Архитектура, которая создает эмоции. Творческий метод Ма Яньсуна и MAD Architects

Самое важное для архитектуры — создать атмосферу и эмоцию. Так считает основатель MAD Architects Ма Яньсун. Поэтому он сформировал целую философию вокруг природы — именно она рождает в сознании человека самые сильные чувства.

Архитектура, которая создает эмоции. Творческий метод Ма Яньсуна и MAD Architects

Природа — это общая для всех среда, данность, в которой человек живет. То есть именно природа вызывает это пресловутое чувство «адресности», глобальной родины для человека. Ма Яньсун призывает дополнять архитектурой природу. И для этого не нужно придумывать новые технологии, достаточно изменить отношение к окружающей среде и перестать воспринимать ее как второстепенную сущность.

Философию природы и эмоций легко претворить в жизнь: Ма Яньсун рассматривает здания как пространство, к которому человек испытывает какие-то чувства. Желательно, чтобы эти чувства были очень сильными. А раз самые сильные эмоции вызывает природа, то и архитектура своей формой должна подчеркивать естественную среду снаружи и внутри.

Когда удается соединить философию, теорию и практику, то получается «связь архитектуры и природы, то есть очень эмоциональное, возвышенное пространство, которое при этом функционально годится для повседневности». Приводим четыре примера от MAD Architects, где архитектура становится кульминационным впечатлением от созерцания природы.

Оперный театр в Хабрине

Китай, 2015

Оперный театр в Хабрине — «остров культуры» на заболоченной территории около реки Сунгари. Его текучие линии в теплое время года сочетаются с местным «водным» пейзажем, а белые фасады в заснеженные зимы продолжают светлые формы льдин. По словам Ма Яньсуна, этот проект — воплощение доступного искусства. Культурный центр привлекает не просто поклонников искусства, но и обычных людей, близких к природе. Например, рыбаков, которые каждый день наблюдают за театром на лодках. 


Национальный музей деревянной скульптуры в Хабрине

Китай, 2013

Музей деревянной скульптуры — интерпретация природной силы в городе. Здание находится на территории плотной застройки, оно намеренно контрастирует с соседними домами. Культурный центр не вписывается в визуальный контекст настолько же сильно, насколько не вписалась бы в район природная аномалия. На второстепенном уровне музей тоже связан с естественной средой: интерьерной темой дерева в экспозициях, светлыми фасадами, в которых отражается солнце, покатыми формами, с которых удобно счищать снег.

Ма Яньсун связывает человека и естественную среду искусственно, на контрастах: его здания настолько не вписываются в окружающую среду, что смотрятся как природные арт-объекты. Архитектор это объясняет просто. Он говорит, что относится к природе не как к второстепенной сущности, а как к фундаменту. На нем он и выстраивает «очень красивую, естественную, ориентированную на человека» среду.


Отель Sheraton Moon Hotel в Хучжоу

Китай, 2012

Интеграция природы в городскую ткань в прямом смысле: дугообразная конструкция отражается в воде, превращаясь в полное кольцо. Таким образом природа дополнила форму. Она создала новое пространственное измерение — простое, но полностью меняющее восприятие объекта. Архитектура обращается и к восточной философии: Луна, на которую по форме и свету в темноте похож отель, один из самых сильных фольклорных образов для китайцев.


Музей искусств и истории города в Ордосе

Китай, 2012

Здание музея похоже по форме на пещеру первобытного человека. Как и Национальный музей в Харбине, проект контрастирует со сложившейся застройкой. Жители нового города не любят родной Ордос, который построили по неудачному генплану. Музей искусств для них должен был стать одновременно и новой точкой притяжения, и своеобразным «оазисом», в котором можно спрятаться от неприятных привычных видов. Музей превратился в аналог парка в мегаполисе: территории, далекой от урбанистических реалий.

Основной для творческого метода архитектора стала философия китайского пейзажа гор и вод Шань-шуй. В 2015 году Ма Яньсун издал книгу Shanshui City по итогам десятилетней практики бюро. В ней он рассказывает о том, из чего должны складываться новые города. «Город будущего должен перестать гнаться за цивилизацией, он должен гнаться за природой», — вот одна из основополагающих мыслей книги.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще