекторы решили разбить в центре винодельни сад с редкими растениями — оазис посреди общего холмистого рельефа.
7 из 21
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр

Адрес: Москва, Новокузнецкая ул., 7

Общая площадь: 5871 кв. м

Год: 2014-2015

8 из 21
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Здание построено предположительно в 1932 году. Первоначально функционировало как фабрика-кухня для рабочих, позднее было переоборудовано в витаминный завод. Архитектор здания неизвестен.
9 из 21
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Это классический пример функциональной промышленной архитектуры 1930-х годов. При максимальной простоте и отсутствии декоративных акцентов на всем здании активно выделен угол, выходящий на пересечение Новокузнецкой улицы и Старого Толмачевского переулка. Здесь расположен главный вход. Данный угол акцентирован четырьмя вертикальными световыми проемами, проходящими от первого до последнего этажа.
10 из 21
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
На момент реконструкции фасад находился в обветшалом состоянии. В многочисленных местах были заметны отслоения старой краски и штукатурки, через которые местами просвечивала кирпичная кладка стены, следы «подкрасок» и «подновлений», выполненных разными типами кроющих отделочных материалов.
11 из 21
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Стены здания были замусорены внешними блоками кондиционеров, следами от вывесок, которые «обходили» при последней покраске фасада, многочисленными внешними коробами и гофрами с электрической проводкой. В нескольких местах существовавшие до недавнего времени проемы были заложены силикатным кирпичом.
12 из 21
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
На главном пространственном и плоскостном акценте фасада – выделенном углу на пересечении Новокузнецкой улицы и Старого Толмачевского переулка, в котором организован главный вход, – исторически высокие проемы частично тоже были заложены, частично их конфигурация была изменена и образованы напластования из новых стеклопакетов, изначально существовавших здесь стеклоблоков и новой кладки из силикатного кирпича.
13 из 21
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Проектом предполагалось расчистить фасады от внешних блоков кондиционеров, висящей электропроводки, металлических решеток на окнах. Раскрыть недавно заложенные проемы, затем фасад утеплить и облицевать панелями из фибробетона. Под ними же – «скрыть» водосточные трубы, тем самым восстановив конструктивистский образ, задуманный неизвестным автором.
14 из 21
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Чтобы усилить контраст между светло-серыми стенами и большими вытянутыми окнами, каждый проем оформили темными каменными панелями, вставленными в металлические рамы. Еще одна характерная деталь – металлические перемычки на стекле, помечающие границы этажей.
15 из 21
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Внутри сделали большое фойе: войдя, ты оказываешься в четырехуровневом пространстве, объединенном большой угловой лестницей, которая спускается от кровли, как серпантин. Она не только организует пространство углового фойе, но и, благодаря большим окнам со всех сторон, превращается в подобие городской скульптуры, украшением этой части улицы.
16 из 21
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Реконструкция фабрики-кухни 1932 года постройки и приспособление под офисный центр
Наверху установили два зенитных фонаря, которые освещают все пространство фойе, и добавили мансардный этаж и подкровельное пространство.
17 из 21
Мобильные павильоны и фудкорт
Мобильные павильоны и фудкорт

Адрес: территория ВДНХ, Москва

Общая площадь: 1810 кв. м + 560 кв. м

Год: 2014

18 из 21
Мобильные павильоны и фудкорт
Мобильные павильоны и фудкорт
Когда на ВДНХ все расчистили, взгляду открылись павильоны 1950-х годов. Нужно было построить новые помещения, которые не портили бы общий вид парка и не закрывали бы основные постройки.
19 из 21
Мобильные павильоны и фудкорт
Мобильные павильоны и фудкорт
Поэтому решили сделать павильоны максимально прозрачными — чтобы они не вторгались в существующий ансамбль: фасады выполнены из глухого матового или прозрачного стекла, а тонкая плоская кровля с консольными вылетами по краям держится на шести изящных колоннах.
20 из 21
Мобильные павильоны и фудкорт
Мобильные павильоны и фудкорт
Павильоны, появившиеся на территории обновленного ВДНХ, сделаны как конструктор: типовые модули составляют кафе, магазины, велопрокаты и проч. Павильоны на главной аллее – это 4 кафе и 4 проката. Фудкорт располагается в центральной зоне и включает в себя 9 модулей под кафе с навесом, элементы МАФ и 15 декоративных цветочниц.
21 из 21
1 / 21

Увеличить
Kleinewelt architekten

Руководители-партнеры: Георгий Трофимов, Николай Переслегин, Сергей Переслегин

Всего сотрудников: 20

Год основания: 2013

WWW: kleinewelt.ru

© Kleinewelt architekten

Архитектурная студия Kleinewelt architekten

Когда читаешь историю бюро Kleinewelt architekten, чрезвычайно любопытно выявлять и прослеживать причинно-следственные связи. Любому факту или интересной закономерности почти наверняка найдется логичное объяснение. Вот, например, задаешься вопросом — почему название переведено на немецкий? И выясняешь, что с Германией так или иначе связана биография каждого партнера.

Сергей Переслегин сначала учился в МАРХИ у профессора-немца Михаэля Айхнера, потом стажировался в Мюнхене у Питера Эбнера (с ним же сотрудничал Николай). А с Георгием Трофимовым они познакомились в Arch4 — российско-швейцарском архитектурном бюро. Кстати, собственная компания Трофимова, просуществовавшая недолгие три года с 2010-го по 2013-й, тоже называлась по-немецки — Retrofuturizm.

Понятие «недолгие», впрочем, относительно: за этот же срок студия Kleinewelt architekten успела сделать внушительное портфолио. И вот думаешь снова — почему у них так много проектов реставраций и реконструкций? И опять находишь ответ в биографической справке: Николай Переслегин, прежде чем стать архитектором, занимал пост советника председателя Москомнаследия.

И эта прозрачность и честность, очевидная связь между причиной и следствием присутствует буквально во всем, что делает эта студия. Ребята убеждены, что любой проект должен быть ответом на исследование сложившейся ситуации — даже если эти исследования говорят, что архитектурное вмешательство будет лишним.

Однако обычно вмешиваться приходится — скажем, облик советской фабрики-кухни, которую архитекторы приспосабливали под офисный центр, изрядно подпортили многочисленные переделки, не говоря об износе и разрушениях. В целом фасад в исходном состоянии представлял собой хаотичное наслоение непрофессионально выполненных самобытных новообразований, формирующих общий депрессивный облик здания.

И здесь Kleinewelt architeckten снова поступили по-честному — они выкристаллизовали первоначальный замысел авторов, подчеркнув самые сильные его стороны. Восстановили частично заложенные панорамные окна, заменили пластиковые оконные профили на добротные каменные обрамления, отреставрировали роскошную угловую лестницу — хотя заказчик и противился, экономя метры и деньги. Теперь эта лестница, хорошо просматриваемая и раскрытая на перекресток улиц, организовывает пространство вокруг себя — в том числе и внешнее.

Тщательному восстановлению утраченного облика собираются подвергнуть и электротеатр в Парке Горького: в реконструируемый павильон бывшую судостроительную верфь когда-то перестроил Алексей Щусев. Впоследствии, по мере перемены функций, к павильону «приложились» Иван Жолтовский и Эль Лисицкий, Родриго да Коста и Александр Дейнека. Но с 1942 года здание помечено попаданием бомбы — и с тех пор стояло одичавшим и бесхозным, хоть в уцелевшей части и нашла прибежище администрация современного парка.

Перспективный план

Перспективный планЭлектротеатр, парк Горького

Основная идея реконструкции электротеатра — сохранить исторический корпус почти полностью. Не трогать ни стены, ни балки, ни даже деревья, выросшие в проеме, куда упала бомба: на этом месте предлагается разбить сад. Разберут только заложенные кирпичом проемы со стороны воды, чтобы можно было свободно проходить к реке.

Все новое — «насаждается» на сохраняемый корпус сверху. Это прозрачная кровля и спиралеобразный пандус, проходя по которому, можно будет рассмотреть каждый фрагмент «законсервированной руины». И да: здесь снова будет кинотеатр! Формата «Пионера» — с фестивалями и образовательными программами. Еще одной площадкой для мероприятий станет крыша: на нее планируется сделать отдельный выход с последнего этажа с солнечным баром.

Однако не всегда подобные честность и деликатность возможны в принципе. Так, при работе над знаменитым Домом Наркомфина, в котором после всех преобразований должны были появиться жилые квартиры, музей конструктивизма и отель, выяснилось, что провести полную реставрацию по чертежам Гинзбурга — архисложная задача, так как слишком многое изменилось с тех пор. Например, как быть с парком, на территории которого теперь стоят здания американского посольства? Или с первым этажом, который должен быть открыт, но сейчас оказался полностью застроен? Или с лифтом, который пристроили позже, и он вообще никуда не вписывается?

Перспективный планДом Наркомфина

Чем-то, безусловно, пришлось поступиться, но архитекторы гордятся тем, что нашли решения самых животрепещущих проблем. Осталось только дождаться, когда проект пройдет согласования (если это когда-нибудь произойдет). А пока студия Keinewelt architekten вплотную занялась модной темой благоустройства и разработала проекты для целого ряда московских улиц. В том числе — Большой Полянки, Большой Якиманки, Новокузнецкой, Сретенки и Фрунзенской набережной.

Любопытный факт, что все это время — все три года функционирования бюро — идет работа над проектом, который их объединил, — винодельни под Анапой в Краснодарском крае. Это был конкурс, организаторы которого хотели, чтобы братья Переслегины выступали в нем дуэтом. Сергей познакомил Николая с коллегой по Arch4 Георгием, и после совместной работой над проектом «Шато Гай-Кодзор» сложившая команда решила больше не расставаться. Завершение строительства ожидается в ближайшее время.

Перспективный планПроект прогулочной зоны вокруг Новодевичьего монастыря

Перспективный планПроект сквера на Новокузнецкой улице

Перспективный планПроект Сухаревской площади

У бюро есть и масса других проектов в работе. Среди них — реконструкция гостиницы «Будапешт» на Петровке, строительство автосалонов Mercedes-Benz и Audi, павильоны в Таганском парке (на ВДНХ они уже спроектировали схожие по назначению конструкции), жилой район в Подмосковье.

Одним словом, границы «маленького мира» стремительно расширяются — и, глядя на их работы, это радостно осознавать.

Юлия Шишалова

Реализации


2012-2015 — реконструкция фабрики-кухни на Новокузнецкой ул., 7, Москва

2014-2015 — типовые модульные павильоны кафе, магазинов, велопроката и прочего для парка ВДНХ, Москва

Проекты


2013 — винодельня «Шато Гай-Кодзор», Краснодарский край

2015 — реконструкция объекта культурного наследия «Гостиница Будапешт», Москва

2013-2015 — реконструкция 45 строения «Кинотеатр» в Парке Горького, Москва

2015 — реконструкция 25 строения в Парке Горького (реализация — 2017)

2014-2015 — проекты благоустройства пешеходных зон и озеленение территорий общего пользования по улицам: Большая Полянка, Большая Якиманка, Лужнецкий проезд, Новокузнецкая улица, улица Сретенка, Фрунзенская набережная (реализация 2016-2018)

2015 — благоустройство зоны отдыха «Левобережье» (реализация 2016-2017)

Конкурсы


2012 — проект реконструкции здания по адресу Новокузнецкая, 7 (1-е место)

2014 — павильоны на ВДНХ (1-е место)

2013 — «Винокурня (винодельня) «Шато Гай-Кодзор» в Краснодарском крае (1-е место)

Выставки


2015 — выставка «Арх Москва»

Публикации


«Проект Россия» #76, стр. 208-209: павильоны на ВДНХ

«Проект Россия» #78, стр. 112-119: интервью «Мы строим свой маленький мир», проект реконструкции фабрики-кухни на Новокузнецкой улице

The Village, «Афиша Daily», Look At Me, Vesti.ru, Archdaily

 

РАССЫЛКА arch:speech