Архитектура развитого туризма

«Национальные туристические дороги» — государственная программа Норвегии, призванная сохранить наиболее интересные достопримечательности страны. Решая, в первую очередь, чисто экономические задачи, норвежцы изобрели уникальный механизм популяризации своего наследия. Причем главную роль в нем играют именно архитекторы. Об этом рассказывает главный редактор журнала speech: и куратор выставки speech: norway, проходящей в рамках Арх Москвы Анна Мартовицкая.

Архитектура развитого туризма

Программа «Национальные туристические дороги» стартовала в 1994 году. Задумка была довольно проста: объединить в логичные по своей трассировке и протяженности маршруты наиболее известные достопримечательности Норвегии и обеспечить их удобной инфраструктурой. Иными словами, сделать красоты сурового северного края более доступными и тем самым привлечь к ним интерес как сограждан, так и зарубежных туристов. Эксперты наметили 18 маршрутов общей протяженностью 2059 км. В 2005-м Парламент Норвегии принял программу к реализации, придав ей статус национальной.

«У проекта было две основных сверхзадачи: дать мощный толчок развитию туристической отрасли, тем самым обеспечив даже в самых отдаленных от столицы населенных пунктах достаточное количество рабочих мест, и кардинально улучшить имидж Норвегии на общемировой арене, подчеркнуть ее самобытность и привлекательность», — рассказывает один из идейных вдохновителей проекта, архитектор Мортен Лёвсет (Morten Løvseth).

Norway

Смотровая площадка, 70°N arkitektur

Основной статьей расхода в рамках программы стало развитие дорожной сети, благодаря которой, собственно, в стране и возникла альтернатива крупнейшим транспортным артериям, а многие мелкие поселения, особенно расположенные на изрезанной береговой линии Норвегии, наконец-то обрели удобную связь друг с другом и с центром. Впрочем, не менее важным аспектом доступности того или иного маршрута стала его благоустроенность: удобные автостоянки, смотровые площадки и места отдыха, туалеты, мусорные баки и информационные стенды — вот обязательный минимум для любого из них, в ряде случае дополненный кафе и мини-отелями. И здесь на первый план вышла архитектура: осознав предстоящий объем строительства, инициаторы программы решили обернуть это в свою пользу. Именно архитектура, равно как современное искусство, были названы такими же приоритетами развития «Национальных туристических дорог», как и сохранение природных и исторических достопримечательностей, а один из девизов программы был сформулирован как «Дизайн нашего времени». «Краеугольным камнем проекта стало положение о том, что все вновь возводимые элементы должны быть постройками самого высокого качества и при этом не доминировать над ландшафтом, а органично дополнять его», — продолжает Мортен Лёвсет.

Norway

Мемориал в Вёрде, Петер Цумтор

Всего в рамках «Национальных туристических маршрутов» должно быть реализовано 245 объектов. Чуть больше половины из них — 137, если быть совсем точными, — уже построены, и в немалой степени именно они сегодня формируют имидж Норвегии как передовой архитектурной державы. В программе отметились такие международные и национальные звезды, как Петер Цумтор (Мемориал в Вардё, 2011), Снохетта (смотровая площадка Эггум на одном из островов архипелага Лофотен, 2007), бюро Jarmund/Vigsnæs (общественный центр на Лофотенских островах, 2006 и смотровая площадка на водопаде Steinsdalsfossen, 2014) и 70°N arkitektur (смотровые площадки и места отдыха на Лофотенских островах, 2004-2006). Конечно, наиболее известной постройкой среди всех перечисленных является мемориал, созданный Петером Цумтором совместно со скульптором Луиз Буржуа. И если для Буржуа ключевой темой инсталляции стала именно история (в XVII веке в Вардё по обвинению в колдовстве к сожжению на костре был приговорен 91 человек), то Цумтор черпал вдохновение в пейзаже и традиции: основой конструкции стали деревянные рамы для вяления трески, на которые натянута парусиновая оболочка. В ней архитектор проделал 91 окно (по числу жертв), в каждом из которых горит лампочка, — такие лампочки в своих окнах зажигают местные жители (даже в условиях полярного дня они сигнализируют о том, что рабочий день окончен и обитатели вернулись домой). В этом году Цумтор заканчивает реализацию своего второго проекта в рамках «Национальных туристических дорог»: в ущелье Алманнаювет, на месте бывших шахт по добыче цинка, швейцарский архитектор строит музей, в облике и конструкции которого местные материалы и ландшафт также стали определяющими.

Norway

Смотровая площадка Эггум, Снохетта

Norway

Площадка для отдыха, Margrete B. Friis

Существующая постройка, хоть и несколько иной эпохи, стала отправной точкой и для бюро Снохетта: немецкие укрепления времен Второй мировой войны в горном массиве Эггум архитекторы превратили в место отдыха с киоском и туалетом. Лаконичный деревянный объем словно выдвинут из каменного амфитеатра, причем брутальные стены последнего, выполненные из габионов, служат объединяющим мотивом для всего участка, включая оформление стоянки для автомобилей и смотровой площадки. Jarmund/Vigsnæs и 70°N arkitektur, наоборот, имели дело с незастроенными ландшафтами и свою интервенцию в них осуществили с помощью деревянных конструкций: первые выстроили павильон для велосипедистов по образу и подобию хижин для рыбаков, вторые создали лаконичную платформу, защищающую посетителей от ветра и создающую комфортные условия для наблюдения за птицами, которая своими внешними очертаниями и ступенчатой структурой вторит холмистому пейзажу.

Важно, что именно «Национальные туристические дороги» стали билетом в жизнь для многих молодых архитектурных бюро страны: Jensen&Skodvin, Reiulf Ramstad Architects, 3RW, Saunders & Wilhelmsen — вот лишь некоторые из тех, чья карьера пошла в гору именно после реализации одного или нескольких проектов, так или иначе воспевающих красоту национальных ландшафтов. В этом смысле нельзя не вспомнить смотровую площадку Стегастейн на маршруте Аурландсфьеллет (2006), принесшую мировую славу архитектору Тодду Сандерсу: место, предназначенное для изучения захватывающих дух видов на фьорд и горы, представляет собой вынесенную над обрывом деревянную консоль, угол которой скруглен, так что от пропасти наблюдателей отделяет лишь едва заметный бортик из прозрачного стекла. Не менее яркий пример — смотровая площадка на маршруте Тролльстиген (2012), спроектированная Реульфом Рамстадом. Парящая над крутым скалистым сводом платформа, покрытые ржавчиной бортики которой чередуются с полностью прозрачными вставками, несколько лет назад обошла все архитектурные СМИ как пример дизайна инновационного и одновременно идеально оттеняющего суровые и величественные пейзажи норвежских фьордов. Множества наград и похвал Рамстад заслужил и за информационный центр на этом же маршруте: вытянутые треугольные объемы из необработанного бетона с озелененными кровлями очаровывают сочетанием конструктивной смелости и визуальной скромности. Используя исключительно современные материалы и формы, архитектор безошибочно считал дизайн-код окружающей местности. Столь же смелым и при этом точным попаданием в контекст можно считать и его туристический маршрут на пляже Сельвика (2013): сооружение из грубого бетона представляет собой длинный и извилистый пандус с довольно высокими бортиками, плавно спускающийся от шоссе к берегу моря. Там, где можно было бы проложить короткие мостки, архитектор отдает предпочтение сложной спиралевидной структуре, считая, что она лучше настраивает путешественника на созерцание пейзажа. Бортики позволяют, оперевшись на них, в любом месте сделать паузу, кроме того, в их «складках» с легкостью нашлось место для зоны пикника, парковок, туалетов и пр. И важно, что, несмотря на довольно внушительные габариты, постройка идеально вписана в ландшафт: изгибы дорожек повторяют структуру пролегающего неподалеку шоссе, а сама ее пластика и подчеркнуто шершавая текстура поверхности напоминают мегалиты.

Norway

Cмотровая площадка на маршруте Тролльстиген, Реульф Рамстад

Norway

Смотровая площадка на пляже Сельвика, Реульф Рамстад

Нужно сказать, что практически каждый архитектор, участвовавший в программе «Национальные туристические дороги», построил для нее несколько объектов. Это связано с тем, что программа не проводит конкурсы на каждую из площадок, а в режиме преквалификации выбирает именно проектировщиков, с которыми хочет работать. Так, например, Ларс Берге в 2010 году создал на горном маршруте Флотане туалетные кабинки из бетона и дерева, в 2011-м сделал на маршруте Ведахаугане извилистую пешеходную дорожку, на всем протяжении которой сделана столь же прихотливо извивающаяся деревянная скамья, а в 2013-м реконструировал там же бывшую лесопилку, превратив ее в арт-центр и музей.

Карл-Вигго Хольмебакк и вовсе сотрудничает с проектом с момента его старта. В 1997 году именно он создал смотровую площадку Nedre Oscarshaug, в структуру которой была интегрирована первая арт-инсталляция — двухстворчатая стеклянная карта, помогающая идентифицировать окрестные горы и одновременно защищающая от ветра. В 2006-м он придумал для маршрута Рондане систему из спиралевидных дорожек и видовых площадок, которая в прямо смысле парит между вековых сосен (причем в ходе строительства было срублено всего одно дерево, что кажется подлинным чудом с учетом масштаба созданного аттракциона). В 2008-м Хольмебакк еще раз применил этот ход — в соседнем Стрембю спроектировал еще одну сложносочиненную видовую площадку в виде спиралей, только на этот раз в бетонных бортиках еще и вырезаны сидения и столики, а в 2010-м построил зал ожидания на пристани парома, накрыв традиционный прямоугольный объем футуристичной кровлей из фиброгласа, которая вечером работает как маяк. Сейчас архитектор задействован в программе реновации территории вокруг одного из самых известных водопадов Норвегии — Vøringsfossen, где к 2020 году будет создана целая сеть видовых площадок, дорожек, мест отдыха и мини-гостиниц.

Norway

Norway

Смотровая площадка Nedre Oscarshaug, Карл-Вигго Хольмебакк

«Каждые 5-8 лет мы обновляем состав проектной команды, причем у известных архитекторов при отборе нет никаких преимуществ, если они и побеждают, то благодаря своим идеям и предложениям, а не имени», — подчеркивает Мортен Лёвсет. При этом зодчие действительно не ограничены никакими требованиями, кроме уважительного отношения к контексту и высочайшего качества архитектуры.

В частности, не выдвигается никаких обязательных требований к строительным материалам. Однако палитра всех реализованных построек обращает на себя внимание известным единообразием: дерево, необработанный бетон, натуральный камень, стекло, кортен. Там, где это возможно, архитекторы включали в состав проектируемых комплексов уже имевшиеся на участке сооружения (например, остов старого каменного дома в Нессебю, во время войны использовавшегося как склад амуниции, стал частью более масштабной композиции, служащей местом отдыха и медитации, — арх. Margrete B. Friis, 2006; или два имевшихся деревянных сарая в Sognefjellshytta, которые соединены новым деревянным объемом — арх. Jensen & Skodvin Arkitektkontor, 2014) и привлекали местные производства (в том числе сварных стальных пластин — для конструкций «боксов» для наблюдения за птицами, установленных в долине реки Snefjord — арх. PUSHAK arkitekter, 2005; или деревообрабатывающие — для создания конструкций и покрытия пешеходных мостов Tungeneset и Bergsbotn на острове Сенья, арх. Code Arkitektur, 2008 и 2010). Подобное внимательное отношение к контексту понятно, ведь в данном случае именно он является смыслообразующим элементом каждого проекта, подталкивающим архитекторов не столько к самовыражению, сколько к сотворчеству и поиску скрытых качеств того или иного места. Урок Норвегии в том, что подобная работа может вестись централизованно, в масштабах всей страны, способствуя развитию одновременно и национальной экономики, и местной архитектуры.

Наиболее яркие постройки, реализованные в рамках программы «Национальные туристические дороги», представлены на XXI Международной выставке архитектуры и дизайна АРХ Москва — в выставочном проекте speech: norway, организованном журналом speech: и Посольством Норвегии в России. А 19 мая на АРХ Москве с лекцией об архитектуре «Национальных туристических маршрутов» выступит лично Мортен Лёвсет. Начало лекции — в 13:00 (ЦДХ, 2-й этаж, пресс-центр). Вход свободный.

Проект speech: norway

Организатор: журнал speech: при поддержке Посольства Норвегии в России
Куратор: Анна Мартовицкая
Дизайн экспозиции: Сергей Чобан, Андрей Перлич
Архитектор: Юлия Лаврова
Реализация: DWFI full interior

Изображения © Statens vegvesen

РАССЫЛКА arch:speech